Городское родительское собрание с родителями детей-инвалидов в формате круглого стола "Повышение уровня родительской компетентности в рамках обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, особенности организации ППк в ДОО".
материал
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ
Круглый стол с родителями детей-инвалидов
Тема:
Повышение уровня родительской компетентности в рамках обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, особенности организации психолого-педагогического консилиума в дошкольной образовательной организации.
Докладчик: Кравченко Л.Н.
педагог-психолог
декабрь, 2023год
Слайд 1 Тема доклада:
Повышение уровня родительской компетентности в рамках обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, особенности организации психолого-педагогического консилиума в дошкольной образовательной организации.
«Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности
случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни.
Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что
именно его не хватало миру».
Из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”
- Вступление
Стихотворение «Мы разные», автор Яна Дубенская
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!
Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Крепко дружить, не бояться «другого».
Друг мой в коляске, а что здесь такого?
Едет он с нами наперегонки,
Вместе рыбачим мы с ним у реки.
Нет между нами преград и обид,
Он самый лучший, наш друг-инвалид!
Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!
Здравствуйте, уважаемые родители, коллеги! Я думаю, что прочитав это стихотворение, каждому человеку будет легче объяснить своему ребёнку, что такое милосердие, сочувствие, равнодушие и дружба.
Семья-это важнейший фактор долголетия и здоровой жизни. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя – отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, формирует представления о нормах поведения в обществе. Ребёнок, наблюдая за отношениями отца и матери в повседневной жизни, усваивает определённый тип отношений между мужчиной и женщиной. Именно эта модель будет определять дальнейшее поведение ребёнка в социуме.
Но, когда в семье рождается ребёнок с особенностями в развитии или ребёнок-инвалид, то не только меняется жизнь родителей, но и изменяет их представление о своей роли и месте жизни. Рождение ребёнка с ограничениями является для родителей тем толчком, который вызывает процессы «переживания горя». Внутренняя духовная работа матери и отца над собой и возникшими в семье проблемами в итоге станет решающей для будущей семьи. Когда родители сталкиваются с этим, они преодолевают этапы переживания горя:
1этап- это Отрицание («Вы все ошибаетесь, это не так!»).
2 этап – это Сделка («Я сделаю всё, что угодно, чтобы всё изменить, исправить, переделать…»).
3 этап - это Гнев («Все вокруг против меня, всех ненавижу»).
4 этап – это Депрессия («Я ничего не могу, я уже ничего не хочу, мне всё равно…»).
- этап – это Принятие ребёнка.
- Введение в тему.
Повышение уровня родительской компетентности в рамках обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
В работе с родителями детей с особенностями в развитии уделяется достаточно большое внимание.
Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в психолого-педагогической поддержке по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», одним из основных принципов является партнёрство с семьёй, психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетенции родителей в вопросах развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Однако, многие семьи, сталкиваются со специфическими проблемами, они испытывают трудности в их разрешении.
Среди них — это некомпетентность в вопросах воспитания и развития особого ребенка, отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате, искажение контактов с окружающим социумом, отсутствие поддержки с его стороны. Многоаспектность проблем особого ребенка показывает недостаточную родительскую компетентность в вопросах психолого-педагогического воздействия на него, чем и определяется содержание их запросов к специалистам.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (врач, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед).
Цель взаимодействия детского сада с семьями, имеющих детей с ОВЗ и инвалидов- это повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рекомендаций. Успех работы определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов и специалистов их умением стать профессиональными помощниками в семье.
Задача специалистов в отношении родителей заключается в постепенном и последовательном включении семьи в процесс коррекционной работы. Это предусматривает расширение знаний родителей по проблемам общего психического развития детей, их знакомство с приёмами и методами работы, участие в практическом обучении и наблюдениях за динамикой развития ребенка в процессе коррекционно-обучающего взаимодействия со специалистами.
Важно научить родителей проводить коррекционно-развивающую работу одновременно со специалистами, а также самостоятельно под их руководством. Родителям необходимо объяснять значение режима дня и создание условий для организации деятельности ребенка в семье, разъяснять роль предметно-развивающей среды, учитывающей особенности ребенка, и значимость систематического проведения коррекционно-педагогических занятий в условиях семьи.То есть, родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Слайд 2-3. Для достижения тесного взаимодействия с родителями широко применяются такие формы работы, как:
- родительские собрания;
- детско-родительские клубы;
- семинары-практикумы, тренинговые занятия;
- консультации, беседы-разъяснения;
- тематические выставки литературы, папки-передвижки;
- круглые столы, мастер-классы, «мозговые штурмы»;
- досуги, праздники, развлечения.
Данные формы работы являются достаточно эффективными, так как способствуют установлению тесного контакта педагогов, родителей и детей, расширению сферы психолого-педагогических знаний о развитии детей дошкольного возраста.
- Повышение уровня родительской компетентности в «Прогимназии «Созвездие»
Слайд 4,5,6. В нашем дошкольном учреждении повышение уровня родительской компетентности уделяется особое внимание, поскольку родители заинтересованы прежде всего в развитии своих детей. У нас также применяются как традиционные, так и не традиционные формы работы: родительские собрания, различные мастер-классы, тематические круглые столы, психологические тренинги, индивидуальные консультации, совместные проекты с родителями, педагогами и детьми, организация выставок, праздников, участие родителей в совместных мероприятиях – «Неделя инклюзивного образования», «День открытых дверей».
Слайд 7. Интересной формой сотрудничества и повышение родительской компетентности, в нашем детском саду, стал детско-родительский клуб «Контакт». Он существует уже более 10 лет. За это время сменилось много специалистов, но наш Клуб до сих пор активно взаимодействует и сотрудничает с нашими родителями и их детьми! Цель Клуба «Контакт» – это повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов посредством психолого-педагогического просвещения.
Слайд 8. В течение всего учебного года специалисты Клуба проводят различные мероприятия с родителями и с воспитанниками детского сада:
- Адаптация детей с ОВЗ к условиям детского сада.
- Интегрированное занятие «Новый год у ворот!» (детско - родительское занятие с привлечением старших братьев и сестер).
- Коррекция эмоциональных состояний с помощью разнообразных техник -арт - терапии, психогимнастики, пескотерапии для детей и родителей.
- Практическое занятие для будущих первоклассников («В школу с радостью пойдем!»).
Слайд 9,10,11,12,13. Реализуем совместные проекты (проект «Кроха», «Танец слов», «Вредные привычки», проект «Мы вместе»), праздники, развлечения. Участвуем совместно с родителями, детьми в конкурсах разного уровня (в ДОО, муниципальные конкурсы (конкурс «Дружат дети всей земли»), Всероссийские и т.д). Наши дети становятся призёрами и победителями, имеют различные грамоты и дипломы конкурсов.
Слайд 14. В результате совместной, творческой, кропотливой работы, родители:
- переосмысливают свою роль в воспитании детей;
- осознают себя субъектами воспитания;
- глубже понимают своих детей;
- повышают уровень педагогической компетентности, систематизировав и обновив имеющиеся знания о семейном воспитании;
- становятся более уверены в собственных силах, в осознании своих прав и потребностей. Это отражается на уровне их общей культуры и педагогическом мировоззрении.
В «Прогимназии «Созвездии» организована работа по преемственности детского сада и школы. Для воспитанников детского сада организуются экскурсии в школу, знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы, совместные мероприятия: выпускной в детском саду, день знаний, спортивные соревнования и др. Педагоги школы и детского сада изучают и анализируют программы начальной школы и детского сада, участвуют в проведении совместных педагогических советов (ДОУ и школа), семинаров, мастер - классов, круглых столов для педагогов ДОУ и учителей школы, открытых показах образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе. Ежегодно организуются совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы, консультации с педагогами ДОУ и школы, встречи родителей с будущими учителям.
- Особенности организации психолого-педагогического консилиума в ДОО.
Слайд 15. Для решения проблем сохранения здоровья, психологической и коррекционной поддержки воспитанников в учреждении организована специализированная (коррекционная) помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.
На сегодняшний день число воспитанников в «Прогимназии «Созвездие» - составляет 457 детей. Из них с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов – 35 человек.
- со статусом с ОВЗ – 25;
- дети –инвалиды со статусом ОВЗ – 7;
- дети -инвалиды, не имеющие статус ОВЗ – 3чел.
По нозологиям:
Слайд 16
- Дети с тяжёлыми нарушениями речи – 12.
- Дети с задержкой психического развития – 18.
- Один ребёнок слабослышащий -1
- Один ребёнок с расстройствами аутистического спектра (РАС)–1.
Дети с ОВЗ и дети инвалиды посещают группы общеразвивающей и компенсирующей направленности. Создана разновозрастная компенсирующая группа, которую посещают 9 воспитанников. В группе созданы все условия для психолого-педагогического сопровождения детей всеми специалистами детского сада, а также работа ведётся над коррекцией всех нарушений имеющиеся в развитии воспитанников.
В основе психолого-педагогического сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация и разработка плана решения проблемы, коррекционная помощь в решение данной проблемы.
Слайд 17. Для успешной организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников, в ДОУ действует психолого-педагогический консилиум (далее ППк), в состав которого входят: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагоги.
В рамках ППк специалисты выявляют, анализируют проблемы и причины отклонений у детей. Коллегиально обсуждают возможные варианты решений проблем, составляют индивидуальные планы, маршруты, программы сопровождения. Знакомят участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми ОВЗ.
Родители (законные представители) всегда оповещены о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическая помощь оказывается дошкольникам на основании согласия в письменной форме родителей (законных представителей).
Разработаны и реализуются:
- Федеральная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР);
- Федеральная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития (ЗПР);
- Федеральная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС);
- Федеральная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слабослышащих детей;
- реализуются индивидуальные образовательные маршруты детей, имеющих заключения ТПМПК.
Проводится мониторинг динамики развития детей на основе реализации индивидуальных программ (маршрутов, планов) сопровождения. Внесение коррективов в перспективном планировании дальнейшего психологического сопровождения детей ОВЗ.
Таким образом, в результате тесного взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса образуется единый воспитательный «треугольник». Основанием для оценки эффективности этого взаимодействия являются обученность и воспитанность ребенка, его способность к вхождению в социальную среду.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Протокол родительского собрания - Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей
Протокол № 1от 15 октября 2015 г.Тема: «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»...
«Организация обучения и воспитания детей с овз и детей – инвалидов в рамках сетевого взаимодействия»
Всем нам известно, что основными сферами жизнедеятельности человека является: семейные и личностные отношения, здоровье и физическая форма, личное и профессиональное совершенствование, финансы и карье...
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Всем нам известно, что основными сферами жизнедеятельности человека является: семейные и личностные отношения, здоровье и физическая форма, личное и профессиональное совершенствование, финансы и карье...
Родительское собрание в подготовительной группе. «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе»
Родительское собрание в подготовительной группе. «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе»Цели: расширение контакта между педагог...
Сценарий родительского собрания для родителей детей младшего дошкольного возраста "Понятие общения и его значение в развитии дошкольника" (в рамках родительского клуба "Поможем друг другу")
Первый опыт общения ребенок получает в семье. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Общественные интересы взрослых, любовь к...
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...
Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко» Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений» Форма собрания – круглый стол. Цель: обогащение родителей педагогическими знаниями. Задачи: вовлечь в обсуждение нюансов воспитания, вызвать жел
Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко»Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений»Форма собрания – круглый стол.Цель: обогащение родителей педаго...