Консультация для родителей: "Папа, мама, я - читающая семья".
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
"Папа, мама, я - читающая семья"
«Если с детства у ребенка не воспитана
любовь к книге, если чтение не стало его
духовной потребностью на всю жизнь -
в годы отрочества душа подростка
будет пустой, на свет божий выползает, как
будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В.А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?». Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не был изобретен компьютер. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения. Воображение, в свою очередь, – это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны иноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать.
Приобщение детей к чтению имеет огромное социальное значение, обеспечивая равенство жизненного старта, для девочек и мальчиков, для бедных и богатых, для здоровых и больных. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:
- Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н. Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и, начиная с раннего возраста, приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывания ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.
- Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему(игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Одна из особенностей семейного чтения состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:
родителям глубже понять своего ребенка;
сплотить семью через чтение художественных произведений;
развивать индивидуальность ребенка, его нравственные основы.
Эффективная модель семейного чтения должна включать следующие условия:
Родители должны находить время для чтения с детьми.
Значение чтения ради удовольствия должно признаваться семьёй как важная часть процесса семейного чтения.
Дети не должны стесняться показывать, что им нравится читать, слушать и рассказывать о книге.
Чтение дома должно поддерживаться и поощряться детским садом, библиотекой и родителями.
Зачем нужны книги?
● Помогают познавать искусство слова и живописи благодаря иллюстрациям.
● Прививают навыки слушания.
● Помогают подготовить ребёнка к процессу обучения чтению.
● Развивают кругозор и эмоциональную сферу.
● Помогают развивать воображение.
● Помогают развивать особую связь между ребёнком и родителями.
● Доставляют ребёнку удовольствие.
Когда читать?
● Выбирайте время, когда ребёнок в хорошем расположении духа.
● Выделяйте несколько минут, но каждый день.
● Приучайте ребёнка «ждать» время для чтения.
● Читайте в любом месте.
● Утешайте ребёнка, показав ему красивую книгу, если он расстроен или капризничает.
● Не отказывайте ребёнку, если он просит почитать.
Зачем читать?
● Благодаря чтению развивается речь ребёнка и словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
● Чтение развивает мышление. Из книг ребёнок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
● Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
● Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и журналов ребёнок узнаёт о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории, и обо всём, что его интересует.
● Книги позволяют ребёнку познавать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
● Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и эпох, и, видя, что их чувства и мысли похожи на наши, дети лучше понимают и избавляются от предрассудков.
● Хорошую детскую книгу можно читать вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному обогащению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
● Чтение – самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребёнка.
Как читать?
● Выбирайте удобное место.
● Читайте наизусть стихи, которые сами помните с детства.
● Берите книги, которые можно давать ребёнку держать в руках.
● Читайте с выражением.
● Давайте ребёнку самому выбирать книгу.
● Перечитывайте любимые книги.
Читаем снова и снова…
Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. Что делать в таком случае?
Посмотрите заголовок этого совета!
Читайте именно то, что он просит. Это не каприз. Ребёнок желает разобраться в книге глубже, процесс познания её происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте его всего этого.
Ведь идёт подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги. Так что если книга вызывает удовольствие ребёнка и он обращается к ней постоянно, читайте ему её столько раз, сколько ребёнку этого хочется
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Папа, мама, я - читающая семья"
С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Д...
Консультация для родителей "Папа, мама, я - читающая семья"
"Если с детствау ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто не...
Нетрадиционное мероприятие с родителями "Папа, мама, я - читающая семья"
Нетрадиционное мероприятие с родителями "Папа, мама, я - читающая семья" для детей подготовительной группы...
Консультация для родителей "Папа , мама, я - читающая семья
Информация для родителей...
Литературная викторина для детей и родителей.\'\'Папа, мама, я-читающая семья"
Литературная викторина для детей и родителей...
Викторина для родителей "Папа, мама, я - читающая семья"
Cемейное чтение - это не просто способ получения информации, это лучший способ общения со своим ребенком, это лучший способ ненавязчивого воспитания нравственных качеств своего малыша....
ПРОЕКТ Социально-педагогического партнёрства с родителями « Папа, мама, я – читающая семья»
Активизировать чтение детей за счет совместных занятий с родителями .Организация сотрудничества “воспитанник-педагог-родитель».Повысить рейтинг книги в досуге семьи....