Творческий отчет "Психолого-педагогическая поддержка семьи в творческом развитии дошкольников"
презентация по теме
Психолого-педагогической поддержки семьи в развитии творческого потенциала ребенка очевидна в современных условиях и должна эффективно решаться в условиях образовательных учреждений, в том числе, в условиях ДОУ. Вашему вниманию предлагается творческий отчет, где вы можете ознакомиться с организацией работы ДОО в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubivaya.pptx | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ психолого-педагогической поддержки семьи в развитии творческого потенциала ребенка очевидна в современных условиях и должна эффективно решаться в условиях образовательных учреждений, в том числе, в условиях дошкольного образовательного учреждения ТАК КАК …
Творческий потенциал личности – один из важных факторов активизации ее психологических ресурсов (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, А.И. Савенков и др.), одно из условий формирования разного рода компетентностей, необходимых для благополучного существования личности, ее достижений и успешности в современном обществе. Творческий потенциал в широком понимании – это составляющая социального становления личности, ее самореализации в будущем.
З начимым фактором развития творческого потенциала дошкольников являются специально организованные комплексные психолого - педагогические условия, в которых значение имеет психолого-педагогическая поддержка семьи.
Условия должны быть направлены: I . На выявление а) начального уровня развития творческих способностей ребенка, его психологической готовности к развитию творческого потенциала, б) на организацию самого процесса развития творческого потенциала дошкольника. II . На выявление а) социально-психологической и профессиональной готовности значимых взрослых (педагогов и родителей ) сопровождать творческое развитие ребенка, б) готовности взрослых к творческому саморазвитию, без которого деятельность по развитию творческого потенциала дошкольников будет менее эффективной.
организация специальной психолого-педагогической поддержки семьи в системе взаимодействия «ребенок-педагог- родитель» – как условия выявления, сохранения и развития творческого потенциала дошкольников. Цель:
Гипотеза: если в условиях ДОУ организовать специальную психолого-педагогическую деятельность, которая будет: включать исследование творческого потенциала дошкольников; социально-психологической готовности педагогов ДОУ и родителей к саморазвитию и психолого-педагогическому сопровождению процесса реализации творческого потенциала дошкольников; являться целенаправленной и комплексной; учитывать психологическую готовность дошкольников к творческому развитию, социально-психологическую готовность педагогов и родителей к саморазвитию; направленной на поддержку творческого проявления всех участников воспитательно-образовательного процесса и формирование у них субъектной позиции творческой личности, то …
дети приобретут первоначальные навыки креативного познания и преобразования мира, а уровень их творческих умений, способностей, творческой мотивации повысится; педагоги избавятся от профессиональных стереотипов, усовершенствуют творческое педагогическое мышление, что позволит им успешно выявлять, разрешать и прогнозировать любые противоречия, являя тем самым образец креативного поведения для своих воспитанников родители будут воспринимать ребенка как психологический субъект, реализующий деятельность по освоению жизненного пространства совместно с взрослым; приобретут представление о том, что творческий образ жизни взрослого формирует творческий образ мира и деятельности ребенка
Задачи: 1. Выявление и развитие творческого потенциала дошкольников – как психологической основы социального становления личности ребенка (коммуникативных, волевых, эмоциональных ее качеств). 2. Выявление социально-психологической готовности педагогов и родителей к психолого-педагогическому сопровождению процесса развития творческого потенциала дошкольников в условиях ДОУ. 3. Организация деятельности ДОУ по психологическому просвещению воспитателей и родителей о проблемах и особенностях развития творческого потенциала личности в дошкольном возрасте. 4. Организация психолого-педагогических условий, направленных на сохранение и развитие у дошкольников творческого потенциала, в том числе: - творческой активности и мотивации; - исследовательского поведения; - творческих способностей (гибкости, продуктивности, оригинальности, словотворчества, ассоциативного мышления, способности к словарному синтезу, т.д.); - творческого мышления; - творческого воображения; - специальных творческих способностей (художественных, вокальных, танцевальных и др.). 5. Способствование привлечению дошкольников к участию в коллективах учреждений дополнительного образования для гармоничного развития у них разного вида творческих способностей.
Реализация задач нашла свое воплощение в п р о г р а м м е « Ш К О Л А М А Л Е Н Ь К И Х В О Л Ш Е Б Н И К О В »
Реализация данной программы предусматривает широкое использование современных интерактивных форм и приемов обучения, таких как: занятие-игра; занятие-сказка; занятия-путешествия во времени и пространстве; занятия-затеи («Чем может быть шляпа?», «Удивительные превращения перчаток») занятие-конкурс (викторина) занятие-школа (сказочников, астрономов, селекционеров) занятие-сочинение (нарисуй сказку словами, символами, знаками) занятия-циклы («Веселые фантазеры», «Мы – изобретатели») занятия-открытия («Встреча с чудом») мастерские (художника, скульптора, изобретателя) коллективные творческие дела (детей-родителей-педагогов) проектная деятельность и мн. др.
Используемые в программе формы работы с родителями направлены прежде всего на раскрепощение их личности (семинары, тренинги), на поддержание их инициативы (совместные с детьми походы, экскурсии, развлечения, тематические вечера), на раскрытие самостоятельности (домашние задания, выставки, конкурсы, стенные газеты), на совместную творческую деятельность (праздники, проекты).
Результаты подготовительного этапа
Результаты по родителям: 45% родителей проявляют высокий уровень психологической готовности к саморазвитию. Они стремятся к самопознанию и уверены в том, что способны к личностному росту. 17% родителей проявляют высокую социальную активность, смелость, готовность к сотрудничеству, к неординарным решениям. В целом, при высокой энергетической и мотивационной готовности к деятельности и развитию, эти личности эмоционально не готовы к переменам. У родителей выявлены следующие проблемы : 33% родителей не стремятся развиваться как личность, проявляя пассивную и конформную жизненную позицию; 3 9% родителей не готовы к новым идеям, тенденциям, переменам. 50% родителей апатичны, низко мотивированы на достижение, довольствуются тем, что имеют сиюминутно. Итак, исследование показало необходимость активизации психолого-педагогической деятельности ДОУ по развитию творческого потенциала дошкольников, повышению социально-психологической готовности к саморазвитию значимых для ребенка взрослых (педагогов и родителей) на основе организации и внедрения системы психолого-педагогической поддержки семьи в творческом развитии дошкольников.
Этап реализации
1. ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ. -Совместное участие педагогов и родителей в оформлении прогулочных и спортивных площадок способствует развитию игровой и двигательной активности дошкольников; СОЗДАНИЕ АДЕКВАТНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: -Участие родителей в педагогических мероприятиях; -Участие родителей в работе творческой «Лаборатории идей и открытий»; -Организация конференций, семинаров, лекториев для родителей. Повышение уровня психологической готовности родителей к сопровождению творческого развития дошкольников:
2. НЕРАЗЛУЧНЫЕ ДРУЗЬЯ ВЗРОСЛЫЕ и ДЕТИ. Формирование взаимодействия в системе « ребенок-взрослый » стало возможным благодаря: - реализации принципа: не « рядом » , не « над » , а « вместе » !; -трансформации родительской позиции: детский сад «не камера хранения» - а процесс активного участия родителей в совместной творческой деятельности; -приобщению детей к семейным традициям, изучению своей родословной, воспитанию нравственных и духовных начал на примере своей семьи; -активному вовлечению родителей в совместную творческую деятельность;
3. НАВСТРЕЧУ НОВОМУ. Успешное взаимодействие с социумом (ДОУ - мощное средство социализации личности!). Расширение внешних связей, открытость ДОУ новому возможно через: - использование образовательного потенциала социума ; -участие детей д/сада и выпускников в различных творческих коллективах города.
4. ВМЕСТЕ МЫ – СИЛА! Охват родителей мероприятиями, направленными на взаимосотрудничество (МБДОУ №67) Рисунок 1.
Динамика уровня мотивации родителей на сотрудничество с ДОУ ( МБДОУ № 67) Рисунок 2.
Рисунок 3. Сопоставление показателей развития творческого мышления дошкольников на констатирующем и контрольном этапах Условные обозначения к рисунку 3 : П – продуктивность мышления; Г – гибкость; О – оригинальность; Р – разработанность идеи; ССС –способность к словарному синтезу.
Рисунок 4. Графическое представление динамики показателей творческого мышления дошкольников на констатирующем и контрольном этапах Условное обозначение по рисунку 4: - пунктирные линии – данные констатирующего этапа; - сплошные линии – данные контрольного этапа.
Итак, систематическая психолого-педагогическая поддержка семьи, направленная на психологическое просвещение, диагностирование, развитие творческих способностей, воображения, мышления, мотивации дошкольников и их родителей, является эффективной для развития творческого потенциала дошкольников и для повышения готовности взрослых сопровождать процесс раскрытия и реализации творческого потенциала детей в условиях ДОУ.
Перспективы деятельности ДОУ по данной проблеме связаны с поиском новых современных форм творческого взаимодействия ДОУ с семьей ребенка; с выявлением и психолого-педагогической поддержкой творчески одаренных дошкольников и их родителей; с организацией внутреннего конкурса «Я - исследователь» для развития творческих способностей и исследовательских умений детей и взрослых. Необходимо также выяснить, как творческий потенциал взрослых соотносится с показателями творческого потенциала детей. Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие игры как условие для социально- личностного развития дошкольников
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающим. Общение явл...
Статья: "Творческая проектная деятельность как средство естественнонаучного (интеллектуального) развития дошкольников в процессе реализации ФГОС"
Возможно ли использовать творческую проектную деятельность при реализации ФГОС?...
Проект педагогической поддержки семьи в воспитании здорового дошкольника
Тип проекта: информационный; по содержанию «Ребенок и семья»; детско-взрослый, где ребенок – субъект проектирования; внутри семьи; по количеству – состава семьи; средней продол...
Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...
Мастер – класс. Тема: Обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи в вопросах развития и образования.
Тема: Обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи в вопросах развития и образования. Актуальность проблемы: Взаи...
Презентация. Тема: "Обеспечение психолого--педагогической поддержки семьи в вопросах развития и образования "
Взаимодействия детского сада с семьёй-это единство требований, предъявляемых к ребенку-дошкольнику как со стороны самых близких малышу людей-их родителей, так и педагогов....
Государственная социальная политика в сфере поддержки семьи, приоритетные направления развития дошкольного образования
В данной статье рассмотрим направления реализации социальной политики в сфере оказания помощи семье с детьми и системе дошкольного образования. Выделим основные задачи государственной семейной политик...