Творческое развитие дошкольников
консультация по музыке
В наше время, в современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, родителей дать детям знания, научить их читать, писать и считать, вместо способности чувствовать, думать и творить.
Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны.
Для того, чтобы ребенок мог проявить творчество, ему необходим свой жизненный опыт и педагог просто обязан способствовать его обогащению яркими образами, формированию необходимых представлений, умений, навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami_otchet.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей в содружестве с родителями
В наше время, в современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, родителей дать детям знания, научить их читать, писать и считать, вместо способности чувствовать, думать и творить.
Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: "не доиграл", т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе "сотворения игры". Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Фантазия - это источник творческой духовности человека. Если бы не было фантазии, не было бы музыки, живописи, литературы, любви. Эда Ле Жан в своей книге "Когда ваш ребенок сводит вас с ума" так определяет роль фантазий в развитии и жизни ребенка: "Фантазия помогает осознать действия ребенка, понять, что творится в его душе. Фантазия помогает осознать и признать страхи, мысли, которые ребенок скрывает. Фантазия - один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире. И, наконец, - фантазия - источник творчества".
Основной целью воспитания, основанного на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Что включает в себя такая деятельность. Она включает в себя такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.
Для того, чтобы ребенок мог проявить творчество, ему необходим свой жизненный опыт и педагог просто обязан способствовать его обогащению яркими образами, формированию необходимых представлений, умений, навыков. Ведь чем богаче опыт малыша, тем ярче будут его творческие проявления в различных видах деятельности, что позволяет сделать их жизнь интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Чтобы ребенок был готов к жизни, уверенно чувствовал себя в этом большом мире необходимо вооружить его социальными умениями, расширить круг взаимодействия. Это значит, что ребенок должен общаться и вступать в контакт с незнакомыми для него людьми, налаживать доброжелательные дружеские или деловые отношения.
Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, зная свои особенности, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Для этого необходимо научить ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность поставить себя не место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого.
Взрослому необходимо создавать условия для различных способов поведения в той или иной ситуации; моделирование проблемных ситуаций; активизация самостоятельной и творческой деятельности детей. Используя творчество, как средство развития коммуникативных свойств личности, необходимо комбинировать индивидуальные и коллективные творческие задания, предоставляя детям, возможность выбора, взятие на себя определенной роли, которая требует от ребенка более уверенного поведения, свободы движения, самовыражения, где он сам, осознано, строит свои взаимодействия с партнерами. Все это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, скованность детского мышления, стремления ребенка действовать по готовым схемам, образцам. Это пробуждает в нем способность импровизировать, придумывать, доказывать, рассуждать.
Выдающиеся педагоги прошлого столетия убеждены были, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Но для того, чтобы они правильно воспитывали своего ребенка, педагоги должны предоставить в их распоряжение специальные пособия и дидактический материал. Опубликованная в 1989 году "Концепция дошкольного воспитания" (В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) положила начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Что такое взаимодействие педагога с родителями. Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова "взаимодействие" объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.
Совместно с воспитателями групп мы пошли по пути структурно-функциональной модели взаимодействия с семьей, организовали работу с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:
- Просвещение родителей, передача информации по вопросам творческого развития детей;
- Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.
С этой целью были приняты проекты «Народные мотивы», «Удивительный мир космоса», «Светлая Пасха», «Этот День Победы», «Зеленый дом», «Школа безопасности», «Лошадь-домашнее животное», «Дикие животные», «Я-гражданин России», «Сохраним зеленую елочку». Запланированы и реализованы мероприятия, которые позволяют включать родителей в общее интересное дело, что "вынуждает" взрослых вступить в общение с ребенком, которое ориентировано на общее дело: рисунок, поделка, театрализованное представление, подготовка к празднику.
Формы реализации:
- театрализованные игры;
- праздники и развлечения;
- театрализованная деятельность;
- занятия по развитию речи, занятия познавательного характера;
- изготовление изделий из природного и бросового материала, игрушек, сувениров, фитокомпозиций из природного материала, реквизита для детских спектаклей;
- выставка детского творчества, совместного творчества детей и взрослых;
В рамках реализации проектов проведены мероприятия:
1. Диагностика уровня творческого развития детей. |
2. Анкетирование родителей |
3. Занятия а) познавательные б) художественно-эстетические в) развитие речи г) музыкальные |
4. Игры а) на развитие творческих способностей б) театрализованные в) конструктивные г) музыкально- ритмические |
5. Конкурсы на лучшую поделку: «Бурятские мотивы», «Полетели!», «Пасхальное яичко», «Золотая осень», «Дорожные знаки», «Мои игрушки», спортивная эстафета «Супер мамочки», конкурс рисунков «Космические фантазии», «Осторожно огонь», «Осенняя ярмарка», «Я люблю свою лошадку», «Экологическая новогодняя елочка». |
6. Праздники «Сагаалган», «Пасха», «День победы», «выпускной праздник», «Праздник лета», «День Знаний», « День города», «День дошкольного работника», «Золотая осень», «День народного единства», «День пожилого человека», «День матери», «Новогодние утренники». |
7. Муз.творчество а) иллюстрация на муз.инструментах музыкальных сказок, песенок : «Елочка», «Ежик», «Мишка косолапый» б) прохлопывание ритмических рисунков,попевок,их проигрывание на муз. инструментах. |
8. Посещение театрализованных представлений театр «Радуга», «Золотой век», «Овация», «Живые камешки» |
9. Развлечение - театрализация «Подарок Зайчонка», «Колобок», «В гостях у Незнайки», «Олино колечко», «Медведь, мужик и лиса», «Подарок для мамы», «Прогулка со Светофорчиком». |
10. Развлечение «Народные игры бурят», «Прогулка в космосе», «День шоколада», «Прогулка с кикиморой», «День фотографа», «Олимпийская эстафета», «День спасателя», «Школа пожарных», «Осенний ринг», «Спортивная эстафета. Супер мамочки». |
11. Конкурс на лучшую листовку «Спасем елочку» |
12. Участие в субботниках, экологической акции, благотворительной акции «Подари мне жизнь», «Помощь животным» |
13. Участие в оформлении групп, участков, музыкального зала к утренникам и мероприятиям, пошив и подбор костюмов. |
14. Участие в Конкурсах творческих работ «maam.ru», «Музыкальное оливье» -Диплом за 2 место старшая группа. |
15. Открытые занятия: «Прогулка в космосе», «Цирк» |
16. Консультации по теме "Развиваем творческие способности" а) для родителей б) для воспитателей |
17. Индивидуальные консультации для родителей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуально-творческое развитие дошкольников в совместной и самостоятельной деятельности.
Использование логико - математических игр в работе с дошкольниками: игры Никитина, логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, счетные палочки, математический планшет, игры голово...
Консультация для педагогов «Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников»
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников»
Консультациядля педагогов«Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческомразвитии дошкольников»...
Синтез искусств, как фактор формирования творческого развития дошкольников
творческий отчет музыкального руководителя...
Консультация для родителей "«Подвижная игра как средство творческого развития дошкольника»
для родитеелй...
Творческий отчет "Психолого-педагогическая поддержка семьи в творческом развитии дошкольников"
Психолого-педагогической поддержки семьи в развитии творческого потенциала ребенка очевидна в современных условиях и должна эффективно решаться в условиях образовательных учреждений, в том числе, в ус...
Творческая разработка по теме: «Ритмопластика как средство творческого развития дошкольников»
В творческой разработке проведен подробный анализ рекомендованных методик и программ по данной теме, определены приоритетные цели и задачи в области ритми...