Роль артикуляторной гимнастики в коррекции нарушений звукопроизношения
презентация на тему
Артикуляционная гимнастика для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_art._gimn._dlya_rod.pptx | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы произносим различные звуки благодаря подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развивается у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Их формированию способствует артикуляционная гимнастика, с помощью которой вырабатываются полноценные движения и определенные положения органов артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков.
По мнению родителей, гимнастика для рук и ног – дело привычное, знакомое, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей» – неясно…
Для языка, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима, чтобы заставить его быть послушным и сильным. Язык – главная мышца органов речи
Ребенок должен видеть движения языка. У взрослых артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Для чего выполнять гимнастику перед зеркалом?
Необходимо повторить упражнения вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем» . Необходимо внушить ему веру в успех: «Я знаю, тебе сейчас трудно, но не у всех все получается сразу! Будет нелегко, но надо стараться». Дети воспитываются прежде всего на примерах старших. Вот и надо пользоваться моментом, чтобы привить им необходимые в будущем навыки. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза…
Заниматься нужно ежедневно по 5-10 минут. Во время занятий нужно быть терпеливыми, ласковыми и спокойными, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиям. Артикуляционная гимнастика должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе гимнастика не имеет смысла. Как нужно заниматься с ребенком?
Итак, начинаем!
Упражнения для губ «Улыбка» Губы максимально растянуты в улыбке «Трубочка» Сомкнутые губы вытянуты вперед
Просунуть язык между зубами и мять его зубами 5-6 раз с произнесением слога «та». Рот открыть и положение языка зафиксировать Аналогично предыдущему, но язык мнется губами с произнесением «па». Пение звука И Упражнения на распластывание языка
«БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. Игровая форма упражнения
Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя …; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием. «МЕСИМ ТЕСТО»
Рот открыт, попеременно фиксировать кончик языка на верхней и нижней губе. Аналогично предыдущему, но кончик языка фиксируется на верхних и нижних резцах. Рот открыт, кончик языка фиксируется за верхними и нижними резцами. «Горка». Язык упирается в нижние резцы и выполняется горка. Упражнения на кончик языка
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой). «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
«Чистим зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается «КИСКА СЕРДИТСЯ»
«КАЧЕЛИ» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Орешек» «Маляры» Кончик языка попеременно упирается в слизистую правой и левой щеки Рот открыт. Кончик языка попеременно упирается в слизистую правой и левой щеки.
«Лошадки» «Грибок» Пощелкать кончиком языка за верхними резцами Рот открыт, язык всей массой присасывается к твердому небу.
«ПАРУС» Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
«ИНДЮК» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
Речевые дефекты все труднее поддаются коррекции традиционными способами, поэтому на данное время логопеды используют не только артикуляционную гимнастику, но и логопедический массаж. Он включает в себя массаж языка, губ, щек, скул и кистей рук.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль дыхательной гимнастики в коррекции нарушений произносительной стороны речи"
Консультация для родителей "Роль дыхательной гимнастики в коррекции нарушений произносительной стороны речи" раскрывает проблему создания прочной физиологической базы для развития и формирования прави...
«Артикуляционная гимнастика как средство профилактики и коррекции нарушений звукопроизношения»
План:1. Введение.2. Органы артикуляционного аппарата.3. Значение органов речи в артикуляции4. Цель артикуляционной гимнастики.5. Классификац...
Роль артикуляционной гимнастики в преодолении нарушений звукопроизношения у детей с ОВЗ
Артикуляционная гимнастика в преодолении нарушений звукопроизношения у детей с ОВЗ....
Роль логопедического воздействия и последовательность работы по коррекции нарушения звукопроизношения у детей
В начале учебного года, после обследования речи детей, учитель-логопед отражает информацию о нарушенных звуках в речевой карте и доводит информацию до сведения родителей. Длительность кор...
Артикуляционная гимнастика-основа формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения.
Родителям детей, которые занимаются с логопедом, и дома нельзя забывать о занятиях. Нужно закреплять пройденный материал. Продолжайте логопедические занятия с ребенком дома: делайте артикуляционные уп...
Роль артикуляционной гимнастики в преодолении нарушений звукопроизношения у детей.
Роль артикуляционной гимнастики в преодолении нарушений звукопроизношения у детей....
Роль настольно-печатных игр при логопедической коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Лэпбук.
Изготовление лэпбука " Времена года"побудило меня как педагога вобрать необходимый материал к своей работе. Это пособие я использую в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, а также пре...