Характеристика речи дошкольника 3-4 лет.
консультация (младшая группа) на тему
Для того, чтобы правильно на понятном и доступном языке общаться с детьми необходимо знать их возрастные речевые особенности. Этот материал полезени для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика речи дошкольника 3-4 лет.
В младшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными , активными в семье и детском саду. Круг общения расширяется , дети взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Они проявляют интерес к физическим упражнениям , лепке , аппликации. Ведущим видом деятельности является игра. В ней дети используют как различные игрушки , так и предметы-заменители. Сюжеты игр просты – с одной , двумя ролями. Педагоги и родители организуют игры с мозаикой , пазлами , кубиками , конструктором , а также подвижные , музыкальные игры. Участие ребят в различных играх требует достаточно развитой речи , умения устанавливать простейшие связи между предметами , явлениями , делать элементарные обобщения.
Разнообразное речевое общение сопровождает деятельность ребёнка , в которую нередко включены и взрослые: это вопросы и ответы , просьбы и требования объяснений , эмоциональные оценки действий и результатов. Таким образом , речь приобретает форму диалога. Взрослым следует учитывать , что дети в этом возрасте легко запоминают и повторяют не только образцы речи близких людей , но и их манеру говорить , копируют мимику , жесты , позы. Подражая родителям , дети перенимают этим и культуру общения.
Интерес к ближайшему окружению , к труду и занятиям взрослых людей , постепенное освоение ориентировки в пространстве и времени , ознакомление с разнообразными свойствами предметов и явлениями природы способствуют умственному развитию ребёнка и практическому овладению языком.
Дети трёх лет способны внимательно слушать короткие сказки , рассказы , следить за развитием событий , а также слушать песни , музыку , замечать изменения в звучании музыки , давать эмоциональный отклик на художественные и музыкальные произведения. С помощью речи ребёнок делится своими впечатлениями , передаёт значимые для него события. Речь активно используется как средство общения , обмена сведениями и чувствами.
Младший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью. Словарный запас младшего дошкольника зависит от условий жизни , воспитания , состояния здоровья , общего развития и составляет 1-2 тысячи слов. Иногда взрослые недооценивают значение общения с ребёнком , разговоров и игр с ним , не поддерживают обращений , гасят речевую активность , и ребёнок перестаёт обращаться к близким , остаётся предоставленным самому себе , что отрицательно сказывается на его речевом развитии. Поэтому так важно в этот период быть особенно внимательным к речи детей.
Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. В три года малыши пытаются подражать правильному произношению взрослых , но им не всегда это удаётся. Так , трудные для произношения звуки заменяются заменяются более доступными и лёгкими : (р) на (л) , (ш) на (с) , (ж) на (з) , (ч) на (т) , отмечаются и другие замены.
В результате дети затрудняются в произношении многосложных слов , заменяют или пропускают отдельные звуки , переставляют слоги , укорачивают слова. Голосовой аппарат ребёнка ещё не окреп , поэтому многие говорят негромко , хотя пользуются различными интонациями.
Четвёртый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребёнка. Дети свободно и часто вступают в контакт с детьми и взрослыми по своей инициативе , высказывают простейшие суждения о явлениях , предметах окружающего мира. В этот период могут быть резкие индивидуальные различия в развитии речи детей. Одни к трём годам хорошо владеют речью , правильно произносят все звуки , некоторые знают буквы и делают первые шаги в чтении. Речь других детей этого же возраста далека от совершенства , неправильно произносятся звуки , искажается слоговая структура слов , делаются ошибки в согласовании слов в предложении.
Четвёртый год – это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы , которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?» , «зачем?» , «как?» , «что это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими , простыми и понятными.
Активный словарный запас детской речи становится разнообразнее. Ребёнок должен пользоваться практически всеми частями речи , даже прелогами и союзами. Достаточный словарный запас даёт ребёнку возможность свободно общаться с окружающими. Бедность словарного запаса вызывает трудности в пересказе сказки , в поддержании беседы со взрослыми и сверстниками , в передаче содержания чужой речи , в рассказе об увиденном.
Хороший словарный запас способствует обогащению речи предложениями разной структуры , простыми и сложными , правильному их построению.
В этом возрасте исчезают почти все недостатки произношения звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/30/picture-305500-1380531182.jpg)
Консультация для педагогов на тему: "Качественные характеристики интонационной выразительности речи дошкольников"
Одной из главных задач ДОУ является речевое развитие детей. В эту задачу входит, в частности, развитие интонационной выразительности речи. Что мы вкладываем в это понятие представлено в консультации.....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/16/picture-419831-1394918232.jpg)
Фонетические характеристики речи дошкольников
В данной статье раскрываются особенности развития произносительной стороны речи ребенка с первого по шестой год жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/27/picture-697256-1445959513.jpg)
Характеристика речи дошкольников старшего возраста
Характеристика речевого развития старших дошкольников...
Общая характеристика речи младшего дошкольника
Общая характеристика речи младшего дошкольника...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/13/picture-766675-1457837417.jpg)
консультация для родителей "Характеристика речи старшего дошкольника"
Ребёнок шестого года добровольно общается со сверстниками, умеет высказывать своё мнение..развивается игровая деятельность основана на диалогическом общении..родители могут стать партнёрами в игре, зн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/03/picture-571093-1533306970.jpg)
Консультация"Характеристика речи дошкольника 4-5 лет"
Консультация "Характеристика речи дошкольника 4-5 лет"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/15/picture-849099-1521136735.jpg)
Психологические и лингвистические характеристики связной речи дошкольников
В настоящее время связная речь исследуется разными науками: лингвистикой, психологией, психолингвистикой. Лингвистика рассматривает текст как готовый объект, как результат речемыслительной деятельност...