«Дидактические игры по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа)

Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить на занятиях по ознакомлению с миром природы, в самостоятельной игровой деятельности, во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактические игры по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

Нас в любое время года учит мудрая природа.

Птицы учат пению, пчелы в поле и в саду обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте.

 У природы круглый год обучаться нужно,

 весь лесной народ учит крепкой дружбе».

А. В. Орлов

 Младший дошкольный возраст – начинается с начало огромной работы в ознакомлении малышей с природой. В этом возрасте главное научить детей наблюдать, замечать изменения, происходящие в природе, природные явления, вызвать стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями, а формировать экологическое мировоззрение дошкольника можно через проведение дидактических игр. Именно игра развивает наблюдательность, воображение, сенсорные способности, мышление ребенка. Дидактические игры нужны для того, чтобы в процессе интересной, развлекающий деятельности ребенок учился чему-то новому, узнавал что-то, приобретал новые навыки. Знания, приобретенные таким образом, очень хорошо откладываются, малыш запоминает все. В частности, дидактические игры по экологии позволяют малышу научиться общаться с природой и окружающим миром. Ребенок в процессе игры узнает что-то новое о разных животных, растениях, понимает, как можно себя вести в природе, а как - нельзя.

В педагогике есть игры по разным основаниям. Особое место занимает дидактическая игра — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.  Дидактические игры можно классифицировать по содержанию на математические, сенсорные, речевые, музыкальные, экологические и др. Рассмотрим подробнее игры экологического содержания (экологические игры).

По определению С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина «экологическая игра» — это форма экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности, а дидактические игры по экологии – это занятия для дошкольников, направленные на развитие интереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережливости и ответственности по отношению к природе.

 Авторы выделяют следующие виды экологических игр: соревновательные, ролевые, имитационные.

Соревновательные игры экологического содержания основаны на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков и умений.

Ролевые игры экологического содержания основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности: соответствующих ролей, системы отношений.

Имитационные игры экологического содержания основаны на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности.

С. Н. Николаева в программе «Юный эколог» выделяет следующие виды дидактических игр экологического содержания:

- предметные;

- настольно-печатные;

- словесные.

 Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.) Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей детей. Как пример предметных игр можно привести – «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Найди детеныша для мамы», «Во дворе» и т.д.

Настольно – печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок «Ягоды и фрукты», "Кто что ест", лото "Времена года" и т.д. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации.

 Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр, можно организовать как в помещении, так и на прогулке.

Используя дидактические игры, воспитатель должен учитывать следующие дидактические принципы:

  • доступность,
  • повторяемость,
  • постепенность выполнения заданий,
  • учет возрастных особенностей детей.

Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить на занятиях по ознакомлению с миром природы, в самостоятельной игровой деятельности, во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников. Проведение дидактических игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д.

 Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока:

  • игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней)
  • игры для формирования нравственно – оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

 В ходе проведения дидактических игр экологического содержания целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал. В дидактических играх в природе, я использую натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, сухие плоды, камни, листья, ветки, шишки и т.д.) Эти игры помогают ребенку увидеть неповторимость и ценность не только определенного живого организма, но и экосистемы.

В заключении хотелось бы добавить, что экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Одним из методов работы является проведение дидактических игр экологического содержания. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную систему.

Картотека дидактических игр по экологии в первой младшей группе:

«Найди детеныша для мамы»

ХОД. Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу».

Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша кошки.

«Достань камешек»

Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений.

Содержание.

На дно емкости с водой воспитатель выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.

Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому воспитатель может немного помочь малышу.

«Теплый – холодный»

Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.

Содержание.

Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые и пластмассовые (например, небольшие мячики – желтые и красные, синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т.д.). Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую - холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.

Узнай и назови»

Цель: Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы.

Оборудование: Натуральные овощи или муляжи в мешочке.

Ход: На столе лежат овощи и фрукты. Воспитатель предлагает ребенку взять, например, морковку. Малыш выполняет просьбу, называет овощ и отвечает на вопросы воспитателя о его цвете и форме.  

Гав-Гав»

Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.

Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.

«Гав! Гав!» – на заре,

«Гав! Гав!» – на дворе.

На дворе щенок бежал,

А в конюшне конь заржал.

Он сердился: «Ты чего

Спать мешаешь? И-го-го!»

И сказал теленок: «Му!»  

Спать мешает он ему.

И сказал теленок: «Пи!

Ты, щенок, еще поспи!»

А козленок: «Ме!» да «Ме!»,

«Подремать не дали мне».

А щенок все «Гав!» да «Гав!»,

У него веселый нрав!

И веселый этот нрав

Называется «Гав – гав!»

(по Т. Волгиной)

Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных.  

«Во саду ли, в огороде?»

Цель: Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Оборудование: Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

Ход: Воспитатель объясняет, что яблоки, груши и апельсины – вкусные, сладкие. Это – фрукты. Фрукты растут на дереве. Картофель, капуста, лук не сладкие, но очень полезные. Это – овощи. Овощи растут на грядке. Затем предлагает ребенку фрукты поместить на дереве, а овощи на грядке. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? (яблоко). Яблоко – это фрукт. Повтори. Где растут фрукты? (на дереве)» и т.п.  

 «Чьи это дети», «Кто что ест?»

(речевое развитие)

Цель: Учить узнавать и называть домашних животных и их детенышей, знать, чем питаются, учить им звукоподражанью.

Воспитывать гуманное отношение к животным.

Вариант 1 «Назови животное»

Усложнение: «Найди детенышей»

Вариант 2 «Накормим животных»

Усложнение: «Кто как кричит»

Усложнение: отгадывание загадок о животных.

 «Укрась клумбу, вазу»

Цель: Закрепить знания об основных цветах и названиях цветов.

Развивать воображение, фантазию.

Воспитывать эмоциональную чуткость, стремление беречь цветы.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Данный материал может использоваться в качестве консультации для воспитателей. В нём представлены методические рекомендации воспитателям по организации и проведению дидактических игр экологического ха...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГРпо экологическому воспитаниюдетей младшего дошкольного возраста«Найди листочек»Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия дер...

Сообщение из опыта работы на тему: «Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»

В сообщении описана роль сюжетно - ролевых игр в развитии детей младшего возраста,содержание игр и руководство к ним....

Индивидуальный план самообразования тема: «Применение дидактических игр в экологическом воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность         Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чис...

Дидактические игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения  дошкольников, но в тоже время они имеют также большое воспитательное значение....

Статья на тему: «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОглавлениеТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 31.1 Дидактическая игра: значение, сущность, методика проведения. ...