Консультация "Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр"
консультация
Консультация для родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей и педагогов | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
"Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр"
Дошкольное детство уникальный период жизни ребенка – это время, когда закладываются основы личности, вырабатывается произвольность психических процессов, развивается творчество, активность и инициативность.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, упорства и настойчивости, решительности, выдержка, то есть отсутствие горячности при возникновении конфликта, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, эгоизма.
Все важнейшие качества личности формируются в процессе осуществления ведущей деятельности дошкольника — в игре. Игра в жизни дошкольника занимает огромное место, и является одним из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника. Игра – это школа воспитания. В процессе подвижных игр у детей развивается ловкость, меткость, быстрота; сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности. Игра формирует высокую нравственность.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Можно сказать, что игра – это метод познания действительности. Каков ребенок в игре, таким он будет в жизни, поскольку через игру он входит в систему взаимоотношений людей. В процессе игры он усваивает систему норм и правил поведения, овладевает определенными социальными ролями, учится подчиняться и брать ответственность на себя. Именно в игре ребенок может почувствовать радость, напряжение, сильные переживания, интерес, чувство успеха, добиться высоких результатов, которые в реальной жизни, вне игры ему, возможно, не предстоит испытать.
Сюжетно-ролевые игры с бытовой тематикой любимы всеми дошкольниками. В этих играх происходит воспитание чуткости, способности к сопереживанию, умения замечать душевное состояние другого человека, заботиться о людях. Именно сюжетно-ролевые игры в «семью», «детский сад» и др., в которых дети берут на себя роли самых близких, любимых ими людей — отца и матери,— воспитывают у детей эти качества. В игровых действиях ребенок воспроизводит поведение, чувства, переживания своих родителей так, как он их представляет, стремясь образно осмыслить семейные отношения, разные жизненные ситуации. В игре он выражает свое отношение к ним, свои желания.
Какие же игры, способствуют развитию волевых качеств? Это должны быть игры по правилам или с правилами; коллективные, партнерские игры, где партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые. Это могут быть игры, где создаются условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии. Игры, где ставиться цель – выиграть, т.е. это либо соревновательная игра, либо игра-достижение.
Таким образом, к играм с правилами относятся дидактические и подвижные игры.
В дидактических играх формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей. В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания. Игры с правилами — это то пространство, где ребенок может практиковать, осваивать и присваивать нужные формы поведения. Правила игры, мобилизуют ребенка, он сосредоточен, включает свой интеллект: восприятие, память и мышление, контролирует процесс игры и свои действия. Так, он приобретает опыт сосредоточенности, элементарного управления своим поведением и поступками.
Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре «Кто построил этот дом?» дети узнают о том, что, прежде чем строить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие.
В дидактических играх детей привлекает возможность добиться результата, проявить смекалку, твердость и выдержку. Этому служат игры типа «Лабиринт», многие народные игры – «Черное и белое», «Да и нет».
Так же большое значение для развития нравственно-волевых качеств, способствует проведение подвижных игр. Подвижные игры оказывают влияние на развитие самостоятельности у детей, творческих способностей, вызывают стремление доводить начатое дело до конца, воспитывают умение продолжать деятельность даже при нежелании ею заниматься или при возникновении более интересной деятельности. Они создают условия, необходимые для достижения личного успеха, кроме того, стимулируют доброжелательные отношения со сверстниками. Игры формируют согласованность движений, которая является средством достижения игровой цели, способствуют повышению активности сознания дошкольника, что, безусловно, сказывается на его поведении.
Подвижные игры в дошкольном возрасте организуют в порядке возрастания сложности обучающей задачи. Каждая последующая игра является следующей ступенькой последовательного волевого и нравственного развития. Игры учат ребят преодолевать нерешительность, робость, страх, помогает в этом и поддержка сверстников, и положительные эмоции.
Сначала игры проводятся совместно со всеми детьми, на следующих этапах игр дети действуют уже не одновременно, а небольшими группами, по очереди. Действие по сигналу требует от ребенка еще больших усилий, ведь нужно уметь сдерживать себя. Произвольное поведение в играх опирается на роль или воображаемую ситуацию.
Задача взрослого - создать во время игры такую эмоциональную обстановку, чтобы удовольствие, получаемое ребенком от своего доброго поступка, побеждало другие чувства. Таким образом, выполняя по очереди разные привлекательные действия и наблюдая за другими, дети учатся оценивать их, замечать ошибки сверстников. На этой основе возникает умение анализировать и свои действия.
Огромное воспитательное значение имеет возможность устанавливать правила самими детьми, самостоятельно договариваться, действовать согласованно, каждое правило оговаривается и действует для всех. Это дисциплинирует детей.
Необходимо создавать такие условия для игр дошкольников, которые формировали бы у них способности не бояться трудностей, умение соблюдать очередность, не мешая другим, не выкрикивать и не нарушать правила игры. Во время детских игр осуществлять поддержку поощрением, тех, кто поступает правильно и честно, вовремя реагировать на несоблюдение правил, корректируя действия детей.
Итак, использование различных видов игр оказывает влияние на развитие самостоятельности у детей, целеустремленности, решительности, инициативности, настойчивости, выдержки, дисциплинированности, творческих способностей, то есть все виды игр формируют нравственно- волевые качества личности ребенка.
Потапова Т.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. Развивать нравственно- волевые качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте. К ним относятс...
«Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр» март
laquo;Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр» март...
Консультация для педагогов на тему: «Развитие нравственно – волевых качеств дошкольников посредством игр».
Формирование нравственно - волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. Деятельность, которая приносит ребёнку удовольствие, способству...
Развитие нравственно- волевых качеств дошкольников посредством игр.
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка....
"Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр"
Дошкольное детство уникальный период жизни ребенка – это время, когда закладываются основы личности, вырабатывается произвольность психических процессов, развивается творчество, активность и ини...
Консультация для педагогов на тему «Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр»
laquo;Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр»...
Сообщение "Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игры"
Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка.Развитию нравственно-волевых качеств способствует систематическое проведение различных подвижных игр с...