Интерактивное ток-шоу «Театрально игровая деятельность ,как средство развитие творческих способностей детей»
консультация
В дошкольном детстве ведущим видом деятельности ребенка является игра. Творец по природе, активное от рождения существо, ребенок, играя, осваивает мир, моделирует отношения, пробуя себя в разных ролях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_dlya_rod.docx | 16.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста
В дошкольном детстве ведущим видом деятельности ребенка является игра. Творец по природе, активное от рождения существо, ребенок, играя, осваивает мир, моделирует отношения, пробуя себя в разных ролях. Игровая деятельность служит ему основой для участия в других видах деятельности: учебной, трудовой. В ней ребенок накапливает опыт ролевого поведения и ролевых отношений, которые облегчают ему вхождение в жизнь. Игровая деятельность – вид развивающей социальной деятельности, одна из форм освоения социального опыта. Социальный характер содержания игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе, хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступным ему чувствам радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.
Связь между игровой и театрально-игровой деятельностью заключается в том, что в основе той и другой лежит условное воспроизведение событий, действий, взаимоотношений людей и обязательно присутствуют элементы творчества. Театральную деятельность в дошкольном детстве называют театрально-игровой. Театрально-игровая деятельность – творческий, синтетический вид деятельности, направленный на воссоздание и освоение общественного опыта с помощью обыгрывания сюжета (литературного произведения или фантастических ситуаций, фрагментов детской жизни), требующий достижения цели, нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха, установления доброжелательных отношений.
Театрально-игровая деятельность как синтетический (обобщенный) вид деятельности объединяет деятельность художественно-речевую (сочинение текста, его передачу, отработку дикции и т.д.), изобразительную (оформление костюмов, декораций, кукол), музыкальную (исполнение песен, танцев, игра на музыкальных инструментах) и игровую. Театрально-игровая деятельность будет игровой в той мере, в какой дети смогут свободно, самостоятельно, в собственной интерпретации передать взаимодействие и отношения героев даже в буквальном воспроизведении детьми сказки, стихотворения.
Театрально-игровая деятельность является для ребенка игрой, общением, трудом, учебой, отдыхом и т.д. Она имеет множество функций. Рассмотрим наиболее важные функции театрально-игровой деятельности.
Эстетическая функция.
Это специфическая особенность театра особенность театра, позволяющая формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека и тем самым ценностно ориентировать его в мире; пробуждать творческий дух, творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты. Гармоничное сочетание различных видов эстетической деятельности в одной игре позволяет решить единую задачу развития художественного вкуса и творческой активности детей.
Развлекательная функция.
Как и эстетическая, сопровождает и окрашивает все функции театрально-игровой деятельности. Она связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости, наслаждения, позволяет стимулировать положительные эмоции, отвлекать от нежелательных, грустных мыслей и переживаний, проводить приятно и весело время, пробуждать интерес к данной деятельности. В процессе театрально-игровой деятельности ребенок испытывает ни с чем не сравнимое удовольствие.
Коммуникативная функция.
Театрально-игровая деятельность позволяет установить связь между педагогами и детьми, между самими детьми. Полноценное общение в процессе театрально-игровой деятельности способствует развитию у детей умений и навыков социального взаимодействия. У них появляется способность брать на себя игровые роли, приспосабливать свое поведение к поведению партнера, проявлять доброжелательность, альтруистические тенденции в поведении, осуждая элементы агрессивности, нечестности, высокомерия. В общении развивается эмпатия (способность эмоционально откликаться на переживания других людей, проявлять сочувствие, желание и умение утешать, помочь) по отношению к близким, родственникам, героям художественных произведений.
Социокультурная функция.
Театрализация обеспечивает ребенку не только удовлетворение потребностей в самовыражении, но и позволяет обогатить социальный опыт. Ведь именно в театрализованных играх в наиболее сконцентрированном виде разворачивается механизм идентификации, лежащий в основе многих фундаментальных общечеловеческих ценностей. Социокультурная функция способствует усвоению ребенком богатства культуры, формированию его как личности. Усваивая богатства культуры, ребенок получает знания о быте и образе жизни людей, их устоях, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю.
Коррекционно-развивающая функция.
Обеспечивает соотнесение характеристик игровой деятельности с условно-нормативными данными (по конкретному возрасту). Она способствует выявлению отклонений и составлению плана педагогических мероприятий по внесению позитивных изменений, дополнений в структуру личности и деятельности ребенка. Таким образом, театрально-игровая деятельность посредством данной функции способствует формированию и развитию психических процессов и качеств личности. Данные современной психологии показывают, что у ребенка от природы имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, мыслительные, связанные с особенностями памяти, типом внимания; инструментальные, включающие двигательные способности, реакцию, направленные на овладение орудиями труда, развитие пространственного мышления; художественные, связанные с наличием различных групп анализаторов, специфики эмоциональной сферы и др.; социальные, определяемые принадлежностью к интровертам или экстравертам, а значит, расположенностью к контактам с другими людьми. Эти задатки могут развиваться, а могут остаться нереализованными в зависимости от обстоятельств, условий развития, от возможности целенаправленного включения в деятельность и общение. Театрально-игровая деятельность является значимым средством для развития задатков и способностей детей и способствует развитию интеллектуальных, инструментальных, художественных и социальных задатков ребенка, исправлению отклонений и устранению трудностей, возникающих в процессе развития личности.
Психотерапевтическая функция.
В работе с детьми театр широко используется врачами, психологами и педагогами как наиболее адекватное специфике детства средства коррекционного и развивающего воздействия. Игротерапевты используют театрализованные игры для снятия неурядиц жизни, для коррекции нравственных взаимоотношений, для одобрения и ободрения ребенка. Патопсихологи, практические психологи используют их для улучшения психологического здоровья детей. Именно вследствие единства психологической природы общения и игры, последняя может иметь высокий психотерапевтический эффект. Психотерапевтические функции театрализованной игры заключается в том, что она может изменить отношение человека к себе и другим, изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе. Психотерапевтической возможностью прежде всего обладают сценические игры, суть которых - разыгрывание ролей для зрителей. Роль может раскрыть в человеке то, что в нем скрыто, заторможено. Принятие на себя различных ролей благотворно влияет на детскую психику, способствует познанию потенциала собственной личности, развитию образа идеального и реального «Я», обогащает переживания ребенка новым содержанием, помогает наладить контакт с окружающим.
Воспитательная функция.
Театрально-игровая деятельность способствует формированию определенных качеств, свойств и отношений личности. Например, тематика и содержание многих театрализованных игр детей – дошкольников – имеют нравственную направленность, которая, собственно, и заключается в каждой сказке и которая, конечно же, должна занять свое место в импровизированных постановках. Так, любимые герои становятся образцами для подражания – ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Отрицательный же образ теряет свою привлекательность и влияние, если его представить так, чтобы вызвать смех и осуждение. Таким образом, незаметно для себя ребенок делает своим достоянием положительные качества персонажа и освобождается от отрицательных.
Обучающая функция.
Театрально-игровая деятельность способствует освоению системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности. В процессе театрально-игровой деятельности ребенок более полно и глубоко познает мир, у него появляются знания о малоизвестных явлениях, предметах, которых нет в непосредственном опыте детей, но которые ребенок получает благодаря содержанию произведений, проигрывая роли.
Итак, рассмотрев наиболее важные функции театрально-игровой деятельности, мы пришли к выводу, что данная деятельность является многогранным явлением в жизни ребенка дошкольного возраста, средством удовлетворения его потребностей, средством получения знаний и умений, средством выражения и развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
из опыта работы «Театрализованно – игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
"Развитие творческих проявлений детей"...
Театрально - игровая деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Творческие способности у детей необходимо начинать развивать с самого раннего детства. Театрально - игровая деятельность самая доступная для детей дошкольного возраста и она лучше всего развивает твор...
Выступление на педсовете на тему:ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка. Учитывая, что игра, в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из н...
«Театрально-игровая деятельность как средство развития творческой активности детей»
Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в воспитательно-образовательном процессе. Современные дошкольные учреждения ищут новые г...
Презентация к родительскому собранию на тему : Интерактивное ток-шоу «Театрально игровая деятельность ,как средство развитие творческих способностей детей»
Мастер класс для детей по обучению сценическому перевоплощению...
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....
«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Семинар – практикум для педагогов «Театральный ринг»
laquo;Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей»Семинар – практикумдля педагогов «Театральный ринг»...