«Артикуляционная гимнастика как средство профилактики и коррекции нарушений звукопроизношения»
статья по логопедии по теме

Михайлова Светлана Леонидовна
План:
1.   Введение.
2.   Органы артикуляционного аппарата.
3.   Значение органов речи в артикуляции
4.   Цель артикуляционной гимнастики.
5.   Классификация артикуляционных упражнений
6.   Принцип отбора упражнений.
7.   Базовый комплекс для отработки основных движений и положений губ и языка.
8.   Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков и 
9.    Рекомендации по  проведению артикуляционной гимнастики.
10. Занимательный материал к артикуляционным упражнениям.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство

профилактики и коррекции нарушений звукопроизношения»

Учитель – логопед: Михайлова С.Л.

        Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.

А артикуляционная гимнастика? Давайте уточним, что такое – артикуляция и из чего состоит артикуляционный аппарат.  

В процессе образования речевого звука  участвуют следующие органы речи: зубы, губы, язык, челюсти, мягкое и твердое небо, гортань, задняя стенка зева, маленький язычок и голосовые складки. Одни из этих органов выполняют активную роль, другие – пассивную. Все эти звукообразующие  органы называются артикуляционным аппаратом. А артикуляция – работа артикуляционного аппарата.

Пассивные звукообразующие органы: зубы, твердое небо, задняя стенка зева, верхняя челюсть.

Активные звукообразующие органы: голосовые складки, язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, нижняя челюсть.

        Возникает вопрос: зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"?

        Язык - главная мышца и наиболее подвижный из органов речи. Он состоит из корня языка (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Наиболее активны кончик языка и его боковые края (передней и средней частей), т.к. от их работы зависит качество произносимых звуков. В зависимости от того, какая часть языка наиболее активна в образовании согласных звуков, их подразделяют на переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х).

        Подвижность губ также играет роль в образовании звуков и оказывает влияние на их качество. Губы могут: вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние верхние и нижние зубы (с, з, ц, л), слегка выдвигаться вперед рупором (ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в).

        Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, что особенно важно при образовании гласных звуков.

        И для них, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка не является врожденной способностью  – это не дар, она формируется постепенно благодаря совместным усилиям логопеда, педагогов, родителей, развитие речи зависит от многих причин.  Одним из условий нормального становления звукопроизношения и является полноценная работа артикуляционного аппарата, что является целью артикуляционной гимнастики  - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Ведь для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы - язык, губы, небо. Звуки родного языка, как изолированно, так и в речевом потоке, образуются благодаря силе и в результате определенных положений мышц артикуляционного аппарата.  В нашей речи звуки быстро сменяют друг друга, поэтому нужно уметь быстро менять положение органов речевого аппарата.

Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный акт, и важную роль в формировании правильного произношения каждого звука играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата.

Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь, так как на её основе формируется письменная, поэтому недостатки устной речи могут привести к нарушениям письменной речи – дисграфии и как одно из следствий -  к плохой успеваемости в школе.

Артикуляционная гимнастика является одной из важнейших форм профилактики и коррекции нарушений звукопроизношения и представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика делится на пассивную и активную.

Пассивная артикуляционная гимнастика представляет из себя комплекс упражнений, который взрослый физически помогает делать ребенку (придерживать пальцами органы артикуляции)

Эта гимнастика рекомендуется

  • на начальном этапе детям с ограниченной подвижностью артикуляционных органов и с тенденциями к нарушениям функций речи (специалист выявляет эту особенность в процессе обследования органов артикуляции);
  • детям раннего возраста для профилактики речевых нарушений (по рекомендации специалиста).

Активная артикуляционная гимнастика представляет комплекс упражнений, которые ребенок выполняет самостоятельно.

Всю систему артикуляционной гимнастики по характеру выполнения  можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические.

Каждое упражнение имеет свое образное название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в лошадки».

Целью статических упражнений  является выработка умения принимать и удерживать  артикуляторную позу  в течении 6 – 10 секунд . К примеру, это такие упражнения, как «Лопатка», «Окошко», «Парус», «Чашечка», «Грибок».

Целью динамических упражнений  является выработка умения переключаться с одной  позы на другую,  ритмического повторения 6 – 8 раз движений, координации.  Это упражнения: «Лошадка», «Часики», «Качели», «Чистим зубки», «Улыбка – трубочка».

При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.

Для каждого ребенка, в зависимости от речевого нарушения подбирается своя артикуляционная гимнастика, заключающаяся в тренировке той или иной мышцы артикуляционного аппарата и позволяющая освоить звуки, произношение которых вызывает трудности.

Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.

I комплекс.

Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать его в глубь рта и приближать к передним нижним резцам.

Это общая или базовая артикуляционная гимнастика, выполнение которой рекомендованы всем детям с любыми недостатками произношения, включающая следующие упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата:

  • Удержание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены. («Улыбочка», «заборчик»)
  • Вытягивание губ вперед трубочкой («Дудочка», «Хоботок»)
  • Чередование положения губ в улыбке и трубочкой (смотри упр. выше, «Улыбка-Хоботок»)
  • Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки. («Рыбка», «Птенчики», «Открываем и закрываем двери», «Открываем и закрываем дом», «Окошко»)
  • Язык широкий («Лопаточка», «Блинчик»)
  • Чередование движений языка вверх и вниз («Качели»)
  • «Хомяк» (у одного и того же по сути упражнения существует иногда несколько вариантов названий, к примеру у упражнения «Хомяк» есть еще несколько названий: «Орешек», «Футбол», «Конфетка» - каждый выбирает название по своему вкусу и вызываемым ассоциациям), Рот приоткрыт, язык упирается то в одну, то в другую щеку.
  • «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнить в медленном темпе 10 - 15 раз.
  • «Обезьянка».
  • «Бульдог».
  • «Кружок».
  • «Толстячки – худышки».
  • «Шарики».
  • «Накажем непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10.

Комплекс для свистящих звуков –

  • «Заборчик».
  • «Чистим нижние зубы».  Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
  • «Покусываем язык». Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.
  • «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
  • «Дуем на лопаточку».
  • «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы. 15 сек.
  • «Ветерок дует с горки».
  • «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.
  • «Жуём блинчик».

Комплекс для шипящих звуков.

  • «Чашечка»  Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, потянуть к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.
  • «Бублик». Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты.
  • «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, убрать язык в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
  • «Ступеньки». Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.
  • «Фокус», Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
  • «Не разбей чашечку».
  • «Чистим верхние зубы». Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
  • «Маляр». Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для звуков [Р; Р’] включает в себя:

  • «Чистим верхние зубки».
  • «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д – д – д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.
  • «Барабанщик-2». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо да – ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесению ды – перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.
  • «Автомат» («Пулемёт»). Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т – т – т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп.
  •  «Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.
  • «Грибок». Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз.
  • «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.
  • «Кучер». 

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для звуков [Л; Л’] - это:

  • «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 сек.
  • «Маятник» («Часики»). Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет. Проделать 10-15 раз.
  • «Змейка».
  • «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл – бл (как индюк болбочет).
  • «Качели» Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнить 10-15 раз.
  • «Пароход».

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для звуков [К Г Х] это: «Лягушка-хоботок», «Лопаточка - Иголочка», «Горка», «Катушка»,  «Качели», «Чистим нижние зубы».

Артикуляционная гимнастика проводится:

- в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;

- в детском саду с воспитателем и самостоятельно;

- с родителями дома.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т. к. в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении; при хорошем освещении. 

Дозировка упражнений предполагает:

- регулярное проведение артикуляционной гимнастики.

- Использование счета при выполнении упражнения (минимум до 3-х, максимум до 10, дается при статических упражнениях).

- Повтор упражнений (от 2-х до 10 раз за один прием). Дозировка повторений одного и того же  упражнения строго индивидуальна как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним.

- Ежедневно выполнение 2-3 упражнения (статическое, динамическое и на развитие речевого дыхания) (для малышей); 4-5 (средний возраст; 2 – статических, 2-3 – динамических и 1 на речевое дыхание); 5-7 упражнений (старший возраст 2-3 – динамических, 2-3 статических и 1 на речевое дыхание,

- Из выполняемых 3-х упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления.

-Многократность повторения комплекса упражнений  с логопедом, воспитателем, родителями.

При отборе материла необходимо соблюдать определенные  правила:

• Идти от простого  к сложному.

• Проводить гимнастику эмоционально, в игровой форме.

• Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. используется зрительный самоконтроль.

• На первых этапах используют максимальное  подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного): используются все виды контроля – зрительный, тактильный, вибрационный, кинестетический.

• После того, как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка. Многие упражнения  можно проводить с закрытыми  глазами, акцентируя внимание ребёнка на проприцептивных ощущениях. С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык, где он находится (вверху или внизу)? губы и т.д.

Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее, не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.

При выполнении ребенком и взрослым артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:

  1. Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.
  2. Дифференцированность движений – движение выполяется только языком без сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти).
  3. Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.
  4. Четкость – знание того, как правильно выполнять  это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, стремление выполнить движения четко, точно, в полном объеме.
  5. Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.
  6. Устойчивость – вы можете удержать достигнутое положение губ и языка под счет. Сначала считаем от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.
  7. Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребёнка больших энергетических затрат, определённых усилий и терпения. Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.

Когда этап «зеркала» прошёл, а удержание статических поз и чередование динамических поз ещё необходимо, ситуация игры позволяет  «старому» упражнению «заиграть по-новому", вновь выполнять его с желанием и интересом.

Использование картинок-образов также существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнение.

Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в стихах,  в считалочках, в виде занимательных сказок о Язычке, вызывают у детей дошкольного возраста интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия. В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных сказочных ситуациях, никогда не наскучат детям,  кто из них не любит играть или фантазировать?

Движения язычка полезно сопровождать синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники. Приведу несколько примеров таких считалок и сказок.

Занимательный материал к артикуляционным упражнениям

В гостях у бабушки с дедушкой.

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).        

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),        

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).        

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).        

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).        

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),        

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).        

Жил – был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик?

Загадки на тему: рот, зубы

Белые собаки
Дом охраняют,
В доме красная девица
По ясну молодцу томится.
Кто в дом попадёт —
Тот не выйдет, пропадёт  

Красные двери

В пещере моей.

Белые звери

Сидят у дверей.

И мясо,и хлеб —

Всю добычу мою

Я с радостью

Белым зверям отдаю.

В домике этом красные двери,

Рядом с дверями белые звери.

Любят зверюшки конфеты и плюшки

Под горой — дыра,

А в дыре — отряд,

Воины смелые,

Ровные и белые.

 «Язычок наш не скучай» 

1.Язычок наш заскучал, в дверку – ротик постучал: (Губы сомкнуты, щеки слегка надуты) 2.Тук, тук – гулять пустите, Дверку-ротик отворите. (Толкнуться языком сначала в одну щеку, потом в другую)

3.Носик острый покажу, влево,вправо погляжу. (Рот в улыбке, зубы раздвинуты, качаем языком влево-вправо)

4.Цок, цок, цок – кто это мчится? Лошадь- звонкие копытца! (Попросить малыша поцокать, показать, как у лошади стучат копытца)

5. Пинь-пинь-пинь! Кто там поет? Носик вверх язык загнет, На ветвях сидит синичка, песню распевает птичка. (Рот полуоткрыт в улыбке, язык поднимается к верхней губе, если  получается, то к носу, и удерживается так некоторое время)

6. Буль –буль-буль – чей голосок? Вниз посмотрим – ручеек! ( Рот в том же положении, язык опускаем вниз, касаясь подбородка)

7. Вверх – на птицу, вниз на водицу! (несколько раз, покачиваем языком вверх- вниз, слова также повторяются 4-5 раз)

8. Язычок мы покачали и немножечко устали, Язычок ушел поспать Мы тоже будем отдыхать. (прячем язычок, закрываем ротик) 

«Зима»

     Наступила зима. Наш Язычок  увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребятишек и сейчас попытается их повторить.

Подуй на снежок – дуем на ватный шарик на нитке или бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами).

Язычок боится мороза – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6раз).

Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).

Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.

Язычок прыгает через зубы, как через снежные валы: широкий язык то упирается в основания резцов (верхних, нижних),то перепрыгивает через зубы, попадая в преддверие рта (под губу верхнюю, нижнюю) (6раз).

Сделай язычок похожим на лопату: рот открыт, широко расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе под счет до 5.

Похлопай язычком-лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6раз).

Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается (6раз).

Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс-с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согревая их.

         

Таким образом, регулярное выполнение гимнастики поможет:

• Улучшить подвижность артикуляционных органов.

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек.

• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.

• Увеличить амплитуду движений.

• Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.

• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

В заключение, хотелось бы отметить, что правильное произношение звуков, наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.
Чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
 

Список используемых источников:

1. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н., «ТРА-ЛЯ-ЛЯ ДЛЯ ЯЗЫЧКА». Изд. дом «Карапуз».

2. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. 2-ое изд. доп. - М.: «Изд. ГНОМ и Д», 2001.-16 с.

3.Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для  самых маленьких/ Е.М. Косинова; ил. А. В. Кардашука. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.-192 с.: ил.

4.Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.— . 4-е изд. СПб.: КОРОНА -Век, 2009.— 80 с, ил.

5. Крупенчук  О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом  «Литера», 2009. – 96с.:ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

6. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном иД», 2004.-32 с.

7. Логопедия./Под ред. Л.С. Волковой. – М.,1989, с. 81.

8. Новоторцева Н.В. Тетрадь по развитию речи. Пособие для воспитателей, логопедов, родителей. – 1998.

9. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических  нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: КАРО,2010. – 160 с. – (Серия «Мастер –класс  логопеда»).

10. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил

11. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989, с.27, 102,120.

6. О артикуляционной моторике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://boltun.sumy.ua/article/razvitie-artikulyatsionnoy-motoriki1

7. Артикуляционная гимнастика для детей 2,5 – 4 лет в стихах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detochki-doma.ru/artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-detey-2-5-4-let-v-stihah/

8. Сборник загадок с ответом "Рот"  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zagadka.pro/slovo-103.html

9. Артикуляционные сказки – помощницы для детей. [Электронный ресурс].  – Режим доступа:

https://sad2braslav.schools.by/pages/konsultatsija-dlja-roditelej-chto-takoe-i-dlja-chego-nuzhna-artikuljatsionnaja-gimnastika


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей.

Подвижные игры как средство профилактики  и коррекции нарушений речи детей.В сообщении даны рекомендации по  использованию различных видов игр в коррекционной работе с детьми, имеющими наруш...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания.

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания....

ИГРОВЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕФЕКТОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Данная статья содержит материал об игровых логопедических технологих: коррекция звукопроизношения с использованием игр с мячом,коррекция речевых расстройств с помощью ложек, логопедические игры с испо...

Горизонтальный пластический балет Н.Н.Ефименко как эффективное средство профилактики и коррекции нарушений осанки у старших дошкольников

quot;Горизонтальный пластический балет"Н.Н.Ефименко как эффективное средство профилактики и коррекции нарушений осанки у старших дошкольников...

«Развитие мелкой моторики как средство профилактики и коррекции нарушений речи».

Консультация для воспитателей и педагогов детского сада...