Родителям о формировании правильной речи у детей
презентация на тему
презентация и комментарии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommentarii_k_slaydam.doc | 46 КБ |
prezentatsiya.pptx | 157.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Комментарии к слайдам.
Слайд 2
Речевая активность детей при поступлении в дошкольные образовательные учреждения относятся к параметрам оценки социальной адаптации воспитанников.
В этот период особое значение имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения и их речевые умения и навыки.
1. Есть дети, которые уверенно вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к взрослым, чтобы узнать о чем-нибудь, обратить внимание взрослого на свою одежду, «достижения» в игре и т. д., спокойно отдают игрушку или берут игрушку, протянутую другим ребенком.
2. Другие дети сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза.
3. Есть и такие дети, которых общение с воспитателями пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступать в контакт.
Знание содержания потребностей ребенка в общении является ключом, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период.
Формирование речевых и коммуникативных проявлений в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста затрагивают в своих исследованиях Анна Михайловна Леушина, Нина Михайловна Аксарина и другие педагоги
Слайд 3.
В связи с этим нельзя не упомянуть о результатах исследований Н. Д. Ватутиной, касающихся анализа изменения речевой активности детей в адаптационный период.
Согласно данным исследования, в этот период происходит изменение содержания потребности в общении. Оно проходит в 3 этапа:
Слайд 4.
Слайд 5.
1 Формирование речи в раннем детстве определяется развитием новых видов деятельности и новых форм общения с взрослыми
Даниил Борисович Эльконин подчеркивает, что возникновение новых видов деятельности ребенка и новых отношений его со сверстниками и с взрослыми приводит к дальнейшей дифференциации функций и форм его речи. Ведущей в этот период является предметно-орудийная деятельность, поэтому в речевой активности детей в период адаптации к детскому саду выступает соотношение единиц в паре «глаголы — существительные». Новые потребности деятельности и общения ведут к дальнейшему интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем. В результате этого речь ребенка становится все более связной и в итоге превращается в важнейшее средство передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых. Взрослый (воспитатель или родитель) показывает и называет признаки предметов ребенку в процессе совместной предметной или предметно-игровой деятельности с ним; систему обобщения — когда учит пользоваться сенсорными эталонами, помогает накопить опыт обозначения каких-либо предметов их изображениями, символами или предметами-заместителями
2. Высшие психические функции внутренне связаны с развитием речевой активности и языковой способности. Это объясняет факт понижения общей психической и речевой активности детей в период адаптации к новой среде.
Так, современными исследователями установлено, что в период адаптации задерживается пополнение активного словаря детей новыми словами.
С повышением же речевой активности детей возрастает и их психическая активность.
Под влиянием речи перестраиваются психические процессы ребенка — его восприятие, мышление, память. Однако процесс овладения речью, в свою очередь, зависит от развития деятельности ребенка, познавательных способностей, от его восприятия и мышления
Условием развития познавательной активности в данный период выступает общение ребенка с взрослым партнером, в процессе которого ребенок усваивает заинтересованное отношение к предметам и явлениям, способы исследовательских действий и управления своим поведением. Структурирование Образа мира и Образа себя, представлений о своих умениях и возможностях происходит благодаря Слову.
3. Социальная среда и роль взрослого в развитии речевой активности детей — важные факторы социального и общего развития ребенка в раннем детстве и младшем дошкольном возрасте.
Поэтому в период адаптации воспитанников к детскому учреждению особые требования предъявляются к речи воспитателя и его умению моделировать педагогические ситуации, позволяющие решать задачи стимуляции речевой активности, формирования речевых умений и навыков воспитанников.
Решение задач стимуляции речевой активности и развития языковой способности детей в процессе их адаптации к ДОУ предполагает:
1.Развитие способности подражать речевым и предметным действиям взрослого, соотносить их и конструировать новые по усвоенным моделям.
2. Развитие у детей понимания речи окружающих и накопление речевых средств, постепенное увеличение словарного запаса, уточнение и развитие значений слов, различение грамматических форм.
Эти задачи тесно связаны друг с другом. При этом пассивная речь опережает развитие активной речи, ведет за собой ее развитие. Динамика соотношения пассивной речи с активной характеризует изменения потребности детей в общении со сверстниками и взрослым при переходе от уровня пассивной к активной адаптации. Дети все чаще включаются в речевые взаимодействия с воспитателями и сверстниками, учатся решать задачи речевой коммуникации.
В процессе адаптации детей к условиям детского сада педагог использует приемы оречевления действий на протяжении всего воспитательного процесса: одевания, раздевания, умывания, кормления и т. д. При этом речь воспитателя не должна быть стереотипной. Так, фразу «Пошли мыть руки» можно заменять на «Вымоем руки», «Сейчас мы пойдем мыть руки», «Пойдемте мыть руки», «Пора помыть руки» и т. д. В этом случае речь становится средством активизации речевой деятельности детей и организации их собственного поведения. Адекватное выполнение действий детьми говорит о правильном восприятии и понимании обращенной речи. Таким образом, воспитатель подводит детей к овладению более сложными функциями речи — регулирующей и планирующей. Все это переводит детей от пассивной к активной адаптации.
Так же следует поддерживать все возрастающий интерес к окружающим явлениям, предметам, игрушкам, картинам, самим взрослым. На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходит совершенствование восприятия более сложных образцов речи, различных вариантов предложений, обогащение словаря, уточнение и усвоение лексических и грамматических значений слов. Это ведет к развитию потребности в общении с взрослым на познавательные темы и к активным познавательным действиям. Общение приобретает инициативный характер, ребенок чувствует потребность в активных самостоятельных действиях.
Слайд 6.
Для решения задач стимуляции речевой активности и развития языковой способности детей применяются специфические приемы, опосредующие процесс адаптации детей к детскому саду, на занятиях по развитию речи и в других видах деятельности
1. Показ и рассматривание предмета.
То, что показывает и называет взрослый, вызывает у ребенка особый интерес, радостные эмоции, тем самым данный прием помогает наладить контакт с ребенком, построить положительные взаимоотношения.
2. Выполнение действий с предметом.
Выполнив вместе с взрослым ряд действий с предметом, ребенок переносит это в самостоятельную игровую деятельность, что способствует развитию игры детей и, как следствие, развитию взаимоотношений детей, так как в общение со сверстниками воспитанники вступают по поводу интересующей их совместной деятельности, а наиболее привлекательной деятельностью дошкольников на протяжении всего дошкольного периода является игра.
3. Просьбы, поручения.
Прием помогает сформировать у детей ориентировку в окружающем, учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому. Это приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, что, прежде всего, необходимо в общении детей друг с другом в условиях игры и другой совместной деятельности.
4. Вопросы — ответы.
Данный прием используется для активизации речи детей: побуждает детей к усвоению правил диалогической речи, а также позволяет, развить у детей умение вслушиваться в обращенную речь взрослого и сверстника, тем самым развивая социальную ориентировку.
5. Опосредованное общение через игрушку
Создает непринужденную обстановку в группе, что очень важно для развития вербальной и невербальной коммуникации, способствует снятию страхов неизвестности, несоответствия требованиям взрослого, «брошенности», вызывает повышение познавательного интереса детей, что ведет к более быстрому привыканию к условиям детского сада.
6. Многократное проговаривание речевого материала
или комментирование действий. Этот прием способствует формированию стереотипов поведения, т. к. привлекает детей к выполнению правил и образцов, что, в свою очередь, приводит к непроизвольному запоминанию речевых образцов и дальнейшему сознательному их использованию в аналогичных ситуациях, а также помогает формировать у ребенка произвольную регуляцию деятельности и поведения. Комментирующая речь оказывает большое положительное влияние на эмоциональное состояние детей, которое достигается положительной оценкой деятельности ребенка и отдельных операций. Желание услышать в рассказе взрослого положительную оценку своей деятельности способствует развитию у ребенка потребности в социальном соответствии.
Благодаря этим приемам, мотивом общения детей сначала становится «делать, как взрослый», затем «быть, как взрослый» в ситуации игрового и коммуникативного взаимодействия с другими детьми, родителями. В целом это способствует переходу от этапа адаптации к этапу социализации и первым попыткам самоутверждения в группе сверстников.
К концу периода адаптации дети в детском саду, используя сформированные навыки речевого общения, должны уметь осознанно воспринимать речь взрослых, то есть уметь вслушиваться в речь окружающих, правильно выполнять словесные инструкции, активно пользоваться звукоподражаниями, пользоваться в общении ситуативной речью, как по побуждению воспитателя, так и по собственной инициативе. Самым важным достижением является появление у детей активной речи, желания говорить, когда дети в общении начинают отвечать на вопросы воспитателя на занятиях, по своей инициативе вступают в общение с взрослым и сверстниками. Воспитанники к этому времени усваивают основные синтаксические единицы, которыми и пользуются в общении — слово — словосочетание — предложение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исследования в области решения задач речевого развития. Основные положения по проблеме изменения речевой активности детей в адаптационный период затрагиваются в исследованиях Анны Михайловны Леушиной , Е. И. Кавериной, Г. М.Ляминой , Н. М. Аксариной , Н,Д.Ватутиной .
Исследования , посвященные изменениям в речи детей раннего и младшего дошкольного возраста при адаптации к новой среде. В результатах исследований Н. Д. Ватутиной, касающихся анализа изменения речевой активности детей в адаптационный период выделено 3 этапа: 1 этап: Потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем. 2 этап: Потребность в общении с взрослым как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем. 3 этап: Потребность в общении с взрослым на познавательные темы и в активных познавательных действиях.
Особенности речевой активности в период адаптации к детскому саду Первая группа — дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. Вторая группа — дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем. Третья группа — дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении с взрослыми
Основные положения по проблеме изменения речевой активности детей в адаптационный период. Формирование речи в раннем детстве определяется развитием новых видов деятельности и новых форм общения с взрослыми . Высшие психические функции внутренне связаны с развитием речевой активности и языковой способности. Социальная среда и роль взрослого в развитии речевой активности ребенка — важные факторы социального и общего развития ребенка в раннем детстве и младшем дошкольном возрасте.
Приемы, опосредующие процесс адаптации детей к ДОУ. Показ и рассматривание предмета. Выполнение действий с предметом. Просьбы, поручения. Вопросы — ответы Опосредованное общение через игрушку Многократное проговаривание речевого материала
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по формированию правильной речи
В статье даны рекомендации для формирования речи ребенка раннего возраста....
Советы родителям по формированию правильной речи и коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста
Формирование правильной речи ребёнка в руках родителей. Ваша любовь и забота - залог успеха....
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. Период от 1 до 3 лет особенно благоприятный для освоения речи....
Методическая разработка.«Методические рекомендации родителям по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».
Методическая разработка. "Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики."...
Роль родителей в формировании правильной речи детей старшей и подготовительной групп
Советы родителям для формирования правильной речи детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей: "Кинезиологические игры и упражнения, способствующие формированию правильной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ"
развитие речи детей через развитие обоих полушарий при помощи кинезиологических игр и упражнений...
Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в формировании правильной речи детей»
Овладение речью - это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, реч...