Конспект занятия "Пословицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Занятие проводится с целью дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц, их отличии от произведений других малых фольклорных форм; тренировать умение воспринимать идею, образное содержание пословиц, совершенствовать навыки составления коротких рассказов и интеллектуальной карты по пословицам; формировать выразительность, интонационную точность речи; развивать творческое воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_zanyatie_poslovitsy.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Народный фольклор»
Название: «Пословицы»
Цель:
Задачи:
- дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц, их отличии от произведений других малых фольклорных форм;
- тренировать умение воспринимать идею, образное содержание пословиц, совершенствовать навыки составления по ним коротких рассказов и составлению по ним интеллектуальной - карты;
- формировать выразительность, интонационную точность речи;
- развивать творческое воображение.
Предварительная работа: За несколько дней до занятия воспитатель активно использует в своей речи как можно больше общеизвестных афористических выражений.
Материалы :
- Шкатулка
- Карта
- Квадраты : «?», «яблоко», «пазлы»
- Осенние листья
- Яблоня
- Кукла мальчика
- Три конверта с пазлами к пословицам
- Конверт с лист А3 и вырезки для составления интерактивной карты, фломастеры, клей
Ход занятия:
Вос: Ребята мы продолжаем знакомиться с народным фольклором, его малыми формами. Готовясь к нашему занятию, я случайно нашла эту старинную шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней.
(В шкатулки книга с пословицами, маршрутная карта)
Вос: Ребята как вы думаете, что это
Дети: Это карта куда нам надо идти.
Вос: Давайте будем разбираться. Вот стрелочка с цифрой 1?
Дети: Квадрат, в котором нарисован знак «?»
Отправляемся в путь!
Вос: Как много осенних листьев! Давайте их соберём!
Ой, здесь на листиках написаны пословицы, но не законченные.
Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом, хозяйство, про людские отношения.
Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы.
Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.
Вот послушайте русские пословицы.
- Упреки и намеки - (семейные пороки).
- Что на уме - (то и на языке).
- Хорошо в гостях,- (а дома лучше).
- Старый друг - (лучше новых двух).
- Без труда не - (вынешь рыбку из пруда).
- Любишь кататься - (люби и саночки возить).
- В хорошей семье - (хорошие дети растут).
- Дети не в тягость – (а в радость).
Вос: Хорошая получилась игра. А еще какие пословицы и поговорки вы знаете? Ребята, а кто пословицы придумывает?
Дети: Народ
Вос: Правильно народ. Пословицы знакомы каждому из нас. Мы очень часто, особенно взрослые, в разговоре употребляем пословицы. В жизни на каждый случай есть меткое слово. Например, о людях, которые всегда торопятся и дела делают некачественно – народ сложил такую пословицу «Поспешишь – людей насмешишь»
- А есть люди очень медлительные, нерасторопные, они всегда отстают от других, про них говорят так: «Семеро одного не ждут».
- И вот людям ленивым, не очень умным от пословиц не укрыться. Но пословицы не только подмечают недостатки, но ещё учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. А нам пора продолжать путь? Куда смотрит вторая стрелочка?
Дети: На квадратик с яблоками.
Вос: Давайте искать квадрат с яблоками (находим картинка под яблоней лежит мальчик)
-А вам хочется яблок? (ответ)
- Кто же там лежит под яблоней? (овет)
- Ребята, посмотрите на него, что можно сказать про этого мальчика? (ответ)
- Как вы догадались, что он ленив? (ответ)
- Как вы думаете, ему хочется яблоко съесть? (ответ)
- Наверно очень хочется. Посмотрите, как он смотрит на них, даже слюнки текут. (ответ)
- А вот про таких ребят, народ придумал такую пословицу: «Хочется яблочко съесть, да не хочется на дерево лезть».
- Вот скажите, придумав такую пословицу, народ высмеивает или хвалит таких людей? (ответ)
- Пусть этот лентяй лежит под деревом и ждёт, когда яблоко само ему в рот упадёт, а мы вернёмся к нашей карте. Что там у нас дальше?
Дети: Квадрат мальчик, который спортом занимается.
Вос: Наверное и нам пришло время поразмяться.
Игра: «Маланья»
У Маланьи и старушки
Вос: Ну что размялись немножко пора и в путь отправляться. Куда нам дальше ребята?
Дети: Квадратик с пазлами.
Воспитатель: «Сложите картинки, и вы узнаете, что за пословица спрятана в ней.
- Ребята, конверта всего три и на всех не хватит, поэтому я предлагаю разделиться на три команды. (Дети работают за столиками).
· «Любишь кататься люби и саночки возить»
· «Без труда не вытащить рыбку из пруда»
· «Умей работать, умей веселиться»
Вос: Молодцы все испытания прошли. Ребята а здесь еще какой то конверт с рассказом, фломастеры и большой лист. Интересно зачем нам это?
(ответ детей)
Правильно давайте попробуем составить интеллектуальную – карту к этому рассказу.
Прочтение рассказа
В скверике присела на скамейку отдохнуть старушка. Рядом играли дети. На скамейке лежали их игрушки: потрёпанный, без колёс и стёкол автобус, одноухий заяц без хвоста, чистенькая ярко-зелёная машина.
Посмотрела старушка на игрушки, потом на детей и сразу догадалась, что хозяин разбитого автобуса и зайца – вон тот неряха в грязной рубашке, а хозяин чистенькой машины – мальчик в опрятном синем свитерке. «Эх, ‒ вздохнула старушка, ‒ какие сами – такие и сани!
(Рисуем интеллектуальную - карту)
Рефлексия
Ребята вам понравилось путешествие? Что было самое сложное? Что самое простое?
- Молодцы! Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу. А теперь к нашей ситуации подходит пословица.
«Сделал дело – гуляй смело».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....