«Дидактические игры по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа)
Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить на занятиях по ознакомлению с миром природы, в самостоятельной игровой деятельности, во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактические игры по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»
Нас в любое время года учит мудрая природа.
Птицы учат пению, пчелы в поле и в саду обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте.
У природы круглый год обучаться нужно,
весь лесной народ учит крепкой дружбе».
А. В. Орлов
Младший дошкольный возраст – начинается с начало огромной работы в ознакомлении малышей с природой. В этом возрасте главное научить детей наблюдать, замечать изменения, происходящие в природе, природные явления, вызвать стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями, а формировать экологическое мировоззрение дошкольника можно через проведение дидактических игр. Именно игра развивает наблюдательность, воображение, сенсорные способности, мышление ребенка. Дидактические игры нужны для того, чтобы в процессе интересной, развлекающий деятельности ребенок учился чему-то новому, узнавал что-то, приобретал новые навыки. Знания, приобретенные таким образом, очень хорошо откладываются, малыш запоминает все. В частности, дидактические игры по экологии позволяют малышу научиться общаться с природой и окружающим миром. Ребенок в процессе игры узнает что-то новое о разных животных, растениях, понимает, как можно себя вести в природе, а как - нельзя.
В педагогике есть игры по разным основаниям. Особое место занимает дидактическая игра — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры можно классифицировать по содержанию на математические, сенсорные, речевые, музыкальные, экологические и др. Рассмотрим подробнее игры экологического содержания (экологические игры).
По определению С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина «экологическая игра» — это форма экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности, а дидактические игры по экологии – это занятия для дошкольников, направленные на развитие интереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережливости и ответственности по отношению к природе.
Авторы выделяют следующие виды экологических игр: соревновательные, ролевые, имитационные.
Соревновательные игры экологического содержания основаны на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков и умений.
Ролевые игры экологического содержания основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности: соответствующих ролей, системы отношений.
Имитационные игры экологического содержания основаны на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности.
С. Н. Николаева в программе «Юный эколог» выделяет следующие виды дидактических игр экологического содержания:
- предметные;
- настольно-печатные;
- словесные.
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.) Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей детей. Как пример предметных игр можно привести – «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Найди детеныша для мамы», «Во дворе» и т.д.
Настольно – печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок «Ягоды и фрукты», "Кто что ест", лото "Времена года" и т.д. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации.
Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр, можно организовать как в помещении, так и на прогулке.
Используя дидактические игры, воспитатель должен учитывать следующие дидактические принципы:
- доступность,
- повторяемость,
- постепенность выполнения заданий,
- учет возрастных особенностей детей.
Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить на занятиях по ознакомлению с миром природы, в самостоятельной игровой деятельности, во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников. Проведение дидактических игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д.
Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока:
- игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней)
- игры для формирования нравственно – оценочного опыта поведения дошкольников в природе.
В ходе проведения дидактических игр экологического содержания целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал. В дидактических играх в природе, я использую натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, сухие плоды, камни, листья, ветки, шишки и т.д.) Эти игры помогают ребенку увидеть неповторимость и ценность не только определенного живого организма, но и экосистемы.
В заключении хотелось бы добавить, что экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Одним из методов работы является проведение дидактических игр экологического содержания. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную систему.
Картотека дидактических игр по экологии в первой младшей группе:
«Найди детеныша для мамы»
ХОД. Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу».
Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша кошки.
«Достань камешек»
Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений.
Содержание.
На дно емкости с водой воспитатель выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.
Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому воспитатель может немного помочь малышу.
«Теплый – холодный»
Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.
Содержание.
Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые и пластмассовые (например, небольшие мячики – желтые и красные, синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т.д.). Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую - холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.
Узнай и назови»
Цель: Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы.
Оборудование: Натуральные овощи или муляжи в мешочке.
Ход: На столе лежат овощи и фрукты. Воспитатель предлагает ребенку взять, например, морковку. Малыш выполняет просьбу, называет овощ и отвечает на вопросы воспитателя о его цвете и форме.
Гав-Гав»
Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.
Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.
Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.
«Гав! Гав!» – на заре,
«Гав! Гав!» – на дворе.
На дворе щенок бежал,
А в конюшне конь заржал.
Он сердился: «Ты чего
Спать мешаешь? И-го-го!»
И сказал теленок: «Му!»
Спать мешает он ему.
И сказал теленок: «Пи!
Ты, щенок, еще поспи!»
А козленок: «Ме!» да «Ме!»,
«Подремать не дали мне».
А щенок все «Гав!» да «Гав!»,
У него веселый нрав!
И веселый этот нрав
Называется «Гав – гав!»
(по Т. Волгиной)
Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных.
«Во саду ли, в огороде?»
Цель: Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.
Оборудование: Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.
Ход: Воспитатель объясняет, что яблоки, груши и апельсины – вкусные, сладкие. Это – фрукты. Фрукты растут на дереве. Картофель, капуста, лук не сладкие, но очень полезные. Это – овощи. Овощи растут на грядке. Затем предлагает ребенку фрукты поместить на дереве, а овощи на грядке. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? (яблоко). Яблоко – это фрукт. Повтори. Где растут фрукты? (на дереве)» и т.п.
«Чьи это дети», «Кто что ест?»
(речевое развитие)
Цель: Учить узнавать и называть домашних животных и их детенышей, знать, чем питаются, учить им звукоподражанью.
Воспитывать гуманное отношение к животным.
Вариант 1 «Назови животное»
Усложнение: «Найди детенышей»
Вариант 2 «Накормим животных»
Усложнение: «Кто как кричит»
Усложнение: отгадывание загадок о животных.
«Укрась клумбу, вазу»
Цель: Закрепить знания об основных цветах и названиях цветов.
Развивать воображение, фантазию.
Воспитывать эмоциональную чуткость, стремление беречь цветы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста
консультация для педагогов детского сада...
Возможности использования дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Данный материал может использоваться в качестве консультации для воспитателей. В нём представлены методические рекомендации воспитателям по организации и проведению дидактических игр экологического ха...
Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРпо экологическому воспитаниюдетей младшего дошкольного возраста«Найди листочек»Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия дер...
Сообщение из опыта работы на тему: «Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»
В сообщении описана роль сюжетно - ролевых игр в развитии детей младшего возраста,содержание игр и руководство к ним....
Индивидуальный план самообразования тема: «Применение дидактических игр в экологическом воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чис...
Дидактические игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения дошкольников, но в тоже время они имеют также большое воспитательное значение....
Статья на тему: «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ОглавлениеТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 31.1 Дидактическая игра: значение, сущность, методика проведения. ...