«Воспитание привычек безопасного поведения детей в повседневной жизни».
консультация (старшая группа) на тему

Зубрицкая Татьяна Васильевна

Часто, в повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
          Знания эти формируются постоянно, в повседневной жизни.  Поэтому обучение детей безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.
        В период дошкольного возраста ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости.

Определяя основное содержание и направления в развитии детей, необходимо определить ряд правил, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям и следить за их выполнением.

              Вопрос охраны жизни и здоровья детей начали поднимать еще с древних времен, с 14 века. Но наиболее серьезно относиться к этой проблеме стали в середине 19 века. О том, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей», говорил еще К.Д.Ушинский.

              Начиная с 20-х  годов  20 века проблема охраны жизни и здоровья детей была признана наиболее важной. С этого времени детей школьного и дошкольного возраста в учреждениях образования начинают знакомить с некоторыми вопросами безопасности. Но все же в отечественной педагогике советского периода в ДОУ больше внимания уделяли изучению правил дорожного движения, чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка.

              В настоящее время в дошкольных учреждениях реализуется большое количество вариативных программ. Их анализ показывает, что в них решаются как задачи охраны жизни и укрепления здоровья, так и задачи формирования знаний и умений по обеспечению безопасности. Но предлагаемые авторами программ знания и умения по этому вопросу не систематизированы  и основной объем информации предполагается давать в старшем дошкольном возрасте. Так в программе «Детство» компоненты безопасности присутствуют во всех разделах, но охвачены не все вопросы безопасного поведения детей. В программе «Радуга» появляется раздел «Правила личной безопасности», но опять же не все виды опасностей показаны. Например, слабо рассмотрены бытовые опасности. Так же в этих двух программах содержание рассчитано на старший возраст. Впервые привитие знаний основ безопасностей для младших дошкольников рассмотрены в  программе развития «Истоки», в разделе «Физическое развитие». Но и здесь недостаточно отражаются опасности в быту.

              В 1997г. появилась программа Авдеевой, Князевой, Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Она разработана на основе Государственного стандарта дошкольного образования. Это первая программа, которая решает важную социально-педагогическую задачу-- - воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Программа содержит 6 разделов, в основу которых авторами положено группирование опасных ситуаций по возможности их возникновения. «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Ребенок на улице», «Здоровье ребенка».Впервые выделен блок социальных опасностей («Ребенок и другие люди»), а также знания о здоровом образе жизни и психическом здоровье, в разделе «Эмоциональное здоровье ребенка».

              Анализ программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» показывает, что содержание работы с правилами безопасности затрагивают все виды опасностей окружающего мира. Названия блоков говорят сами за себя. Так, например, раздел «Ребенок на улицах города» раскрывает знания и умения безопасного поведения детей на проезжей чести и в транспорте,  а также, что делать ребенку, если он потерялся.

В помощь педагогам и родителям выпущены методические рекомендации и пособия с разработками конспектов занятий, а также книги-альбомы и индивидуальные тетради.

 

Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача, стоящая перед нами. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Воспитание привычек безопасного поведения детей в повседневной жизни».

Составитель: воспитатель МБДОУ №16

города Невинномысска

Зубрицкая Т. В.

Дата проведения:24.09.2013 г.

Заведующая МБДОУ №16

города Невинномысска                                                     Л.В. Диканева

Часто, в повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
          Знания эти формируются постоянно, в повседневной жизни.  Поэтому обучение детей безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.
        В период дошкольного возраста ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости.

Определяя основное содержание и направления в развитии детей, необходимо определить ряд правил, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям и следить за их выполнением.

              Вопрос охраны жизни и здоровья детей начали поднимать еще с древних времен, с 14 века. Но наиболее серьезно относиться к этой проблеме стали в середине 19 века. О том, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей», говорил еще К.Д.Ушинский.

              Начиная с 20-х  годов  20 века проблема охраны жизни и здоровья детей была признана наиболее важной. С этого времени детей школьного и дошкольного возраста в учреждениях образования начинают знакомить с некоторыми вопросами безопасности. Но все же в отечественной педагогике советского периода в ДОУ больше внимания уделяли изучению правил дорожного движения, чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка.

              В настоящее время в дошкольных учреждениях реализуется большое количество вариативных программ. Их анализ показывает, что в них решаются как задачи охраны жизни и укрепления здоровья, так и задачи формирования знаний и умений по обеспечению безопасности. Но предлагаемые авторами программ знания и умения по этому вопросу не систематизированы  и основной объем информации предполагается давать в старшем дошкольном возрасте. Так в программе «Детство» компоненты безопасности присутствуют во всех разделах, но охвачены не все вопросы безопасного поведения детей. В программе «Радуга» появляется раздел «Правила личной безопасности», но опять же не все виды опасностей показаны. Например, слабо рассмотрены бытовые опасности. Так же в этих двух программах содержание рассчитано на старший возраст. Впервые привитие знаний основ безопасностей для младших дошкольников рассмотрены в  программе развития «Истоки», в разделе «Физическое развитие». Но и здесь недостаточно отражаются опасности в быту.

              В 1997г. появилась программа Авдеевой, Князевой, Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Она разработана на основе Государственного стандарта дошкольного образования. Это первая программа, которая решает важную социально-педагогическую задачу-- - воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Программа содержит 6 разделов, в основу которых авторами положено группирование опасных ситуаций по возможности их возникновения. «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Ребенок на улице», «Здоровье ребенка».Впервые выделен блок социальных опасностей («Ребенок и другие люди»), а также знания о здоровом образе жизни и психическом здоровье, в разделе «Эмоциональное здоровье ребенка».

              Анализ программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» показывает, что содержание работы с правилами безопасности затрагивают все виды опасностей окружающего мира. Названия блоков говорят сами за себя. Так, например, раздел «Ребенок на улицах города» раскрывает знания и умения безопасного поведения детей на проезжей чести и в транспорте,  а также, что делать ребенку, если он потерялся.

В помощь педагогам и родителям выпущены методические рекомендации и пособия с разработками конспектов занятий, а также книги-альбомы и индивидуальные тетради.

 

Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача, стоящая перед нами. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры безопасного поведения детей на дороге.

Цель : Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма    Задачи:  Образовательные:1. закрепление правил дорожного движения: переходить дорогу по пешеход...

«Воспитание навыков безопасного поведения детей через сказку»

Общие изменения в нашей общественной жизни вызвали необходимость включить в программу основ безопасности жизнедеятельности дошкольников новое содержание (например, раздел «Ребёнок и другие люди»...

Консультация на тему:«Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах.»

Воспитание безопасного поведения детей на улицах города- одна из важнейших задач дошкольного учреждения.Задачи, которые ставит педагог впроцессе совместной деятельности с детьми: Ребёнок- пешеход...

Консультация для родителей Воспитание привычек нравственного поведения детей

Консультация для родителейВоспитание привычек нравственного поведения детей Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагог...

Познавательно-творческий проект «Воспитание навыков безопасного поведения детей через сказку» для детей второй младшей группы

В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира. Младший  дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развивают...

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПРИВЫЧКИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Представляю несколько игр с правилами, способствующие формированию привычки безопасного поведения на занятиях по физической культуре....