Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
консультация (младшая группа) по теме

Типлинская Олеся Владимировна

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

   

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка.  

       Сенсорное развитие ребёнка -  это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

     Дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Многие не знают цвет, форму, качества предмета. 

      Поэтому в своей работе педагог ставит и решает следующие задачи:

1.Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

2.Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

3.Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).

      Игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Способствует физическому и духовному здоровью, является обширной информацией, методом обучения и воспитания детей. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей всестороннего развития ребенка. Игры по сенсорике имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

        Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия. Например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, катать шары, нанизывать кольца на стержень. При этом совершенствуется моторика рук, глазомер. Посредством  осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать и называть форму, величину, цвет предметов. Он ощущает, что один предмет твердый, другой мягкий. Одни предметы прочные, другие легко разрушаются, рвутся, мнутся и т. д.

     Если взрослые сопровождают действия ребенка словом, обозначают эти действия, качества предметов, то на этой основе обогащается его словарь, развивается речь. Сначала дети учатся понимать то, что они им говорят, а затем и сами овладевают новыми словами. В процессе деятельности, игр по сенсорике развивается мышление детей. Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями, дети рано приходят к первым общим представлениям. Оказывается, что «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы, шарики, кубики, матрешки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи. У детей складываются первые общие представления о форме, величине, цвете. В процессе деятельности с дидактической игрушкой развивается способность, сообразительность у детей. Чтобы, например, собрать матрешку, надо всегда меньшую вложить в большую, сообразив, где у нее нижняя и верхняя часть. Умение выбрать шарики, кубики определенного цвета приучает малышей к первичному подбору предметов по какому-то одному признаку.

     Игры на величину, форму, цвет воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь заниматься в течение времени одним каким-то делом. Развивается устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребенок подражает взрослым. Он должен присмотреться к тому, что ему показали и воспроизвести эти действия. Для маленького ребенка это не так легко. Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребенком умственную задачу: он старается добиться результата - собрать башенку, сложить матрешку, подобрать красивые перышки для хвоста петуха и т. д. Так формируется целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий. 

       Если дети испытывают трудности в усвоении цвета, формы, связи между свойствами предмета, педагог исправляет ошибку, не требуя от детей специального запоминания. В этом случае нужно использовать эффективный прием - любое понятие связывать в представлении ребёнка с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (предмет круглой формы - мяч, прямоугольной - кирпичик, треугольной - крыша).

    Таким образом, роль дидактических игр  по сенсорике в умственном воспитании детей младшего дошкольного возраста несомненна. Особый акцент в работе  нужно делать  на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений.

1.«Чудесный мешочек».

2.«Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному признаку).

3.«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).

4.«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру).

5.«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов).

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

1.«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму) . 

2.«Из каких фигур состоит?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их).

3.«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки).

4.«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения). 

              

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.

1.«Сравни предметы по высоте».

2.«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам).

3.«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка).

4.«В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера).

5.«Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение   игры и    предметов :  какие нарисованы ближе, а какие – дальше).

 Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

1.«Какого цвета не стало?»

2.«Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета).

3.«Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом).

4.«Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки).

5.«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Данный материал может использоваться в качестве консультации для воспитателей. В нём представлены методические рекомендации воспитателям по организации и проведению дидактических игр экологического ха...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГРпо экологическому воспитаниюдетей младшего дошкольного возраста«Найди листочек»Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия дер...

Индивидуальный план самообразования тема: «Применение дидактических игр в экологическом воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность         Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чис...

Дидактические игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения  дошкольников, но в тоже время они имеют также большое воспитательное значение....

Дидактическая игра как средство воспитание детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры имеют большое значение для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное вы...

«Дидактические игры по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить на занятиях по ознакомлению с миром природы, в самостоятельной игровой деятельности, во время экскурсий и целевых прогулок, при ознако...

«Роль дидактической игры в трудовом воспитании детей младшего дошкольного возраста».

1 слайд:Тема: «Роль дидактической игры в трудовом воспитании детей младшего дошкольного возраста». 2 слайд....