Индивидуальный план самообразования тема: «Применение дидактических игр в экологическом воспитание детей младшего дошкольного возраста»
материал

Зигангирова Елена Ханифовна

Актуальность

 

        Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер, резвились под теплыми дождями, с восторгом шлёпая по лужам, собирали полевые цветы, ели с каждого куста и с любого дерева всё, что было съедобно, радовались солнцу и снегу. Наверное, именно это и помогло нам мечтать, верить в светлое будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovaniya_zigangirova_na_2019-2020.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Садко»

г. Альметьевска

Утверждаю

Заведующий МБДОУ «д/с №9 «Садко»

Комарова Н.А.

Индивидуальный план самообразования

тема: «Применение дидактических игр в экологическом воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Составила воспитатель: Зигангирова. Е.Х.

воспитатель

Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад общеобразовательного вида №9 «Садко»

г. Альметьевск, РТ

Актуальность

        Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер, резвились под теплыми дождями, с восторгом шлёпая по лужам, собирали полевые цветы, ели с каждого куста и с любого дерева всё, что было съедобно, радовались солнцу и снегу. Наверное, именно это и помогло нам мечтать, верить в светлое будущее.

       Экология в настоящее время является основой формирования нового

образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности считается дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

      В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

      Цель: изучение проблемы использования игр как средства формирования экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

     Задачи:

Образовательные:

     1. Углубить и расширить экологические знания.

     2. Привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие,       преобразовательные, познавательные.

Развивающие:

     1.Развить познавательную, творческую, общественную активность    дошкольников в ходе экологической деятельности.  

     2. Развитие психических процессов.

Воспитательные:

    1.Воспитать чувства бережного обращения к природе.

     2.Воспитать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

План работы на 2019 – 2020 год

Раздел

Сроки реализации

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь -май 2019-2020г.

С.Н. Николаева парциальная программа «Юный эколог» система работы в младшей группе детского сада. Мозайка-синтез М.-2012г. О.А. Саломенникова «Занятия по формированию элементарны экологических представлений» Мозайка-синтез М.-2012г. О.А. Сломенникова Ознакомление с природой в детском саду. https//infourok.ru https//nsportal/ru https//www.maam.ru https//doshkolnik/ru https//uchitelya/com

Просмотр журналов, газет.

Анализ изученной литературы, повышение педагогической компетентности .

Работа с детьми

Сентябрь

2019г.

 Поделки из природного материала “Что нам осень подарила”

Беседа: «Что нам осень подарила?»

Выставка-поделки из овощей и фруктов.

Заучивание стихов об осени.

ОД «Что нам осень подарила»

ОД: «Овощи и фрукты»

Экологические игры: Огород», «Что где растет?», «Чудесный мешочек», «Четвёртый лишний», «Чего не стало».

Октябрь –ноябрь 2019г.

Наблюдение «Какие деревья и кусты растут на участке»

Беседа «Почему нужно беречь и охранять деревья» Наблюдение «Листья деревьев»

Знакомство и наблюдение за синичками.

ОД «Дерево и куст»

ОД «Живое дерево»

Дидактическая игра «Дерево в разное время года»

ОД «С какого дерева лист?»

Беседа «Синичкин день»

Декабрь 2019г.

Подкормка птиц.

Рассматривание картин о диких и домашних животных Рассматривание картин «Зимующие птицы»

Чтение сказок: «Заюшкина избушка».

Наблюдение «Чем угощаем птиц диких и домашних?»

ОД “Птицы зимой”

Дидактические игры «Домашние животные»

«Чей малыш?»

ОД “Рассматривание снегиря»

Заучивание стихов о зиме, загадки о животных. птицах.

Январь 2020г.

Исследования: снег – вода – лед.

Наблюдение «Как снег становиться водой»

 Беседа «Зимние забавы»

ОД «Изготовление цветных льдинок”

Дидактическая игра «Загадки и отгадки»

ОД «Белый снег пушистый»

Февраль 2020г.

«Мини –огород»

Подкормка птиц на прогулке.

Посадка репчатого лука.

Наблюдение за таянием снега.

Наблюдение «Сезонные изменения»

Оформить огород на окне.

Беседа «Добрые дела для птиц»

ОД «Учить сажать луковицы в землю и в воду".

ОД«Сезонные изменения

в природе».

Экологическая игра: «Зимняя столовая»

Март – апрель 2020г.

Наблюдение: «Облака»

Наблюдение за ростом лука. Стихи о весне

Беседа «Какие растения живут у тебя дома»

Наблюдение за веткой тополя в вазе с водой.

ОД «На что похожи облака»

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

ОД «Рост лука»,

Дидактическая игра «В гостях у Красной шапочки»

Заучивание стихов о весне.

ОД: «Помоги зелёным друзьям».

ОД «Листья распустились»

Дидактическая игра: «Кто, где живёт?»,

Май 2020г.

Фольклор – потешки

Наблюдение «Знакомимся с одуванчиками»

Наблюдение «Знакомимся с мать-и-мачехой»

Беседа «Одуванчик и мать-и-мачеха.

Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!»

Заучивание потешек «Солнышко», «Дождик – дождик», «Радуга – дуга»

ОД «Характерные особенности одуванчика»

ОД«Что за растение мать-и-мачеха» Беседы: «Что подарит лето нам?»

Работа с родителями

Октябрь 2019г.

Консультация на тему: «Применение дидактических игр в экологическом воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Конспект.

Ноябрь

2019г.

Родительское собрание «Дошкольник и экология».

Подготовка анкет.

Декабрь 2019г.

«Как помочь птицам пережить зиму»

 

Создание кормушек совместно с

 родителями.

Январь

2020г.

 «Экологическое образование в семье»

Анкетирование родителей.

февраль  2020г.

 «Играя, познаем природу»

Консультация для родителей.

Март 2020г.

 «Весенние прогулки»

Консультация для родителей.

Апрель

2020г.

 «Пожар — это беда леса!»

Совместно с родителями изготовление папки-передвижки.

Май

2020г

 «Лето- время новых открытий».

 Консультация для родителей.

Предметно – развивающая среда

Пополнение экологических игр, лэпбук по экологии.

Пополнение электронной и методической копилки педагога.

ФГОС

Сентябрь-май 2019-2020г.

Изучение обязательных требований к дошкольному образованию

- Приказ об утверждении ФГОС утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155.

Повышение педагогической грамотности, план работы на учебный год.

Самореализация

Воспитательно-образовательный процесс с детьми в ДОУ, проект «Кошки и котята»

Образовательная деятельность, открытые просмотры, методические объединения, обмен опытом.

Работа с педагогами

Ноябрь 2019г.

Доклад для воспитателей «Роль игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Конспект

Январь 2020г

Консультация «Методика экологического воспитания в детском саду»

Конспект

Март, май

2020 г.

Семинар-практикум для воспитателей: «Экологическое воспитание –экологическая тропинка в детском саду»

Педсовет-деловая игра «Что такое экологическое воспитание дошкольников в ДОУ?»

Конспекты

Отчет по самообразованию

Изучив методики и технологии, а также используя опыт работы педагогов по данной теме, в течение года работала по прилагаемому плану, опираясь на помощь родителей.

Детям было интересно узнать, что окружающий мир очень интересен и увлекателен, и изучать его можно играя, экспериментировать с объектами живой и не живой природой, наблюдать за явлениями природы, рисовать, лепить, слушать музыку, загадывая и отгадывая загадки, заучивать стихотворения. В результате проделанной работы есть положительные результаты: сформированы начала экологической культуры у детей; закрепили знания о животных, рыбах, птицах, закрепили умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки, учатся устанавливать причинно-следственные связи; сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; дети учатся практическим действиям по охране природы; развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Дети группы коллективно участвовали в акциях «Береги Землю», «11 ноября день энергосбережения» - дети рисовали рисунки в группе совместно с воспитателем.

«День птиц» «Дети совместно с родителями наблюдали за птицами.

«Птичья столовая» - дети совместно с воспитателем подкармливали птиц на прогулке. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Родители участвовали в акциях: «Береги Землю», «День энергосбережения», (родители совместно с детьми рисовали рисунки и делали поделки).

Были проведены конкурсы-выставки с воспитанниками и их родителями:

«Овощной калейдоскоп» - поделки из овощей и фруктов. «Что нам осень подарила» -поделки из природного материала. «Мусор Земле не к лицу» - поделки из бросового материала. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Данный материал может использоваться в качестве консультации для воспитателей. В нём представлены методические рекомендации воспитателям по организации и проведению дидактических игр экологического ха...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГРпо экологическому воспитаниюдетей младшего дошкольного возраста«Найди листочек»Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия дер...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА". 1 мл.гр.№2 воспитатель: ЛУСТИНА ЭЛЬВИРА ВАЛЕРЬЕВНА 2020 – 2021 Г

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.1 МЛАДШАЯ ГРУППА№2...

План по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста "для детей 1 младшей группы

План содержит сетку мероприятй на учебный год по экологическому воспитанию. План разработан для детей первой младшей группы....

Дидактические игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения  дошкольников, но в тоже время они имеют также большое воспитательное значение....

«Дидактические игры по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить на занятиях по ознакомлению с миром природы, в самостоятельной игровой деятельности, во время экскурсий и целевых прогулок, при ознако...

Индивидуальный план работы по самообразованию во второй младшей группе воспитателя Крюковой Марины Александровны Тема: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

laquo;Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений разв...