Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП).
статья по теме
Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bondarenko.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП).
Характер взаимоотношений между детьми и их родителями зависит от следующих воздействующих факторов:
- особенности личности родителей и форм их поведения;
- психолого-педагогическая компетентность родителей;
- эмоционально-нравственная атмосфера в семье;
- диапазон средств воспитательного взаимодействия;
- степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи;
- учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения [4].
Нами было проведено исследование целью, которого было изучить взаимосвязь родительской компетентности, родительского отношения и эмоционального взаимодействия в семье, дети которых посещают Службу ранней помощи.
Исследование было направлено на:
- выявление родительского отношения к детям (для этого использовался «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин)). Данная методика ориентирована на изучение особенностей родительской позиции матери или отца по отношению к конкретному ребенку [3].
- изучение эмоционального взаимодействия в диаде родитель-ребенок («Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ) Е.И.Захарова) [1];
- выявление уровня компетентности родителей (модификация методики «Психологическая компетентность учителя (Лукьянова М.)» – «Психологическая компетентность родителя») [2].
Для проведения исследования были выбраны 3 семьи, воспитывающие детей соответственно с задержкой развития речи (ЗРР) (СЗРР), логоневрозом (СЛН) и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) (СГА), посещающие СРП на базе детского сада № 2696. Методики заполняли отец и мать. Возраст: от 30 до 38 лет.
Результаты:
- Исследование родительского отношения (диаграмма № 1) выявило следующие особенности: родители во всех семьях заинтересованы в делах, сочувствуют своему ребенку, предъявляют средний уровень контроля и считают неудачи ребенка случайными. В тоже время, имеется тенденция к отвержению ребенка и выстраиванию психологической дистанции. Родитель воспринимает своего ребенка неприспособленным, неудачливым, с низкими способностями. Ребенок вызывает много отрицательных эмоций, что приводит к некоторому дистанцированию между родителем и ребенком. Можно предположить, что данные результаты связаны с нереалистичным восприятием родителями ребенка с нарушениями и недостаточным уровнем знаний и готовности воспитывать подобного ребенка.
- Исследование эмоционального отношения в семье (таблица № 1) значительно различается в семьях детей с различными нарушениями. В семье с ребенком, имеющим диагноз логоневроз можно говорить о гармоничных эмоциональных отношениях, также достаточно позитивные отношения и в семье ребенка с ЗРР. В семье ребенка с СДВГ имеются большие сложности в формировании эмоционального контакта, касающиеся понимания эмоционального состояния ребенка и его причин, принятия и поддержки ребенка, умения воздействовать на состояния ребенка. Подобные результаты могут быть связаны со спецификой нарушений детей.
Таблица № 1. Шкала | СЗРР (мама) | СЗРР (папа) | СЛН (мама) | СЛН (папа) | СГА (мама) | СГА (папа) | Средние значен. | Критические |
Способность воспринимать состояние ребенка | 4,40 | 2,60 | 5,00 | 4,80 | 3,20 | 3,40 | 4,22 | 3,70 |
Понимание причин состояния | 3,60 | 2,60 | 4,40 | 3,80 | 2,80 | 3,20 | 3,85 | 3,20 |
Способность к сопереживанию | 3,20 | 3,60 | 4,20 | 4,80 | 2,80 | 2,40 | 3,39 | 2,80 |
Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком | 5,00 | 4,60 | 4,60 | 5,00 | 3,00 | 4,20 | 3,90 | 3,30 |
Безусловное принятие | 5,00 | 5,00 | 4,20 | 4,80 | 3,00 | 3,40 | 3,84 | 3,20 |
Отношение к себе как к родителю | 4,20 | 4,20 | 4,60 | 3,80 | 2,20 | 3,20 | 3,78 | 3,10 |
Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия | 4,00 | 3,40 | 4,00 | 4,20 | 2,40 | 3,00 | 3,66 | 3,00 |
Оказание эмоциональной поддержки | 4,00 | 4,20 | 4,60 | 4,60 | 4,00 | 2,80 | 3,47 | 2,80 |
Умение воздействовать на состояние ребенка | 3,60 | 2,40 | 5,00 | 4,20 | 2,60 | 2,60 | 3,80 | 3,20 |
- Исследование уровня компетентности выявило различия в уровне мужской и женской компетентности. Компетентность женщин выше, чем мужчин. Это оказывает влияние на формирование отношений внутри семьи и, следовательно, на эффективное развитие ребенка с нарушениями.
Вывод:
Имеется связь компетентности родителей, отношений родителей к своему ребенку и эмоциональных взаимоотношений в диаде родитель-ребенок. Диагноз СДВГ включает в себя целый комплекс нарушений, касающихся различных сфер, в том числе серьезные нарушения системы эмоциональной регуляции [4], по сравнению с детьми, имеющими задержку развития речи и логоневроз, как менее системные нарушения, касающиеся отдельных сфер. При логоневрозе эмоциональный контакт ограничен, ребенок редко идет на контакт с окружением, но с родителями выстраиваются близкие отношения. При СДВГ эмоциональная сфера искажена и неустойчива. Чем более выражено нарушение в развитии ребенка (в нашем случае СДВГ), тем более дисгармоничны отношения родителя к своему ребенку и эмоциональные взаимоотношения в семье в целом. Это отрицательно сказывается на процессе развития ребенка с нарушениями, а также свидетельствует о недостаточно сформированном уровне компетентности родителей, воспитывающих ребенка с нарушением развития. Родители с СДВГ не знают, каковы причины поведения и как повлиять на ребенка. Т.о. повышение уровня родительской компетентности в процессе работы Службы ранней помощи влияет на выстраивание гармоничных отношений в семье и развитие ребенка с нарушениями.
Список литературы: |
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Транскраинальная микрополяризация (ТКМП) в работе с детьми с нарушениями развития "
В статье кратко и понятно описан метод транскраинальной микрополяризации головного мозга. В основе этого метода лежит лечебное воздействие постоянного электрического тока небольшой силы на ткани голов...
Информация для родителей:"Транскраинальная микрополяризация (ТКМП) в работе с детьми с нарушениями развития "
В статье кратко и понятно описан метод транскраинальной микрополяризации головного мозга. В основе этого метода лежит лечебное воздействие постоянного электрического тока небольшой силы на ткани голов...
Инновационная технология в работе с детьми с нарушением зрения. Ниткография (выкладывание с помощью шнурка или толстой (тонкой) нити контур).
Инновационная технология в работе с детьми с нарушением зрения. Ниткография (выкладывание с помощью шнурка или толстой (тонкой) нити контур)....
Динамика речевого развития детей" Служба ранней помощи" на начало и конец учебного года 2019/2020
Динамика речевого развития детей" Служба ранней помощи" на начало и конец учебного года 2019/2020...
Динамика речевого развития детей" Служба ранней помощи" на начало и конец учебного года 2020/2021
Динамика речевого развития детей" Служба ранней помощи" на начало и конец учебного года 2020/2021...
Особенности работы учителя логопеда (специалиста по коммуникации) в "Службе ранней помощи".
В данном матеиале расскрываютя особенности работы учителя-логопеда в "Службе ранней пощи" с детьми от 0 до 4 лет....
Абилитация детей раннего и младшего возраста с нарушениями слуха в Службе ранней помощи.
В статье рассматривается организация и способы абилитация детей раннего и младшего возраста с нарушениями слуха в Службе ранней помощи. А так же об особенностях и направлениях в работе с детьми разной...