"Готовимся к школе"
консультация (подготовительная группа) на тему
В рекомендациях "Готовимся к школе" предложены игры, задания, вопросы для детей на развитие речи, памяти, внимания, мышления. Рекомендации помогут родителям найти правильный путь к общению со своим ребенком, быть внимательными, терпеливыми, ненавязчиво, тонко подготовить ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_k_shkole.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ
Самое главное при подготовке ребенка к школе – не загружать его излишними знаниями. Недостатка информации уже в первый год обучения в школе не будет, а вот сможет ли ребенок усвоить эту информацию? Очень многое зависит от Вас, и чтобы школа не стала ежедневным испытанием для Вашего ребенка, не ленитесь сами, внимательно следите, отмечайте, что получается у ребенка, а над чем надо поработать. Кто знает Вашего ребенка лучше, чем Вы? Читайте наши странички подготовки к школе, переписывайте игры, упражнения. И, пожалуйста, дорогие родители, - никаких назидательных, навязчивых, мучительных занятий с детьми, типа: «Садись, будем готовиться к школе!». От Вас детям нужна поддержка, забота, внимание, терпение, любовь, в общем, все то, что могут дать только родители.
И так, что, когда, где и как делать?
- Общение! Всегда и везде общайтесь с ребенком, отвечайте на вопросы (что Вы, конечно, делаете), особенно во время прогулок, по дороге в садик, домой, в магазин, во время домашней работы, когда ребенок «помогает» Вам. Ваши вопросы должны помочь ребенку научиться легко, непринужденно ориентироваться в окружающем мире.
- В каком городе, районе, улице мы живем? Бабушка живет? Находится садик? Школа? и т. д.
- Сколько этажей в нашем (соседнем, этом, том) доме? Сколько ступенек на крылечке детского сада? (а утром проверьте, столько ли).
- Видишь деревья? Какое из них выше, ниже, толще, тоньше?
- Кто идет впереди, сзади, за ним, перед ним, кто последний, какая следующая остановка, а после нее, перед ней?
- Какое время года на улице в твой день рождения; в какое время года появляются листья; сколько лучей у снежинки; что появляется на улице после дождя?
- Чем отличается день от ночи?
- Как полное имя твоих мамы, папы, бабушки, дедушки; как образуется отчество от имени; если у мамы отчество Ивановна, то, как звали ее папу, твоего дедушку?
Вопросы разные: простые, смешные, запутанные, но заданные ненавязчиво, вовремя, легко помогут детям научиться анализировать и вопрос, и ответ, находить связи между явлениями, будут развивать память, будут учить ребенка думать (а это, ох, какой сложный процесс).
2. Игра «Давай поиграем!» - от Вас это предложение должно звучать как можно чаще.
Разберем несколько игр, в которые тоже можно играть по дороге, на прогулке, в очереди, в транспорте и т. д. Игры, которые будут развивать у детей понимание грамматических основ русского языка.
- Произносите предложение типа:
«Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу».
- что Петя делал раньше – смотрел кино или читал книгу?
«Прежде чем открыть дверь, Маша посмотрела в «глазок».
- что Маша сделала раньше? И т. п.
- «Изменения по числам»
- Я скажу карандаш, а ты должен сказать карандаши (книга, ручка, пальто, лампа, окно, платье, город, стул, ухо, брат, ребенок и т. д.)
Не надо объяснять детям правила образования множественного числа от существительных, важно выработать «чутье».
- «Придумай определения к словам»
колобок – круглый, румяный…
Буратино – деревянный, озорной…
Дядя Степа – высокий, худой…
- «Продолжи предложения»
Предлагаются предложения типа:
«Если сосна выше березы, то береза …….».
«Если ствол дуба толще ствола сосны, то ствол сосны …….».
3. Память – это то, без чего ни один ребенок не сможет хорошо учиться, уж ее-то точно только на занятиях в детском саду не разовьешь. Предлагаем упражнение на развитие памяти.
Назовите ребенку для начала 6 несвязанных между собой слов, например: соль, шар, дом, нос, жук, суп.
Проверьте, сколько слов повторил ребенок через минуту, сколько спустя некоторое время. Если все запомнил прочно, усложняйте упражнение: удлиняйте слова, увеличивайте их число и время от времени предлагайте ребенку поиграть. Плохо запомнил, остановитесь на этом этапе, тренируйте память ребенка на коротких словах, малых количествах слов, пока механизм запоминания не заработает. Только тогда усложняйте упражнение.
И помните! Все, что исходит от родителей, должно быть ненавязчивым, тонким.
Учим ребенка быть внимательным!
Упражнение № 1.
Если ребенок знает буквы, то можно предложить ему следующую игру. Возьмите книжку с крупным шрифтом и попросите ребенка, просматривая слова, подчеркивать (карандашом) без пропусков букву «а» (например, в течение 5 минут). Через 5 минут вместе проверьте, нет ли пропущенных букв.
Объясните ребенку, что быть внимательным – это значит, например, не пропускать буквы.
Сравнивая количество прочитанных строчек и пропущенных букв, Вы сможете следить за успехами Вашего ребенка.
Выбирайте другие буквы, снова выполняйте упражнение.
Усложнить упражнение можно, используя газетную статью (мелкий шрифт, сложные слова), но усложнять можно, если только Ваш ребенок уже без усилия работает с крупным шрифтом.
Упражнение № 2.
А). Усложняем задание упражнения № 1.
Букву «о», например, обвести в кружок, букву «п» - в квадрат и т. д. Над страницей нарисуйте образец.
Б). Чуть другое задание:
3 буквы обвести в кружок,
3 – в квадрат,
3 – в треугольник,
3 – подчеркивать и т. д.
В общем, вариантов множество. Попробуйте сами поработать таким образом с текстом и Вы почувствуете, как трудно быть внимательным взрослому человеку, а уж ребенку вдвойне труднее. Учите ребенка вниманию и сосредоточенности уже сейчас, постепенно, тогда в школьные годы не им придется часами сидеть над домашними заданиями. При хорошем развитии сосредоточенности хватит 5-10 минут напряженного внимания – и уроки будут сделаны. Помогите Вашим детям!
Упражнение № 3.
Нарисуйте квадрат, разделите его на девять клеточек.
В центре сидит «муха». Она совершает движения по квадрату: вверх, вниз, вправо, влево. Начало всегда в центре. Например: вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где муха?
| ||
- В правом центральном квадрате.
Можно увеличивать количество движений, скорость. Это замечательное упражнение на сосредоточенность, память.
Сначала пусть ребенок пальцем водит по центрам маленьким квадратов, слушая Ваши команды. Потом, когда придет опыт, нужно предложить ему, чтобы он с закрытыми глазами, представляя этот квадрат, мысленно совершал движения. Меняйтесь ролями, пусть ребенок диктует команды Вам. Команды можно давать по одной, а можно по две «вверх и вправо», можно по три, по четыре сразу: «вверх, вправо, вниз, вниз».
Учим ребенка думать!
Когда взрослый человек говорит ребенку «думай», то это равносильно тому, что он ничего не сказал. Ребенку надо объяснять, что надо делать, чтобы «думать».
Из множества мыслительных процессов мы выберем основные: анализ, сравнение, синтез. Освоив их, ребенок научится разбивать целое на элементы, сравнивать элементы и понимать отношение между ними, делать выводы и обобщения.
Упражнение № 1.
Возьмите существительное. Ребенок представляет этот предмет как целое, делит его на элементы. Сначала называет элементы вслух, а затем по мере освоения упражнения, мысленно перебирая элементы, ставит палочки на бумаге.
Например:
кот – тело, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.
Если предмет исчерпан, берете другое слово. Подсчитывайте, сколько палочек ребенок поставил за 3 минуты, 5 минут и т. д.
Упражнение № 2. (аналогичное № 1)
Для анализа берем теперь глаголы, разбираем их на действия, из которых они состоят.
Например:
шить – брать, продевать, втыкать, протыкать, протаскивать, вытаскивать, натягивать, смотреть;
прыгать – желать, разгоняться, оттолкнуться, лететь, приземляться, тормозить, дышать, отдыхать.
Подсчитайте количество палочек, как и в предыдущем упражнении.
Упражнение № 3.
Найти «лишнее» слово из 5 слов и объяснить свой выбор.
Например:
Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
Дом, сарай, изба, хижина, здание.
Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
И т. д.
Сложные варианты объясните ребенку. Предложите самому придумать аналогичные задачи.
Упражнение № 4.
Постройте смысловой ряд, догадайтесь, какое будет четвертое слово.
Например:
Карандаш – бумага – мел - ? (доска)
(Если карандаш пишет по бумаге, то мел по доске).
Стройте смысловой ряд:
- Гвоздь – молоток, шуруп - …(отвертка).
- Дом – крыша, книга - …(обложка).
- Птица – яйцо, растение - …(семена).
- Квадрат – куб, круг - …(шар).
- Хорошо – лучше, медленно - …(медленнее).
- Огонь – пожар, вода - …(потоп).
- Зерно – амбар, деньги - …(банк).
- Электричество – выключатель, вода - …(кран).
- Одежда – голый, обувь - …(босой).
- Школа – обучение, больница - …(лечение).
- Человек – ребенок, собака - …(щенок).
- Резина – шина, сталь - …(обод).
- Птица – гнездо, человек - …(дом).
- Пальто – пуговица, ботинок - …(шнурок).
- Утро – ночь, зима - …(лето).
Предлагаем Вам интересные задания и вопросы на развитие речи, интеллектуального и творческого мышления, памяти, внимания.
№ 1. Ответь на вопросы.
I.
- Назови времена года.
- Сколько месяцев в году?
- Перечисли месяцы.
- С какого месяца начинается год?
- Назови последний месяц года.
- Назови зимние месяцы (летние, весенние, осенние).
- Сколько дней в неделе?
- Перечисли дни недели.
- Назови рабочие дни недели.
- Назови выходные дни недели.
- Какой день недели первый, последний, второй (и т. д. по порядковому счету).
- Сколько дней в месяце?
- Сколько недель в месяце?
- Какой месяц самый короткий?
- Назови части суток.
II.
- Как тебя зовут? (полное имя, отчество, фамилия)
- Назови членов своей семьи.
- Назови их полные имена, отчества, фамилии.
- Где ты живешь? (полный адрес)
- Назови свой домашний телефон.
- Где работает твоя мама? Кем?
- Где работает твой папа? Кем?
- Чем ты любишь заниматься?
- Каких писателей и поэтов ты знаешь?
№ 2. Угадай.
- Какой напиток можно получить готовым от четвероногого, травоядного, домашнего животного? (молоко)
- Что можно сделать полезного для человека из кирпича, извести, глины, дерева и соломы? (здание)
- Живет в доме домашнее животное, четвероногое, хищное (кошка).
- Живет в погребе дикое, четвероногое, всеядное животное (мышь).
- Знаешь ли ты животное без ног, которое быстро передвигается с места на место? (змея)
- Какая часть хлебного растения нужна, чтобы испечь хлеб? (зерно)
- Какие плодовые деревья называются тем же именем, что и их плоды? (груша, слива, вишня)
№ 3. Четвертый лишний.
(Пусть ребенок укажет, что лишнее и объяснит это)
Пример: волк, лиса, медведь, кролик (волк, лиса и медведь – это дикие животные, а кролик – это домашнее животное).
- Бабочка, саранча, оса, моль.
- Муравей, бабочка, жаба, клоп.
- Муравей, комар, паук, жук.
- Оса, пчела, шмель, саранча.
- Стрекоза, божья коровка, тля, сверчок.
- Блоха, муха, уж, комар.
*** *** ***
- Рысь, кабан, заяц, лось.
- Ласка, еж, лиса, кошка.
- Пантера, барс, тигр, медведь.
- Буйвол, бурундук, хомяк, бобр.
- Лев, буйвол, жираф, осел.
- Уж, удав, кобра, гадюка.
№ 4. Скажи грамотно.
(Прочитайте, найдите ошибки и исправьте их).
- Мама посолила суп солью.
- Саша сконструировал конструкцию планера.
- В деревне жили старые старики.
- Ковер запылился пылью.
- Липа пахнет запахом меда.
- Толя спросил вопрос у учителя.
- Незнайка был ленивым лентяем.
- Валерка был злым злюкой!
- Ворона клюнула клювом наглого кота.
- Я люблю встречать утренний восход солнца.
Решаем задачи.
Учим решать задачи. Закрепляем навыки счета. Развиваем у детей память, внимание, логическое мышление, сообразительность, сосредоточенность, объяснительную речь.
- Ну-ка, сколько всех ребят
На горе катается?
Трое в саночках сидят,
Трое дожидаются?
- Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек:
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!
- Катя выше Люды, Люда выше Сани. Кто выше всех?
- Пчела летит выше, чем муха. Муха летит выше, чем оса. Кто летит ниже всех?
- Два сына и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый?
- Что легче: один килограмм ваты или один килограмм железа?
- Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?
- Шла бабка в Москву, а навстречу ей три старика, у каждого по два мешка, в каждом мешке по коту. Сколько всего человек шло в Москву?
- Брату 2 года, а сестре 1 год. Какая разница в возрасте у них будет через 2 года?
- Когда гусь стоит на одной ноге, то весит 3 кг. Сколько кг он будет весить, если встанет на две ноги?
- Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал их лапы. Получилось 10 лап. Сколько кур и собак гуляло во дворе? (существует несколько вариантов решений)
Работа со счетными палочками.
Задания на развитие смекалки и сообразительности. Дети овладевают умственными операциями: обобщение, сравнение, анализ и самостоятельное умозаключение.
1. Убери 4 палочки так, чтобы получился .
2. Убери 4 палочки так, чтобы осталось 3 .
3. Составь 2 из 5 палочек.
4. Составь 3 из 7 палочек.
5. Составь 4 из 9 палочек.
6. Составь 5 из 9 палочек.
7. Составь 1 и 2 из 5 палочек.
8. Составь 1 и 4 из 9 палочек.
9. Составь 2 равных из 7 палочек.
10. Составь 1 и 1 из 6 палочек.
11. Построй 2 : один большой и один маленький из 10 палочек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"
Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...
Школа будущего первоклассника. Готовимся к школе ВМЕСТЕ.
Ребенок идет в школу – в первый раз в первый класс. Он радуется, что уже большой, и собирается учиться только на одни пятерки. А вот родители испытывают смешанные чувства.Конечно, они гордятся с...
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».Цель: Учить составлять арифметические зад...
Консультация для родителей «Скоро в школу!» Когда можно считать ребенка готовым к школе?
Психологи отмечают, что не всегда возрастной фактор является решающим. Как на одном дереве не все яблоки созревают одновременно, так и наши дети - кому то не рано идти в школу и в 6 лет, а кому то...
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.
laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.Поступление в школу – серьёз...
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий п...