Программа по формированию родительской компетентности семей, воспитывающих детей с нарушением развития
статья на тему
Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением развития, привлечение родителей к коррекционно-развивающему и воспитательному процессу. Формирование родительской компетентности в условиях коррекционно-развивающего процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_formirovaniyu_kompetentnosti.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по формированию родительской компетентности семей, воспитывающих детей с нарушением развития
ГБОУ д/с №2696
Структурное подразделение
Служба ранней помощи
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка с нарушением развития, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.
Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Могут возникнуть неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка с нарушением развития может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.
Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционно-развивающий процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и реабилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей с нарушением развития и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.
Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.
В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей с нарушением развития, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением развития, привлечение родителей к коррекционно-развивающему и воспитательному процессу. Формирование родительской компетентности в условиях коррекционно-развивающего процесса.
Задачи программы:
- обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
- формирование эффективной родительской позиции,
- оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
- формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
- формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.
Сроки реализации: 1 учебный год (сентябрь-май)
Формы и методы работы:
- В ходе реализации программы используются индивидуальные и групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса.
- Формы работы варьируются в зависимости от особенностей детско-родительского взаимодействия, от характера и степени нарушений развития ребенка.
- Практические занятия организуются с каждой семьёй индивидуально, а также в группе совместно с родителями и детьми с нарушениями развития.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
- Создание условий для обеспечения «качества жизни» семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
- Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
- Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
- Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.
Основные требования к реализации программы:
Цели родительского образования и просвещения в образовательном учреждении значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в образовательном учреждении в ряду других субъектов воспитательного процесса.
Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы по формированию родительской компетентности, и особенности контингента родителей (законных представителей), и формы проводимых занятий.
Образование и просвещение родителей детей с нарушениями развития ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности, социализации и адаптации ребенка.
Формирование родительской компетентности для родителей,
воспитывающих детей с нарушениями развития в ГОУ д/с № 2696
№ п/п | Мероприятие | Сроки реализации | ответственный | Задачи мероприятия |
Первичный прием. Знакомство с семьей. Диагностический игровой сеанс. Диагностика взаимоотношений в диаде «ребенок-родитель». Проведение диагностики «Протокол обследования поведения родителей к программе Лекотека». | сентябрь-октябрь | Руководитель СРП. Педагог-психолог. | Получение всесторонней информации о том, как актуальный уровень функциональности ребенка помогает ему адаптироваться к окружающему миру и как происходит обратный процесс адаптации окружения. Наблюдение и оценка уровня особенностей спонтанного поведения ребенка в игровой среде и особенности поведения в диаде «ребенок-родитель». | |
Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ. Психологическое обследование семьи. Диагностика социального окружения ребенка. Права детей с нарушениями развития и членов их семей. Знакомство родителей с этическим кодексом СРП. Создание индивидуально-ориентированных программ совместно с родителями. Заполнение протокола обследования поведения родителей к программе Лекотека. | ноябрь-декабрь | Руководитель СРП. Социальный педагог. Педагог-психолог. | Знакомство с психологическим климатом в семьях, воспитывающих детей с нарушениями развития. Адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ. Решение психологических трудностей членов семьи, связанных с особенностями развития ребенка. Прояснение запросов семьи, трудностей и ресурсов семьи. Планирование работы по психолого-педагогическому сопровождению. Повышение уровня родительской компетентности в юридических, правовых и этических вопросах. Разработка, написание и согласование с родителями индивидуально-ориентированных программ для детей с нарушениями развития. | |
Создание родительского клуба «Счастливый малыш». | декабрь (работа в течение года) | Руководитель СРП. Педагог-психолог. Социальный педагог. Учитель-дефектолог. | Создание непринужденной атмосферы общения родителей друг с другом и с педагогами СРП. Формирование доверительных отношений между участниками педагогического процесса. Оказание эмоциональной поддержки родителям. Работа клуба выстроена, исходя из следующих положений: - семья источник гармоничного самосознания ребёнка, ведущий фактор развития его личности и индивидуальности; - воспитание детей в семье – это самовоспитание родителей; - развитие родительского самосознания; - установление доверительных отношений педагогов и родителей с обменом информаций, взаимной помощью. - включение родителей в коррекционно-педагогический процесс Службы. Адаптация родителя к нарушениям развития ребенка, принятие своего ребенка со всеми недостатками. Поддержание активной позиции родителей в развитии и воспитании своего ребенка. | |
Мини-лекторий по различной проблематике, связанной с детьми, обучением и воспитанием детей с нарушениями развития. | январь (в течение года: по планам педагогов и запросам родителей) | Руководитель СРП. Педагог-психолог. Социальный педагог. Учитель-дефектолог. | Ознакомление родителей с особенностями развития детей с ОВЗ и способами (техники и методы) взаимодействия с ними. Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями. Мотивами, потребностями, поведением. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка. Сплочение группы. | |
Проведение мастер-класса «Как играть с ребенком». | Февраль (повтор по запросу родителей) | Педагог-психолог. Учитель-дефектолог. | Обучение родителей техникам игры с детьми с ОВЗ в различных формах продуктивной деятельности. | |
Техника совместного рисунка, а так же невербальная процедура «Совместное рисование семейного счастья». | Февраль (повтор в апреле) | Педагог-психолог. Учитель-дефектолог. | Каждый участник рисует не доминантной рукой, с закрытыми глазами свое представление о счастье. После этого все вместе складывают фрагменты в целостную картину и обсуждают. | |
Интерактивное общение посредством интернет-коммуникаций. | Март (Работа в течение года) | Социальный педагог. | Опросы и анкетирование родителей детей раннего возраста посредством сети Интернет; Общение с родителями через электронную почту (методики, литература, индивидуально-ориентированные программы на детей, рекомендации, сценарии праздников). Повышение компетентности родителей (отцов и др. членов семьи, которые не имеют возможности посещать занятия в СРП). | |
Ролевая игра. «Ребенок и коллективная мама». Содержание: Одному участнику группы предлагается побыть «ребенком» и попробовать ощутить давление родительских воздействий. Остальные участники группы выступают в роли «коллективной мамы», которая осуществляет определенные родительские воздействия на ребенка, определяет его жизненное пространство, решает что можно, чего нельзя. В случае запретов используются ленточки. В зависимости от запретов лентами завязываются руки, ноги, уши. Когда «ребенок» весь перевязан, родителям предлагается оценить адекватность родительских воздействий. После этого идет обсуждение и делаются основные выводы участников. | Март (повтор по запросу родителей) | Педагог-психолог. Учитель-дефектолог. | Определение родительских воздействий на ребенка, осознание влияния ребенка на чувства родителя, осознание жизненного пространства ребенка. | |
Проведение родителями мастер-классов по выбору «Родительское мастерство» (русское народное творчество: праздники, сказки, традиции, фольклор и т.д.) | Апрель | Руководитель СРП. | Повышение компетентности родителей в аспекте нравственного воспитания. Формирование инициативности и активности родителей в педагогическом процессе. | |
Социальная адаптация ребенка с нарушениями развития к посещению ДОУ и других образовательных учреждений | май | Социальный педагог | Обучение детей режимными моментами ДОУ. Рекомендации по вопросам дальнейшего образовательного маршрута. Информирование родителей об образовательных учреждениях и помощь в подборе подходящих конкретному ребенку с нарушениями развития. | |
Проведение игровых сеансов | В течение года | Руководитель СРП. Педагог-психолог. Социальный педагог. Учитель-дефектолог. | Обследование стратегий родительского поведения (образовательно-воспитательных компетенций); Обучение специалистами родителей различным техникам, нормализация детско-родительских отношений, преодоление поведенческих проблем ребенка; | |
Консультирование (в пределах группы и в условиях домашнего визитирования) | В течение года | Руководитель СРП. Педагог-психолог. Социальный педагог. Учитель-дефектолог. | Повышение уровня осведомленности родителей в вопросах нарушений развития своих детей и детей с другими нарушениями. Повышение родительской компетентности в вопросах развития и воспитания ребенка с ОВЗ и реализации индивидуально-ориентированной программы. Адаптация родителя к нарушениям развития ребенка, принятие своего ребенка со всеми недостатками. Поддержание активной позиции родителей в развитии и воспитании своего ребенка. Обратная связь специалистов после наблюдения за взаимодействием в диаде «родитель-ребенок» (использование видеозаписи). | |
Проведение тренингов | В течение года | Педагог-психолог | Повышение уровня личностного развития родителей, уровня компетентности и умениях взаимодействовать в диаде «родитель-ребенок». Снятие эмоционального выгорания родителей. | |
Досуговая деятельность | В течение года | Руководитель СРП. | Включение родителей в досуговую деятельность ДОУ (в аспекте преемственности СРП и ДОУ). Проведение совместных праздников и мероприятий. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ЛИТЕРАТУРА:
- Методические рекомендации по организации деятельности лекотек и служб ранней помощи. / А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, А.И. Чугунова, В.Н. Ярыгин. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2011.
- Индивидуально-ориентированная коррекционно-разивиющая программа «ЛЕКОТЕКА». / А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминова, А.И. Чугунова, А.М. Пайкова, Н.А. Склокина – Российская лекотека, М. – 2006.
- Служба ранней помощи справочно-методические материалы по организации Служб ранней помощи. Москва, МГППУ Отв. ред. М.М. Цапенко – М.: МГППУ, 2011.
- Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.
- Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
- Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
- Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М.: Школьная пресса, 2003.
- Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. – М.: Монолит, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Психолого – педагогическая помощь семьям воспитывающих детей с нарушением зрения»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАНА ТЕМУ: «Психолого – педагогическая помощь семьямвоспитывающих детей с нарушением зрения»...
Методики для оценки семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии
Комплексное обследование семьи каждого ребёнка с ОВЗ осуществляется разными методами, с использованием различных методик....
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В статье рассматривается взаимодействие различных социальных институтов: дошкольного учреждения и семьи, необходимость их тесного сотрудничества в современных условиях. Представлены формы взаимо...
Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Консультирование и обучение.
Материал представлен в рамках курсов повышения квалификации "Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста в региональной системе ранней помощи&qu...
Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушениями речи
Работа с родителями...
«Организация взаимодействия ДОУ с семьями, воспитывающих детей с нарушениями речи»
Большую роль в появлении нарушений речевого развития и невротических речевых расстройств у детей играют такие факторы, как пассивность родителей, их психолого-педагогическая некомпетент...