«Первый раз, в детский сад» - адаптация малышей к дошкольному учреждению
консультация (младшая группа) по теме
Помощь родителям и педагоам. Как проходит адаптация малыша к детскому саду,когда он впервые переступает порог учреждения? Какие факторы влияют на процесс адаптации ребенка? Чувства и реакции ребёнка при адаптации? Эти и другие вопросы, раскрываются в статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.odt | 126.08 КБ |
Предварительный просмотр:
- «Первый раз, в детский сад» - адаптация малышей к дошкольному учреждению
Переступив, в первый раз, порог детского сада, ребенок оказывается в совершенно незнакомом обществе. Он сильно переживает и испытывает мощный стресс. Посещение садика почти всегда ознаменовано появлением простудных болезней. Это вполне объяснимо, после уютного дома и «крыла» матери ребенок впервые оторван от дома, резко меняется его режим дня.
Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.
Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.
На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:
1. Возраст;
2. Состояние здоровья;
3. Уровень развития навыков самообслуживания;
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
5. Сформированность предметной и игровой деятельности;
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада
Специалисты доказали, что, попадая в детский сад, малышу приходится справляться с тремя видами кризиса:
- социальным (приспособление к новому коллективу и требованиям системы);
- иммунологическим;
- психологическим (вызван разлукой с матерью).
- Чувства и реакции ребёнка при адаптации
При первых посещениях садика ваш малыш испытывает целую гамму ощущений, его захлёстывают самые разнообразные эмоции:
- Гнев — спутник сильного стресса. Во время адаптация ваш малыш может стать очень ранимым. Вызвать его гнев и агрессию можно чем угодно — словами, действиями или даже случайным прикосновением;
- Еще одним спутником отрицательных эмоций ребенка является сильный страх. В первые несколько дней садик для вашего малыша становится серьезной угрозой. Он начинает бояться незнакомых детей и новых взрослых, ведь это новые лица, он их никогда не видел;
- Положительные эмоции. Они также присутствуют и идут в противовес отрицательным. Ваше чадо испытывает эффект чего-то нового. Это может на время отвлечь его от «тяжелых» мыслей. Помните, чем быстрее пройдет адаптация, тем больше позитива от посещения детского сада получит ваш малыш;
- Познавательная деятельность на фоне сильного стресса часто снижена. Ребенок хочет понять, что происходит, он растерян и запуган. Первое время его не интересуют даже игрушки;
- Социальные контакты затруднены до тех пор, пока ваш малыш не станет на путь налаживания общения с другими детьми;
- Социальные навыки в стрессовой ситуации часто теряются. Ребенок мог самостоятельно есть, одеваться и обуваться, но в один момент он словно об этом забывает. Все приходится начинать заново. Таких малышей воспитатели учат заново кушать, одеваться и умываться;
- Сон практически пропадает или становится очень беспокойным. Ребенок может нормально уснуть, но уже через 10 минут сидеть на кровати;
- Двигательная активность во время адаптации сильно заторможена, а сам ребенок становится малоактивным. Однако может быть и прямо противоположная реакция, и малыш становится гиперактивным;
- На первых порах меняется речь, ухудшается словарный запас. Причина банальна — сильный стресс. Через время это проходит;
- Изменение аппетита — еще одна возможная проблема во время адаптации. При этом он может как ухудшиться, так и усилиться.
- Степени тяжести адаптации
Период адаптации можно разделить на три основных степени:
- Легкая адаптация, когда поведение ребенка нормализуется уже через 10–14 дней. При этом малыш начинает набирать вес, адекватно себя вести («становиться самим собой»), уверенно общается в новом коллективе;
- Адаптация средней тяжести проходит в течение 25–30 дней. В этот период ваш малыш может потерять в весе и даже заболеть на несколько дней;
- Тяжелая адаптация длится до шести месяцев. Ребенок часто болеет. Он может растерять уже полученные навыки, получить как психическое, так и физическое истощение организма.
- Как облегчить адаптацию?
Чтобы облегчить адаптацию ребенка, вы должны позаботиться о своем малыше и принять целый комплекс мер:
- узнайте режим садика и соблюдайте его хотя бы несколько месяцев у себя дома. Это позволит малышу адаптироваться к новым правилам и легче перенести изменения;
- ребенок должен хорошо высыпаться ночью. В противном случае возможно сильное ослабление памяти, раздражительность, плаксивость и снижение иммунитета. Идеальное время для сна — 9–10 часов;
- будите ребенка в одно и то же время. Начинайте будить его на 10–15 минут раньше запланированного времени подъема. В этом случае он сможет немного понежиться в кроватке;
- в садик необходимо надевать только ту одежду, которая будет максимально удобна для ребенка. Воспитатель не должен переживать, что испачкает новый и дорогой костюм ребенка;
- внушайте ребенку, что он уже большой и доказывайте это делом. Можете посадить за общий стол, позволить сделать что-то важное;
- во время адаптации все нововведения (занятия в кружках, ремонты и прочее) лучше отложить. Малышу достаточно новых впечатлений.
- Как понять, что адаптация завершена?
Помните, если ваш малыш большую часть времени улыбается и смеется, играет со своими сверстниками и взрослыми, четко соблюдает режим и хорошо спит, прибавляет в весе и не болеет, то можно говорить об успешном завершении адаптации к новым условиям детского сада.
- Что делать, если адаптация затянулась?
Можно выделить несколько основных факторов, которые свидетельствуют о необходимости «бить тревогу»:
- попытки воспитателей успокоить или что-то объяснить ребенку проваливаются раз за разом;
- вас тревожит одна только мысль о предстоящем посещении садика ребенком;
- малыш часто болеет;
- прошло уже несколько месяцев, но никак не получается искоренить страх ребенка перед детским садиком.
В таких ситуациях лучше не пускать ситуацию на самотек и обратиться к квалифицированному детскому психологу. Часто хватает нескольких сеансов, чтобы выявить причины страха у малыша и своевременно их устранить.
1. Режим. Первая трудность, возникающая в начале посещения детского сада, – новый режим. Ребенку сложно перестроится к новым требованиям, поэтому режим выбранного доу стоит узнать заранее и придерживаться его в домашних условиях за месяц-полтора до начала посещения, строго соблюдая распорядок по дням и часам.
2. Спать пора. В адаптационный период важно правильно организовать ночной сон ребенка. На фоне постоянного недосыпа у детей развиваются невротические состояния, в результате которых адаптация проходит длительно и болезненно.
3. Доброе утро. Резкое пробуждение, особенно в фазе глубокого сна, недопустимо. Оно приведет к капризам, вялости и раздражительности ребенка. Идеальный вариант, когда он просыпается самостоятельно. Если этого не происходит, то поможет соблюдение простого правила – будить ребенка минут на 10 раньше, давая возможность понежиться-потянуться в теплой постели.
4.Ты уже большой. К моменту поступления в дошкольное учреждение необходимо научить ребенка умываться, одеваться, засыпать, аккуратно вести себя за столом, пользоваться вилкой и ложкой, пить из чашки, самостоятельно посещать туалет. Процессу употребления пищи важно уделить особое внимание, например, обед необходимо съедать за полчаса. Эти навыки значительно снизят дискомфортные ощущения при попадании в незнакомые условия.
5. Никаких дополнительных нагрузок. Ребенок попадает в новую обстановку, знакомится с новыми людьми, получает массу эмоциональных переживаний в течение дня, поэтому в домашних условиях все нововведения должны быть минимизированы или полностью исключены.
6. Максимальное внимание. В период адаптации к детскому саду ребенка окружают вниманием и заботой. Полноценный отдых, спокойная атмосфера в доме становятся приоритетными направлениями помощи родителей. Ограничивают посещение развлекательных мероприятий, принимать гостей и самим ходить в гости лучше после того, как ребенок адаптируется. Дополнительные впечатления увеличат нагрузку на психику ребенка, которая и без того претерпевает серьезные испытания.
Источник: http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здравствуй, Детский сад!» (Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению)
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и э...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год
Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...
Рецензия на программу "Малыш", по адаптации детей к дошкольному учреждению
Программа по адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению...
Памятка - буклет для родителей «Адаптация малыша к дошкольному учреждению».
Адаптация – привыкание организма к новым условиям. Для малыша, поступающего в дошкольное учреждение, его группа, дети этой группы, педагог - всё это и есть новые условия. ...
Консультация для педагогов «Особенности психологического развития детей дошкольного возраста и адаптация их к дошкольному учреждению. Ребенок и сверстники"
В статье содержаться рекомедации воспитателям дошкольных групп по социализации детей в детском саду....
Модель взаимодействия детского сада и семьи по ранней социализации ребёнка в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Данная работа представляет собой з-х летний опыт по реализации и апробированию проектов, направленных на профилактику и предупреждение дезадаптации детей...