Игрушки вашего малыша. Первый год жизни
консультация (младшая группа) по теме
К сожалению, не все родители придают должное значение игрушке, как основному источнику получения малышом первоначальных знаний об окружающем мире. Отдавая предпочтение вопросам общего состояния здоровья, многие взрослые воспринимают игрушки детей, как что-то несерьезное и совсем не важное. Родители плохо представляют себе, что функциональная, полезная игрушка, соответствующая возрасту ребенка, поможет развить у него творческие, познавательные, речевые и двигательные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrushki.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МЛАДЕНЧЕСКИЙ И РАННИЙ ВОЗРАСТ
(Консультация для родителей)
«ИГРУШКИ ВАШЕГО МАЛЫША.
ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ»
К сожалению, и в настоящее время бытует ошибочное мнение о том, что новорожденный ребенок еще ничего не видит и не слышит, и ни в чем другом не нуждается, кроме правильного ухода. Однако давно доказано на практике, что начиная со второй половины беременности матери, еще внутриутробно ребенок слышит голос матери, реагирует на музыку, чувствует эмоциональное состояние матери.
Поэтому новорожденный малыш, обладающий способностями слышать, ощущать и вооруженный зрением, с первых дней жизни имеет возможность воспринимать и изучать многообразный окружающий мир.
Новорожденный ребенок беспомощен, он полностью зависит от взрослых. Это они удовлетворяют все его потребности: в еде, питье, температурном комфорте, движениях. Но младенцу присуща и потребность в ощущениях – зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, обонятельных, и особая потребность в ощущении матери. Поэтому малыш может плакать не только потому, что он голоден или болен, но и потому, что ему скучно и не хватает информации, внимания и общения. Когда ребенок чувствует, что взрослый его понимает, он развивается значительно лучше.
Что такое «ОБЩЕНИЕ» - многие родители еще знают, а вот что такое «РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА» – для большинства пап и мам непонятно. РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это предметы окружающего быта, это необходимый и доступный восприятию ребенка игровой материал, который способствует его всестороннему (эмоциональному, познавательному, речевому) развитию.
К сожалению, не все родители придают должное значение игрушке, как основному источнику получения малышом первоначальных знаний об окружающем мире. Отдавая предпочтение вопросам общего состояния здоровья, многие взрослые воспринимают игрушки детей, как что-то несерьезное и совсем не важное. Родители плохо представляют себе, что функциональная, полезная игрушка, соответствующая возрасту ребенка, поможет развить у него творческие, познавательные, речевые и двигательные способности.
В настоящее время при наличии в торговой сети огромного изобилия различных игрушек, родителям самостоятельно, без помощи специалиста, трудно определиться в выборе наиболее правильной, подходящей для своего ребенка определенного возраста (0-3, 3-6, 6-9, 9-12 месяцев, 1-2, 2-3 года) игрушки, имеющей развивающую направленность. Поэтому далее мы познакомим родителей с особенностями игрушек для детей раннего (младенческого) возраста и дадим необходимую информацию по их использованию:
Первые три месяца жизни – первоначальный этап развития всех способностей ребенка. При этом большая часть информации воспринимается органами зрения и слуха. Несмотря на то, что зрительный аппарата малыша не совершенен, он все же может сфокусировать свой взгляд на точке, удаленной от него на расстояние 25-30 см (более далекий и более близкий предмет младенец пока не различает). Так же уже в первые недели жизни малыш отдает предпочтение рассматриванию фигур сложной формы, выделяя движущиеся и объемные предметы. Физиологически он готов к восприятию человека, ведь это для него жизненно необходимо.
Малыши особо выделяют лицо. Уже через 7 минут после рождения новорожденный выбирает лицо реального человека при одновременном предъявлении ему схематического изображения лица. Умение выделить лицо из общего фона – необыкновенно важный фактор для развития ребенка от 0 до 3 месяцев. Поэтому рекомендуется нарисовать яркими красками на картинке улыбающееся лицо и повесить его на расстоянии, доступном для взгляда ребенка. Лицо должно быть достаточно крупным (не менее 10 см в диаметре). Можно сделать несколько таких лиц или заменить их увеличенными фотографиями близких малышу людей – мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д. (Фото 1).
Различные яркие и контрастные игрушки – прекрасный инструмент для стимуляции зрительной функции. Нужно натянуть шпагат на перила кроватки малыша и к нему привязывать разнообразные предметы, которые будут привлекать внимание маленького исследователя. В первые месяцы жизни ребенка наибольший интерес для него представляют простые геометрические формы с контрастными черно-белыми изображениями. Для этого раскрасьте картонные кубики разной величины черно-белыми полосами или решетками (ребенок предпочитает изображение контрастной решетки, чем однотонного изображения).
Если ребенок не обращает внимания на предметы и игрушки, попробуйте соединить веревочку, на которую они подвешены, с ручкой ребенка (с помощью шнурка). Вскоре малыш установит взаимосвязь своих движений с движениями игрушек. Можно привязать к ручке малыша и воздушный шарик, а лучше изготовить браслеты из цветных резиночек, пришив к ним маленькие колокольчики или бубенчики. Тогда ребенок не выронит игрушку и сможет более длительное время рассматривать и перебирать пальчиками мелкие детали предмета.
Но не забывайте менять игрушки (пластмассовые фигурки, бумажные кубики, шарики, яркие ленточки) через 4-5 дней, ведь малышу необходимы новые объекты исследования.
Стена или пространство рядом с кроваткой тоже могут быть использованы в качестве зрительной стимуляции малыша: вешайте на стену яркие плакаты, контрастные коврики и игрушки.
Так же для новорожденного ребенка главным стимулом развития является еще и ваш голос. Новорожденный ребенок отдает предпочтение голосу одного, особо взрослого матери и очень быстро учиться адекватно реагировать не только на выражение ее лица, но и на ее интонацию. Поэтому очень важна и слуховая стимуляция ребенка от 0 до 3 месяцев.
Периодически, в течение дня давайте ему послушать какую-либо звучащую игрушку (погремушку, колокольчик, дудочку, пищащую игрушку, бубенчик) и любую другую игрушку со звучащей начинкой. Меняйте место положение источника звучания – звук может идти справа, слева, сзади и т.д. В этом возрасте расстояние до источника звукам можно увеличить, так же использовать громкие и тихие звуки, и звуки отличающиеся по тембру. Таким образом стимулируется функция слуха. Капризного малыша можно успокоить, дав ему послушать тиканье часов.
Тактильная стимуляция новорожденного должна быть чрезвычайно тактичной. Первой тактильной стимуляцией малыша является его физический контакт с матерью. Можно самим изготовить небольшие по размеру игрушки из различных тканей и материалов: мех, фланель, перышки, и вкладывать их в ручки малыша. И обязательно кладите ребенка на различные поверхности – мягкие, пушистые, гладкие и жесткие. Касаясь различных поверхностей и материалов, ребенок получает богатую информацию о разнообразии окружающего мира.
В период с 3-6 месяцев основная задача для ребенка – овладеть подготовительными движениями к ползанию. Качество движения ребенка зависит от того, насколько много он ползает. Ведь движение и ползание на животе и на четвереньках жизненно важно для развития продолговатого и среднего мозга. Если движение ограничивается, то эти отделы мозга отстают в своем развитии. Чтобы ребенку было интересно ползать, предоставьте ему игрушки, к которым он захотел бы приблизиться. Когда ваш малыш доползет до желанной игрушки, дайте ему время поиграть с ней и насладиться «добычей».
Так же с 3-6 месяцев происходит интенсивное накопление и развитие сенсорных впечатлений на основе осязания, зрения, слуха. Движения рук становятся активнее, малыш готовиться к манипуляции обеими руками. Он начинает тянуть руки в рот. Так он их лучше узнает и почувствует. С этим ни в коем случае нельзя бороться. Развитие движений рук все больше сочетается со зрительным восприятием. С 4 месяцев ребенок при виде висящей игрушки уже целенаправленно протягивает к ней ручки, захватывает ее, удерживает, трясет. Формируется зрительно-моторная координация рук. Это позволяет малышу уже более эффективно изучать окружающие предметы, знакомясь с их формой, материалом, размером и звуком.
Начиная с 3 месяцев у ребенка формируется и представление о цветовом различии окружающих предметов. Поэтому прикрепите на спинку кровати круги желтого, синего, красного и зеленого цветов. Называйте ребенку цвет круга, которым он заинтересовался. Круг, разделенный на цветные сектора, способствует формированию у ребенка зрительного различения основных цветов.
Уважаемые родители!
Найти ответы, на интересующие Вас вопросы по психомоторному развитию Вашего
малыша, Вы можете в следующих печатных изданиях:
1. Борисенко М.Г.
Школа раннего развития. Потешки про Ваню. Для детей от 1 до 2 лет.
СПб.: «Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001. – 32 с.
2. Галанова Т.В.
Развивающие игры с малышами до трех лет.
Ярославль: «Академия развития», 1996. – 240с.
3. Герасимова А.С., Кузнецова В.Г.
Школа раннего развития. От рождения до 3-лет.
СПб.: «Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Гранд», 2003. – 208с.
4. Жукова О.С.
Школа раннего развития.
Первые уроки для новорожденных. От 0 до 6 месяцев.
СПб.: «Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Гранд», 2002. – 32 с.
5. Жукова О.С.
Школа раннего развития.
Первые уроки для новорожденных. От 6 до 12 месяцев.
СПб.: «Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Гранд», 2002. – 32с.
6. Закревская О.В.
Развивайся, малыш!
М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. – 88с.
7. Козак О.Н.
Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет.
СПб.: «Союз»,1998. – 96с.
8. Казьмин А.М., Казьмина Л.В.
Дневник развития ребенка от рождения до трех лет.
М.: «Когито-Центр», 2001. – 74с.
9. Пилюгина Э.Г.
Сенсорные способности малыша.
М.: «Просвещение»; АО «Учебная литература», 1996. - 112 с.
10 . Разенкова Ю.А.
Игры с детьми младенческого возраста.
М.: «Школьная Пресса», 2000. – 160с.
11. Юртайкин В. В., Жиянова П.Л.
Игрушки вашего малыша. Первый год жизни.
М.: «АРКТИ», 2001. – 40с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для родителей. «Игрушки вашего малыша»
Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учи...
Игрушки вашим малышам
Из множества вещей окружающих ребёнка-дошкольника, для него важней всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребёнка....
О чём говорят любимые игрушки вашего малыша
Для вас, родители!...
Статья "Игрушки вашего малыша, их роль в интеллектуальном развитии дошкольника"
Если вы хотите развить способности малыша, научить его думать, понимать речь взрослых, действовать с предметами, играйте с ним как можно ч...
Игрушки для малыша третьего года жизни
Игрушка и дети — это тема вечная и очень интересная, ведь игра – мир, в котором ребенок учится жить, познает мир, учится творить и созидать....
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ МАЛЫША (ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ)
Развитие ребёнка проходит по индивидуальному маршруту, но есть общие среднестатистические сроки для каждого возраста.Поэтому родителям необходимо знать, что должен уметь ребёнок в определённый в...
О чем говорят любимые игрушки вашего малыша
Тест для родителей "О чем говорят любимые игрушки вашего малыша" ...