Презентация "Коррекция проблем обучения методами кинезиологии".
презентация к уроку (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Коньякова Наталия Вадимовна

Из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное - шевелить мозгами. Б. Акунин.

Предлагаем Вашему вниманию тренинг для родителей воспитанников групп для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тренинг проводится в начале обучения.

Презентацию я скачала с просторов Интерента, модифицировала, написала пояснения к презентации, получился хороший тренинг для родителей воспитанников детского сада. 

После проведения тренинга, в уголок для родителей выставляется статья "Коррекция проблем обучения методами кинезиологии", в которой описываются основы функциональной специализации полушарий мозга, прилагается развивающая кинезиологическая программа. Данную статью Вы можете скачать на моем мини-сайте в разделе "Работа с родителями".

Примечание: статью "Коррекция проблем обучения методами кинезиологии" рекомендуется представлять вниманию родителей только после тренинга по межполушарному взаимодействию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекция проблем обучения методами кинезиологии Учитель – логопед Коньякова Наталия Вадимовна

Слайд 2

«Из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное — шевелить мозгами» Б. Акунин «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» Мишель де Монтень

Слайд 3

Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис» (kinesis), что означает «движение». Имеется в виду мышечное движение. Греческое же происхождение имеет и слово «логос» (logos), которое обычно переводят как «наука». Но «логос» означает также ещё и «слово», «язык». Понятие о кинезиологии как о языке движений тоже звучит неплохо!

Слайд 4

Полушария мозга имеют разную функциональную специализацию.

Слайд 5

Зачем нужны кинезиологические упражнения? Минимальные мозговые дисфункции нарушения речи мышления изменениями качеств человеческой психики неспособности усваивать новый материал неумение адекватно читать и писать перестановка слогов, признаков, знаков, явлений «слепы» к целым фразам. Описанное состояние получило название «дислексия», что в переводе с греческого обозначает «отрицание слова», нарушение чтения.

Слайд 6

Школьные методики обучения тренируют главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей школьника, не учитывают особенностей половой латерилизации полушарий, оставаясь бесполыми и массовыми. Образования в наших школах не только левополушарное, но и академическое, то есть материал преподносится в готовом виде, неоднократно повторяется. В такой системе образования комфортно чувствуют себя левополушарные и равнополушарные девочки, которые быстро становятся отличницами. Правополушарные мальчики оказываются в самом невыгодном положении, более подвержены возникновению школьных неврозов.

Слайд 7

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант

Слайд 8

Цели кинезиологических упражнений: развитие межполушарной специализации, развитие межполушарного взаимодействия,  синхронизация работы полушарий,  развитие мелкой моторики,  развитие способностей,  развитие памяти,  внимания,  речи,  развитие мышления,  устранение дислексии, дисграфии.

Слайд 9

Кинезиологические упражнения , развивающие межполушарное взаимодействие: «Пальчики здороваются»

Слайд 10

«Очки» 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.

Слайд 11

«Колечко» «Цепочка» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Слайд 12

«Кулак – ребро – ладонь» Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Слайд 13

«Лезгинка» Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений

Слайд 14

«Зеркальное рисование» Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Слайд 15

«Стол, стул, кровать» «Ухо – нос» «Марширование» «Перекрестное марширование» «Паровозик» «Артикуляционная гимнастика» «Глазодвигательные упражнения» «Работа не ведущей рукой»

Слайд 16

Занятия гимнастикой мозга дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 3.

Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис» (kinesis), что означает «движение». Имеется в виду мышечное движение. Греческое же происхождение имеет  и слово «логос» (logos), которое обычно переводят как «наука». Но «логос» означает также ещё и «слово», «язык». Понятие о кинезиологии как о языке движений тоже звучит неплохо!  Я бы обозначила кинезиологию  как гимнастику мозга.

Слайд 4.

Правое полушарие – образное. Основные функции:

  • регуляция, восприятие и воспроизведение интонационно-мелодической стороны речи;
  • глобальное восприятие замысла текстов, картин, бытовой ситуации, глобальное понимания жестов и мимики;
  • глобальное восприятие и воспроизведение звукового абриса слова, что позволяет понимать ситуативную речь, оперировать интонациями, окрашивать речевые эмболы, понимать юмористический смысл, сохранить способность к глобальному чтению отдельных слов.
  • правое полушарие хранит различные виды речевых автоматизмов;
  • лицевой и цветовой гнозис;
  • сведения об элементарном числе и соотнесение его с цифрой.

Левое полушарие – знаковое. Основные функции:

  • фонематическое восприятие, анализ, синтез;
  • звукопроизношение;
  • контроль и регуляция речевой деятельности;
  • чтение и письмо;
  • память на факты, имена, даты;
  • аналитическое мышление;
  • распознание математических символов и операций;
  • дискретная обработка информации.

Естественно, что оба полушария взаимодействую между собой. Помогает им мозолистое тело. Необходимо отметить, что у детей с ЗПР нарушено это взаимодействие. Кинезиология помогает развивать межполушарное взаимодействие.

Слайд 5.

Зачем нужны кинезиологические упражнения?

В настоящее время растет число детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств человеческой психики. Определенную роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Кроме неспособности усваивать новый материал у таких детей наблюдаются и другие нарушения: неумение адекватно читать и писать, перестановка слогов, признаков, знаков, явлений. Иногда они бывают «слепы» к целым фразам. Описанное состояние получило название «дислексия», что в переводе с греческого обозначает «отрицание слова», нарушение чтения.

Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функции обучения в неспособности левого и правого полушария  к интеграции, взаимодействию.

Слайд 6.

Так же:

  • школьные методики обучения тренируют главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей школьника, не учитывают особенностей половой латерилизации полушарий, оставаясь бесполыми и массовыми.        
  • образование в наших школах не только левополушарное, но и академическое, то есть материал преподносится в готовом виде, неоднократно повторяется. В такой системе образования комфортно чувствуют себя левополушарные и равнополушарные девочки, которые быстро становятся отличницами;      
  • правополушарные мальчики оказываются в самом невыгодном положении, более подвержены возникновению школьных неврозов. Это же относится к мужчинам. наример: женщина: подумаю об этом позже, магазины, мужчины зацикливаются – инфаркты случаются более часто. Данные упражнения полезны и взрослым.

Как помочь ребенку?

Развивать межполушарное взаимодействие. Аналогия: спортсмены, артикуляционная гимнастика. Значит, мозгу тоже нужна гимнастика. Как будем выполнять гимнастику мозга?

Слайд 7.

Развивать пальчики.

В. А. Сухомлинский утверждал. Что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев», И. Кант: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Исследования профессора М. Кольцовой показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией тонких движений пальцев рук и речью.

Например, для определения уровня развития речи детей первых трех лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - потенциально говорящие дети. Если пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это потенциально неговорящие дети.

Тренировать пальчики рук ребенка нужно с рождения.

0-3 месяцев. Согревать руки малыша, делать массаж пальцев, кистей рук. Массаж от кончиков пальцев – к запястью. Еще раз убеждаемся в мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик», «Ладушки – ладушки» и т.д.

Слайд 8.

Непосредственно сами кинезиологические упражнения.

Существуют специальные кинезиологические упражнения, занятия, программы. В папке – развивающая кинезиологическая программа, можете почитать, сфотографировать, скинуть на флешку.

Что Вам необходимо усвоить: сначала попробовать самим, а потом учить детей; упражнения динамичные, в движении; сначала пробуем ведущей рукой (правой), потом левой, после – обеими руками, перекрестные.

Слайд 16.

Итак.

Занятия «гимнастикой мозга» дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Авторы практической кинезиологии считают, что одной из причин данного состояния является так называемая «координационная неспособность» к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями.

Для детей со специфическими нарушениями чтения и письма характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении такого типа возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонией созревания головного мозга, нарушением межполушарного взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Коррекция проблем обучения методами кинезиологии в старшем дошкольном возрасте».

Многие проблемы ребенка, возникновение которых  приписывается социальным факторам (плохое настроение, повышенная тревожность, отклонения в поведении и т.п), могут быть следствием недостаточ...

Коррекция проблем обучения методами кинезиологии.

Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев,а левополушарные - за отдельными деревьями не видят леса.Б. Белый. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22915765","attribut...

Коррекция проблем обучения методами кинезиологии

Коррекция проблем обученияметодами кинезиологии Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. Мишель де Монтень.  Единство мозга определяется сочетанием двух фунд...

СОПРОВОЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ МЕТОДАМИ КИНЕЗИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье описана возможность применения метода кинезиологии какспособа коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях дошкольнойорганизации, применимого всеми участниками образовательных отно...

Проект Тема: «Коррекция проблем обучения методами кинезиологии в старшем дошкольном возрасте».

Давно не секрет, что в современном обществе  сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии.  Общество стремительно  развива...


 

Комментарии

Караханян Наталья Анатольевна

Здравствуйте!!! Наталья Вадимовна.Спасибо. Из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное - шевелить мозгами. Б. Акунин. Я тоже люблю эту цитату.
Кстати настоящее имя Б. Акунина Григорий Шалович Чхартишвили.