Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе "Рождественская сказка"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Программное содержание: - познакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождество, Святки, Коляда; - развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; - вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям; - учить детей нетрадиционным способам художественного творчества

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип: интегрированное

Вид: познавательно-речевое

Тема: Рождественские сказки

Форма проведения: фронтальное

Программное содержание:

- познакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождество, Святки, Коляда;

- развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках;

- вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям;

- учить детей нетрадиционным способам художественного творчества.

Словарная работа: народный праздник, рождество, Святки, Коляда, колядки, ряженые, сочиво.

Предшествующая работа: чтение русской народной сказки «Морозко», авторской сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»; заучивание примет, пословиц и поговорок.

Материал и оборудование: мультимедийная презентация «Рождество. Святки. Коляда»; картинки и горшочки с крупой для гадания; бумажные трафареты тарелок, кисти, салфетки, клеёнки по количеству детей, клей, очищенная пшеница; «серебряные» и «золотые» шары; корзинка для шаров.

Воспитатель встречает детей

I. Создание проблемной ситуации

Воспитатель: Здравствуйте! Дай Бог тому, кто в нашем дому, дорогим гостям, милым детушкам. Наделил бы вас Господь и житьём, и бытьём, и здоровьицем, да настроением праздничным.

- Любит наш русский народ праздники!

- Какие вы знаете праздники?

- Какие праздники были в январе?

- Ещё совсем недавно мы отмечали великий праздник – рождество Христово. Рождество – день рождения Христа. Вот об этом празднике я вам сегодня поведаю.

В светлый день Христова Рождества

Колокольным звоном наполнятся сердца,

Все желания заветные исполнятся.

Искренние, добрые слова

Вспомним мы и улыбнёмся снова

В светлый праздник Рождества Христова!

(Предлагаю детям присесть на стульчики)

II. Беседа о Рождестве, Святках, Коляде

1) Воспитатель: Давным давно это было… Плохо стали жить люди: ссорились, обижали слабых и бедных, творили много зла… И, сжалилось любящее сердце Бога, и решил он послать на Землю своего сына Иисуса Христа, чтобы спасти людей.

Воспитатель: В рождественские праздники люди стремятся быть лучше. Это время для добрых дел. В России было принято помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки в больницы. И следовали этому обычаю все – от государя до простых людей.

- В каждой семье в это время готовились к празднику Рождества: торжественно, с любовью украшали дома еловыми ветками, пекли пироги, печенья, да булочки! А уж песни, хороводы водили, да в игры играли – на другом конце деревни было слышно!

2) Давайте и мы с вами поиграем в игру «Казак Трифон»

У казака Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели,

Разом делали, как я!

(Дети садятся)

3) Воспитатель: Празднование Рождества на Руси проходило в святые дни – Святки, вот как называют их в народе. Святки – это огромное количество обычаев и обрядов. Один из таких обычаев – гадание.

- Вы хотите погадать, да судьбу свою узнать?

- Посмотрите, на лавке стоят горшочки, в которых насыпано пшено. Давайте подойдём и погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.

- Горшочек с вершочек,

Скажи нам, дружочек,

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется!

(Дети находят в горшочках с пшеном карточки и по ним называют профессию)

(Садятся)

4) Воспитатель: Ну, что понравилось вам гадать? А теперь пришла пора колядовать!

Коляда, коляда,

Ты подай нам пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину.

Кто не даст пирога, тому куричья нога. (Дети повторяют со мной)

 Воспитатель: Колядовать начинали дети, молодые парни и девушки, ряженные в вывернутые шубы и страшные маски. Они ходили от дома к дому, пели песни. С собой они водили человека, ряженого козой.

Издавна на Руси коза считалась символом плодородия. В какой дом коза зайдёт, там будет урожай, любовь и добро. За это ряженные получали от хозяев монетки, обновки, простые украшения, сладости.

- Почему же праздник называется Рождество Христово?

- Рождение кого прославляют люди?

- А как вы думаете, что же может быть символом Рождества?

- Я помогу вам, загадаю загадку

5) Родилась она в лесу.

Там росла и расцвела.

А теперь свою красу

К рождеству нам принесла.

Воспитатель:  Правильно, символом Рождества является ель.

6) Воспитатель:  Ребята, а какие блюда готовят ваши мамы и бабушки на Рождество?

- А ещё, оказывается, в канун Рождества готовят специальное блюдо – сочиво, которое мы называем кутья. Это каша, которую ваши мамы готовят из риса.

- А вот казаки – некрасовцы о которых я вам недавно рассказывала, варят кутью так, как варили её давным-давно, из пшеницы.

- Я предлагаю вам приготовить настоящую некрасовскую кутью. На ваших столах - тарелки

III. Продуктивная деятельность  

Детям предлагается готовая форма в виде тарелки с каймой. Всю тарелку, кроме раскрашенных полей, ребёнок намазывает клеем и посыпает крупой

Воспитатель: Ой, сколько кутьи у нас получилось! Настоящая, казачья!

А теперь давайте соберем тарелки с кутьёй на поднос.

- Разве это не чудеса святочные?

IV. Рефлексия.

Воспитатель:  Чудеса продолжаются! Ребята подойдите ко мне.

- Посмотрите, в корзинках шары для новогодней ёлки.

- Если вам было интересно сегодня, весело, то возьмите золотой шар, а если вам было грустно, что-то вас огорчило, возьмите серебряный шар. (Дети выбирают шары – сначала девочки, потом мальчики) Дарю детям шары

- Пришло время прощаться. И хочется сказать – будьте добрее, любите друг друга, желайте друг другу добра и счастья, не держите обид и так весь год! От человека зависит, чтобы мир стал чище и добрее.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим в старшей группе Тема: «Волшебница вода»

занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: "Волшебница вода"...

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим в старшей группе Тема: «Волшебница вода»

занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: "Волшебница вода"...

Конспект по ознакомлению детей с окружающим миром «В гостях у бабушки Федоры» в разновозрастной группе

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, предназначен для проведения в разновозрастной группе....

НОД Ознакомление с окружающим миромв старшей группе Тема: « Эти удивительные грибы"

формировать знания детей о грибах, как удивительных обитателях леса....

НОД Ознакомление с окружающим миромв старшей группе Тема: « Эти удивительные грибы

Цель: формировать знания детей о грибах, как удивительныхобитателях леса.Образовательные задачи:Закреплять и обобщать знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы. Познако...

Конспект по ознакомлению детей с окружающим миром Урок доброты «О братьях наших меньших. Собаки и кошки – друзья человека»

Цель:Сформировать у детей гуманное отношение к собакам и кошкам. Особенно тем, кто остался без владельца. Научить детей правилам ухода за животными, ответственно относиться к своим питомцам.Задачи:Обо...