"Родительская компетентность"
консультация на тему
данный материал может быть полезен педагогам для оформления родительских уголков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskaya_kompetentnost.docx | 145.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительская компетентность.
Родительская компетентность – это прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка.
Родители детей дошкольного возраста должны знать о «кризисах развития в жизни ребенка» - это 1 год, 3 года, 7 лет. Когда в три года ребенок становится капризным, вздорным, упрямым, компетентный родитель не должен теряться и раздражаться, он должен понимать и знать, что это важный этап в жизни ребенка – это первое яркое выражение своего «Я», это попытка отдалиться от родителей, научиться многое делать самому и решать свои проблемы.
«Компетентный родитель» понимает, что переживая кризис, ребенок поднимается на новую жизненную ступень. «Компетентный родитель» помогает в этом ребенку, зная закономерности личностного развития.
И благодаря грамотности родителя, ребенок выходит из кризиса с набором положительных качеств.
«Компетентный родитель» обязательно должен знать все возрастные психические особенности своего ребенка, в какой возрастной период предлагать ребенку тот или иной вид деятельности.
Но самое главное, это обеспечение покоя, доброжелательности, любви и теплоты внутрисемейных отношений, что будет способствовать благоприятному психическому развитию ребенка.
ДЕТСКИЕ РОЛИ В СЕМЬЕ
«Козел отпущения». Эта детская роль возникает в семье, когда; супружеские проблемы родителей переходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые те готовы выплеснуть друг на друга.
«Любимчик». Она возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке и любовью к нему.
«Бэби». В этой роли ребенок отдален от родителей, он «вечное дитя», от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.
«Примиритель». Ребенок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.
ТИПЫ МАМ
(А.Я. Варга)
А.Я. Варга по характеру отношения к детям выделяет четыре типа мам
Спокойная уравновешенная мама — настоящий эталон материнства. Она всегда всё знает о ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра.
Тревожная мама вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу его благополучию. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех членов семьи.
Тоскливая мама вечно всем недовольна. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с такой мамой не повезло.
Уверенная и властная мама твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту. «Создавая» ребенка и по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость стремление к самостоятельности.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПАП
«Папа-мама» — это по-матерински заботливый отец, он берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Но не всегда ему удается делать это с должным терпением (как это бывает у мам). Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым.
«Мама-папа» главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку всё разрешается, всё прощается, и он иногда «удобно устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота.
«Карабас-Барабас». Папа — злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». Он нервозен и непоследователен. В семье царит страх, а в душе ребенка поселяется тревога. Наказание за содеянное — излюбленный метод такого папы. И вполне возможен вариант, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти. Так Карабас создает для себя Везувий который не любит «молчать».
«Крепкий орешек» — непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, и облегчить участь ребенка, когда он не прав.
«Попрыгунья-стрекоза» — папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни — свободная холостяцкая жизнь, без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него тяжелая ноша, ребенок — обуза, предмет заботы жены (что хотела— то получила!). При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу.
«Добрый молодец», «рубаха-парень» — папа, на первый взгляд, и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.
«Ни рыба, ни мясо», «под каблуком» — это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.
ФОРМУЛА ИСТИННОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ:
« ЛЮБЛЮ НЕ ПОТОМУ ЧТО ТЫ ХОРОШИЙ,
А ПОТОМУ ЧТО
ТЫ ЕСТЬ…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП).
Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП)....
Программа по формированию родительской компетентности семей, воспитывающих детей с нарушением развития
Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением развития, привлечение родителей к коррекционно-развивающему и воспитательному проце...
Родительское собрание на тему "Формирование родительской компетентности по вопросам кризиса трех лет с использованием коуч-технологий"
Консультация для родителей об эффективном взаимодействии с детьми в период кризиса трех лет...
Формирование родительской компетентности как важной составляющей детско-родительских отношений
В статье раскрывается формирование родительской компетентности, как важного фактора в построении общения с ребенком....
Педагогический социально-значимый проект «Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки старших дошкольников через работу родительского клуба «Ступеньки к школе»
Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей....
Городское родительское собрание с родителями детей-инвалидов в формате круглого стола "Повышение уровня родительской компетентности в рамках обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, особенности организации ППк в ДОО".
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий....
Выступление на родительском собрании «Родительская компетентность»
Рекомендации родителям детей дошкольного возраста о «кризисах развития в жизни ребенка»....