Тренинг сочинения семейных историй (по методике Л. Шапиро)
методическая разработка на тему

Пудкова Наталья Вячеславовна

Этот тренинг проводится в том случае, когда нет времени, чтобы найти книгу, где описаны проблемы вашего ребенка (или такой книги не существует в природе); когда нужно действовать, но неизвестно как.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг сочинения

семейных историй

(по методике Л. Шапиро)

Этот тренинг проводится в том случае, когда нет времени, чтобы найти книгу, где описаны проблемы вашего ребенка (или такой книги не существует в природе); когда нужно действовать, но неизвестно как.

Родители вместе с детьми старшего дошкольного возраста сочиняют рассказ, следуя определенным правилам.

1. Рассказ начинается со слов «Жил – был …». Затем называют имя главного героя (его не должны звать так, как ребенка).

2. В рассказ вводится проблема, с которой ребенок столкнулся (она должна быть описана так, как её видит ребенок). Приводится пример, который позволяет представить проблему в ещё большем масштабе.

3. В рассказе появляется помощник (не сказочный персонаж), сочувствующий ребенку.

4. Предлагается положительный реалистический выход из сложившегося положения.

5. Предлагается второй способ решения проблемы.

6. Ребенку предлагается по – новому взглянуть на его проблему.

7. Придумывается новая конфликтная ситуация, с которой сталкивается герой.

8. Герой находит положительное решение новой проблемы.

9. Сочиняется развязка конфликта, из придуманной истории выводится мораль.

По каждому пункту взрослый записывает в тетрадь несколько строчек.

Такая методика очень помогает в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Чтобы опробовать методику Л. Шапиро и привлечь к этому внимание родителей, их вниманию предлагается несколько примеров историй с  использованием приемов, проверенных семейной практикой.

Например,

«История про маму, у которой ребенок пошёл в детский сад»

  • Жили – были мама, папа и дочка. Они очень хорошо жили – душа в душу, любили друг друга и заботились друг о друге. И еще любили ходить в гости к своей бабушке, старенькой – старенькой и очень доброй. Она часто забывала, как кого зовут, но любила свою внучку и всегда баловала её. И вот однажды … .
  • Мама с папой решили, что их девочка подросла, маме надо выходить на работу, старенькая – старенькая бабушка не сможет целый день быть с внучкой, и они стали думать, как же им поступить.
  • И решили отдать ребенка в детский сад. Так дочке и сказали: «Тебе нужно идти в детский сад – ты уже большая». Дочка спросила: «А что это такое?». «Завтра увидишь, тебе понравится!» - ответила мама.
  • Утром мама и девочка встали рано. Дочка надела красивое  платье, и они пошли в детский сад. По дороге девочка все  время спрашивала, что она будет делать в садике.
  • «Сначала ты познакомишься с детьми и воспитателями. Там вас будут кормить, водить в музыкальный зал и на физкультуру. Тебе покажут твою кроватку», - сказала мама.
  • «Мою кроватку? – удивилась девочка. - Я что, там жить останусь навсегда?»
  • Мама сказала: «Не, конечно, мы тебя заберем. Но сначала ты познакомишься, погуляешь, поешь и поспишь …». Дочка посмотрела на маму грустными глазами, но мама этого не увидела – они уже подходили к детскому саду. И, конечно, как назло, прямо у самого порога у девочки развязались шнурки, а потом в группе никак не хотели расстегиваться пуговицы.
  • «Мамочка, а может быть, ты останешься вместе со мной?» - спросила дочка. – Я буду тебя слушаться, помогать мыть посуду, убираться в своей комнате. Только останься со мной, мамочка», - все говорила и говорила девочка.
  • Мама ушла из детского сада, оставив дочку в слезах, а у самой на душе кошки скребли. Не прошло и часа, как ей на работу позвонила воспитательница и предложила забрать ребенка: «Никак не получается остановить её рев». Маме стало стыдно, она сорвалась с работы, забрала дочку и всю дорогу ворчала: «Мы же с тобой договорились!». Девочка насупившись, молчала.
  • На следующий день история повторилась, и на другой день тоже. Через несколько дней после серьёзных разговоров по поводу того, что у всех своя работа, девочка молча пришла в детский сад, молча села на коврик в игровой комнате и … просидела так до обеда. А когда пришла мама, сначала бросилась к ней, а потом отвернулась и заплакала.
  • Чтобы как – то развеселить дочку, мама купила ей по дороге домой новые фломастеры и предложила порисовать. Девочка нарисовала трех головоногов, всех без ушей и глаз, но с широко открытыми, как будто кричащими ртами вытянутыми руками. Бабушка, которая приехала к ним в гости, спросила: «А где же ты на рисунке, внученька?». «Я в садике», - равнодушно ответила девочка.
  • Бабушка обняла внучку и заплакала. Мама почему – то стала нервно вытирать посуду и попросила дочку пойти к себе в комнату поиграть.
  • На следующее утро девочка проснулась сама. Она не могла понять, почему мама не будит её, чтобы идти в детский сад. Может быть, её туда больше не поведут? И она побежала в комнату к маме.
  • Но мамы дома не было, и папы тоже. Девочка испугалась.
  • Зато была бабушка, которая сказала, что сегодня Танечка может остаться с ней дома. А вечером, когда все соберутся, то решат, что делать с детским садом. «Ведь мы хотим, чтобы тебе там было хорошо, чтобы ты могла играть с ребятами, заниматься и рисовать!» «Но я могу это делать и дома, с тобой!» - возразила ей внучка.
  • Бабушка сказала, что каждая птица должна научиться находить свою стаю и учиться летать вместе с ней, не отставая и не улетая вперед, чтобы однажды вместе со всеми птицами подняться на крыльях и улететь далеко – далеко в прекрасную волшебную страну. Когда бабушка это говорила, она рисовала красивых птиц – маму и папу, а рядом с ними маленького птенчика. Потом нарисовала еще много маленьких птенцов и предложила внучке дорисовать им большие крылья и прекрасную страну, в которую они полетят, когда превратятся в прекрасных лебедей. Какая же красивая получилась картинка! «И где же здесь ты? – спросила бабушка. Девочка посмотрела на рисунок и ткнула пальцем в одну птицу. «Давай тебе бантик дорисуем, - сказала бабушка, - чтобы мама и папа тебя узнали. Придут они с работы и удивятся: откуда у нашей Тани такой бантик? Мы ей не покупали!» Внучка задумалась: «А это мне Саша подарила!» - «Которая с тобой в садик ходит? Надо же, какая же хорошая девочка! Давай ей завтра конфет отнесем в подарок и других ребят тоже угостим?» Внучка радостно согласилась. И они стали делать конфеты по специальному бабушкиному рецепту.
  • На следующее утро девочка проснулась раньше всех и побежала в комнату родителей. Она приплясывала вокруг их большой кровати и весело пела: «Вставайте, вставайте, пора в детский сад идти и конфеты дарить».
  • Мама положила конфеты в красивую сумочку, и Таня сама несла её, радуясь, что может угостить своих новых друзей.
  • Воспитательница и дети очень обрадовались её приходу. Они бросились навстречу Тане, стали расспрашивать, почему её вчера не было.

Девочка растерялась, а мама сказала: «Потому что мы готовили для вас сюрприз!» и достала конфеты. Конфет хватило всем, и дети их очень хвалили. Мама была этому рада, но самое главное – она не убежала на работу, а осталась с ребятами делать самолетики и смотреть, чей улетит дальше. Дальше всех улетел самолетик их воспитательницы, и мама сказала: «Научите мою дочку делать такие самолетики, а она научит меня и папу». Маме надо было бежать на работу, но она не хотела уходить. Все дети вместе с Таней стали её уговаривать: «Идите! Таня останется с нами делать самолетики! Не бойтесь!» Но мама боялась! Тогда дочка ей сказала …

  • «Мамочка» Ты иди на работу, я тут поиграю. А когда ты придешь, мы пойдем домой. Не торопись!»
  • Мама чуть не заплакала от счастья. Она остро почувствовала, как была виновата перед дочкой, отдавая её в детский сад как бездушную игрушку. И порадовалась, что научилась доверять своему ребенку и понимать, что его беспокоит.

           Родители и дети часто разговаривают на разных языках. Отсюда непонимание, раздражение взрослых и упрямство детей. Важно не давить на ребенка, не перегнуть палку, чтобы не воспитать зажатое и озлобленное существо. Психологи и педагоги помогают родителям анализировать проблемные ситуации, выявлять их причины и находить пути решения. Одним из таких решений может быть палочка – выручалочка, которую ребенок найдет в сказке – истории, придуманной взрослым.

Пример такой сказки.

История про маленького Мишу.

 Жил-был Миша. Хороший и умный мальчик. Но ему никогда не сиделось на месте. И руки его тоже всегда находили себе занятие: что-нибудь схватить, уронить или сломать. Миша только успевал извиняться и просить прощения за то, что они натворили. Но иногда его и язык не слушался, а говорил всё наоборот: Миша хочет извиниться, а язык вместо этого скажет какую-нибудь гадость, и только хуже становится. 
Однажды руки и ноги так взбунтовались, что сбежали из детского сада, и Миша вместе с ними. Прибежал в лес, испугался, хотел закричать «Спасите!», а язык вместо этого - «Ку-ка-ре-ку!» Так и остался бы Миша в лесу, если бы его не нашли родители, которые вызвали милиционера с собакой.
 
Милиционер посмотрел на Мишу и говорит: «Что же ты так свой язык, руки и ноги распустил?» «Никак у меня не получается, чтобы они слушались!» - заплакал мальчик. «А ты напомни им, что главное - это твой ум. Он - генерал. Пусть он скомандует: «Внимание! Руки, слушайте мою команду!» и скажет им, что нужно делать». - «А если не послушаются?» - «А что делают в армии, если солдаты не слушаются? Их тренируют: раз - сжали руки, два - расслабили. И так несколько раз: раз-два, раз-два, раз-два! После этого сразу послушаются».
 
Не очень поверил Миша в это. Но вечером, когда его ноги стали носиться по квартире и прыгать везде, где не надо, он вспомнил про генерала. И скомандовал: «Внимание, ноги! Слушать мою команду: раз - присели, два - встали. Раз-два, раз-два, раз-два! А теперь - шагом марш в ванную чистить зубы!» И вдруг... ноги его послушались.
 
Как сказал Мишин дедушка, его голова стала настоящим «генералом» и могла командовать всем своим «войском». Ещё дедушка сказал, что теперь из Миши вырастет не разгильдяй, а настоящий мужчина.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анатированый каталог методик по тренингу личностного роста

Материал содержит описание, область применения и этапы тренинга самопознания и личностного роста...

Мнемотаблица. Татьяна Шапиро. День Победы

Мнемотехника в работе с дошкольниками...

Статья: «История развития методики преподавания изобразительного искусства».

Творческому педагогу важно иметь не только большую копилку приемов преподавания рисования для непосредственной работы с детьми, но и общие представления о развитии методик изобразительного искусства д...

"Заучивание стихотворения "День Победы" Т.Шапиро"

беседа о ВОВ, заучивание стихотворения...

Тренинг "Методика обучения дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок"

Обучающий тренинг с педагогами по использованию в образовательном процессе ТРИЗ- технологии...

тренинг для родителей по методике Марии Монтессори

тренинг для родителей по методике Марии Монтессори...

Консультация для педагогов ДОУ "Русские народные игры - история, классификация, методика проведения".

В данном материале представлена история, классификация и методика проведения русских народных игр....