Взаимодействие ДОУ и семьи.
статья (старшая группа) на тему

Салагина Надежда Николаевна

Актуальность.  Государство начинается с семьи. Значит, в центре сферы образования должны стать  ответ на вопрос « Кто я такой?» и тема «Моя семья». И главным они должны быть не только для детей, а для всех членов семьи, чтобы в первую очередь родители (законные представители) понимали, для чего привели в этот мир  ребенка, почувствовали всеми гранями души и осознали, что от них зависит, станет ли малыш в будущем хозяином своей судьбы, своей мечты, своей семьи или будет влачить жалкую роль заложника бюрократии, обстоятельств, членов собственной семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konkurs.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Взаимодействие ДОУ и семьи.

В данной статье представлены формы и методы работы, признанные обеспечить полноценное развитие ребенка.  Так же в статье нашло свое отражение годовое планирование взаимодействия ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: взаимодействие, родители (законные представители), эффективное воспитание, дошкольный возраст, формы взаимодействия.

Актуальность.  Государство начинается с семьи. Значит, в центре сферы образования должны стать  ответ на вопрос « Кто я такой?» и тема «Моя семья». И главным они должны быть не только для детей, а для всех членов семьи, чтобы в первую очередь родители (законные представители) понимали, для чего привели в этот мир  ребенка, почувствовали всеми гранями души и осознали, что от них зависит, станет ли малыш в будущем хозяином своей судьбы, своей мечты, своей семьи или будет влачить жалкую роль заложника бюрократии, обстоятельств, членов собственной семьи.

На наш взгляд, из всех видов взаимодействия детского сада и семьи, сегодня наиболее актуально социально-педагогическое партнерство, предлагающее равные права обоих субъектов, которые в одинаковой степени отвечают за качество результатов.

 Цель  современного ДОУ: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,  всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии  с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей.

Поэтому на современном этапе так важен принцип взаимодействия и сотрудничества двух наиболее значимых социальных институтов – ДОУ и семьи.  

Семья - социльно-педагогическая группа людей предназначенная  для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и в самоутверждении каждого ее члена.

Задачи по взаимодействию ДОУ и родителей (законных представителей):

  1. Создать максимальные условия для роста и развития ребенка.
  2. Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношение к старшим.
  3. Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.
  4. Воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного « я».

Принципы семейного воспитания :

  1. Гуманность и милосердие к растущему человеку.
  2. Вовлечение детей  в жизнь семьи , как ее равноправных участников.
  3. Открытость и доверительность отношений в семье.
  4. Оптимистичность взаимоотношений в семье ( метод-юмор).
  5. Последовательность в своих требованиях.
  6. Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.
  7. Запрещение физических наказаний.
  8. Не морализировать, не говорить слишком много.
  9. Не требовать немедленного повиновения.

Признаки семей:

- по структуре: различают семьи из трех поколений, двух поколений, многодетные, полные, неполные и др.

- по условиям жизни и развития в семье: благополучные и неблагополучные.

- по стилю семейного воспитания: авторитарные, демократические, либеральные.

- по воспитательным возможностям: благоприятные для формирования личности ребенка, менее благоприятные для развития ребенка, неблагоприятные для формирования личности ребенка, нейтральные семьи.

Основные типы неправильного воспитания в семье:

- слепая, неразумная родительская любовь

- безнадзорность, бесконтрольность

- гипперапека

- воспитание по типу « кумира» семьи

- воспитание по типу «Золушки»

- «Жесткое воспитание»

- воспитание в условиях повышенной моральной ответственности

- использование метода физических наказаний

Правила эффективного воспитания в семье:

  1. Ребенка следует любить таким, каков он есть.
  2. Для детей важны не слова, а то, с какой интонацией, искренне ли  они были сказаны.
  3. Необходимо знать особенности возраста, оптимальные методы воспитания (существуют прямые и косвенные методы).
  4. Важно учить слышать то, о чем говорит ребенок, не делать поспешных выводов.
  5. Нужно научиться наказывать за совершенный поступок, а не личность.
  6. Стремиться самим выполнять то, чему учим своего ребенка.
  7. Дети не зависимо от возраста ненавидят тотальный контроль, только искреннее сочувствие родителей в их жизни приводят к хорошим результатам, потому, что изначально ребенок любит родителей (законных представителей).
  8. Необходимо чаще говорить с детьми о жизни, так как никто не застрахован от ошибок.
  9. Нельзя оставлять своего ребенка наедине с трудностями с самим собой.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи: в современных условиях используются традиционные и нетрадиционные формы.

Традиционные формы: индивидуальные консультации, беседы, наглядно-информационные материалы, групповые варианты (консультации, родительские собрания, лекции и др.).

Нетрадиционные формы: семинар-практикум, родительские конференции (1 раз в год), целью является обсуждение вопросов, выступление родителей, семейные клубы (по желанию родителей (законных представителей), библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей, родительская почта, «Телефон доверия», библиотека игр (особенностью является пополняемость), кружок «Очумелые ручки» (проводится от лица родителей (законных представителей)), ведение сайта группы в интернете воспитателем совместно с родителями (законных представителей).

В  детском саду педагоги используют различные формы работы с семьей. Хочу рассказать о некоторых из них и поделиться рекомендациями.

Групповые формы работы включают в себя: систему родительских собраний, день «открытых дверей», дискуссии ,проекты совместные, конкурсно- развлекательные программы и др.

Обязательным и очень важным звеном в индивидуальной работе с родителями (законными представителями) является - посещение семьи (социально неблагополучные и  опекаемые). Это позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с атмосферой «царящей» в доме. В результате таких посещений воспитатель совместно с родителями (законными представителями) ищет оптимальные пути для создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Наглядное информирование родителей - это разнообразные формы от информационных стендов, папок- передвижек,  памяток до практических форм ( например уголок « Вместе с ребенком!», Маршрутный лист выходного дня и др.),  позволяющих родителям (законным представителям)  активно участвовать в жизни ребенка, а педагогу поддерживать « обратную связь» с семьей.

Создание официального сайта группы  в сети Интернет - это форма сотрудничества детского сада с семьей, которую мы используем. На форуме происходит виртуальное общение родителей (законных представителей)  с воспитателем и специалистами детского сада. На сайте содержится информация о направлении работы ДОУ, где родители (законные представители)  могут высказать свои предложения, пожелания, пишут свои отзывы о работе ДОУ.

Анкетирование родителей (законных представителей) - одна из форм работы воспитателя с семьей. С помощью анкет педагог получает информацию о какой- либо стороне семейного воспитания. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень культуры семьи и родительские  требования.

Очень большую актуальность приобретает такая форма, как проекты. Они помогают сплотить группы единомышленников и помочь тем родителям,  кто ранее  настороженно относился к коллективным формам работы.

Форма работы с родителями  по областям (познание, социально-коммуникативная, художественно - эстетическая, речевая, физическая) одна из лучших. Она включает в себя проведение семинаров, бесед индивидуальных  и групповых.

 С введением ФГОС в ДОУ и следуя им, педагог обязан предоставить возможность ребенку полноценно проживать  период детства, а так же максимально развить свои способности и таланты. Девизом нашей группы являются слова, которые часто мы напоминаем родителям (законным представителям):

Воспитывая детей, стремитесь:

Любить ребенка таким, каков он есть.

Уважать в каждом ребенке личность.

Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

Для реализации поставленных целей и задач нами был составлен  и реализован план по взаимодействию с родителями (законными представителями)  и ДОУ (таблица  1).

Таблица  1 План взаимодействия   ДОУ и семьи

Месяц

План работы

1

2

Сентябрь

1.«Возрастные особенности детей» (родительское собрание)

2.«Игра детей – дело взрослых» (консультация)

3.«Дополнительные меры предосторожности в осенний период» (консультация)

 4.«Безопасность детей-пассажиров» ( подгрупповые беседы с родителями)

5.«Русская народная мудрость о воспитании» (памятка)

1

2

Октябрь

1.«Здоровые дети в здоровой семье» (консультация)

2.«Искусство наказывать и прощать» (памятка)

3.«Принципы уважения к потребностям и нуждам ребенка» (консультация)

4.«Дары осени» (ярмарка)

Ноябрь

1.«Детское речевое творчество, как условие полноценного общения» (консультация)

2.«Родителям о воспитании ребенка» (памятка)

Декабрь

1.«Электронные образовательные ресурсы» (памятка)

2.«Использование компьютерных технологий» (анкетирование)

3.«Воспитание добротой» (консультация)

Уроки дорожной безопасности для родителей (памятка)

Январь

1.«Играем дома» (консультация)

2.«Что нужно знать о правах ребенка» (памятка)

3.«Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребенка» (родительское собрание)

4.«Как вести себя во время землетрясения?» (памятка)

Февраль

1.Как уберечь ребёнка от гриппа? (памятка)

2.Для чего нужна артикуляционная гимнастика? (консультация логопеда)

3.«23 февраля» (конспект спортивного развлечения)

4.Празднование «Масленицы» (сбор соломы, изготовление  Масленицы)

Март

1.Что такое автокресло? (консультация)

2.«Мамин праздник» (сценарий праздника)

3.Информационная корзина «Как узнать возможный рост ребёнка?»

4.«Наши привычки-привычки наших детей» (статья)

Апрель

1.«День смеха» (смешинки от родителей)

2.«Профилактика детского травматизма» (урок для родителей)

3.День открытых дверей для родителей

4.«Проблемные ситуации» (беседа за круглым столом стр. 33 С.В.Чиркова)

Май

1.Итоговое родительское собрание «Мы стали на год старше»

2.«День именинника» (к Дню семьи)

(поздравление всех именинников)

3.Поход  в парк «Семейное путешествие»

4.Совместный субботник «Украсим наш участок» (Озеленение и благоустройство участков и территории)

Июнь

1.Организация совместного праздника с родителями  посвященного Дню защиты детей

2.«Рижская методика закаливания» (памятка)

3.«Бережем здоровье с детства» (10 заповедей)

Июль

1.Совместно с родителями организовать праздник «День Нептуна»

2.Провести анкетирование «Питание в семье» стр. 85 С.В.Чиркова

3.«О детском питании» (консультация врача-педиатра стр.81 С.В.Чиркова)

4.«Любим овощи и фрукты-витаминные продукты» (развлечение с родителями стр.82  С.В.Чиркова)

Август

1. Конференция с родителями « Итоги оздоровительной работы летом»

2.«Правила поведения дошкольника « (памятка)

3.Заседание родительского клуба «С высоты птичьего полета» (стр.102 С.В.Чиркова)

4.«Формирование у ребенка представлений о себе» (консультация стр.110 С.В.Чиркова)

Программа составлена с учетом нормативных документов, разработанных и ведущих в Российской Федерации: Федеральным законом   « Об образовании в Российской Федерации», «национальной доктриной образования РФ». В процессе ее использования обеспечивается ее охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, его интеллектуальное  развитие, осуществляется приобщение к общечеловеческим и семейным ценностям.

Список литературы.

  1. Приказ Минобрнауки РФ от 17октября 2013 г. № 1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
  2. Коломийченко Л.В., Воронова О.А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128с.
  3. Ненашева А.В., Осинина Г.Н., Тараканова И.Н. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2014. - 143с.
  4. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в детском саду. Из опыта работы /под ред. Вакуленко Л.С..-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2014 - 80с.
  5. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов/ Сост. Цветкова Т.В.- М.: ТЦ Сфера, 2013.- 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

Взаимодействие ДОУ с семьей на тему «Я и моя семья», «Вот и стали мы на год взрослее»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье....

Опыт работы по взаимодействию ДОУ и семьи в форме семейного клуба «Вместе дружная семья»

В статье изложен накопленный за многие годы опыт взаимодействия педагога с родителями воспитанников. Приведены примеры мастер-классов, совместных экскурсий....