Взаимодействие ДОУ и семьи.
статья (старшая группа) на тему
Актуальность. Государство начинается с семьи. Значит, в центре сферы образования должны стать ответ на вопрос « Кто я такой?» и тема «Моя семья». И главным они должны быть не только для детей, а для всех членов семьи, чтобы в первую очередь родители (законные представители) понимали, для чего привели в этот мир ребенка, почувствовали всеми гранями души и осознали, что от них зависит, станет ли малыш в будущем хозяином своей судьбы, своей мечты, своей семьи или будет влачить жалкую роль заложника бюрократии, обстоятельств, членов собственной семьи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konkurs.docx | 32.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОУ и семьи.
В данной статье представлены формы и методы работы, признанные обеспечить полноценное развитие ребенка. Так же в статье нашло свое отражение годовое планирование взаимодействия ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: взаимодействие, родители (законные представители), эффективное воспитание, дошкольный возраст, формы взаимодействия.
Актуальность. Государство начинается с семьи. Значит, в центре сферы образования должны стать ответ на вопрос « Кто я такой?» и тема «Моя семья». И главным они должны быть не только для детей, а для всех членов семьи, чтобы в первую очередь родители (законные представители) понимали, для чего привели в этот мир ребенка, почувствовали всеми гранями души и осознали, что от них зависит, станет ли малыш в будущем хозяином своей судьбы, своей мечты, своей семьи или будет влачить жалкую роль заложника бюрократии, обстоятельств, членов собственной семьи.
На наш взгляд, из всех видов взаимодействия детского сада и семьи, сегодня наиболее актуально социально-педагогическое партнерство, предлагающее равные права обоих субъектов, которые в одинаковой степени отвечают за качество результатов.
Цель современного ДОУ: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей.
Поэтому на современном этапе так важен принцип взаимодействия и сотрудничества двух наиболее значимых социальных институтов – ДОУ и семьи.
Семья - социльно-педагогическая группа людей предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и в самоутверждении каждого ее члена.
Задачи по взаимодействию ДОУ и родителей (законных представителей):
- Создать максимальные условия для роста и развития ребенка.
- Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношение к старшим.
- Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.
- Воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного « я».
Принципы семейного воспитания :
- Гуманность и милосердие к растущему человеку.
- Вовлечение детей в жизнь семьи , как ее равноправных участников.
- Открытость и доверительность отношений в семье.
- Оптимистичность взаимоотношений в семье ( метод-юмор).
- Последовательность в своих требованиях.
- Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.
- Запрещение физических наказаний.
- Не морализировать, не говорить слишком много.
- Не требовать немедленного повиновения.
Признаки семей:
- по структуре: различают семьи из трех поколений, двух поколений, многодетные, полные, неполные и др.
- по условиям жизни и развития в семье: благополучные и неблагополучные.
- по стилю семейного воспитания: авторитарные, демократические, либеральные.
- по воспитательным возможностям: благоприятные для формирования личности ребенка, менее благоприятные для развития ребенка, неблагоприятные для формирования личности ребенка, нейтральные семьи.
Основные типы неправильного воспитания в семье:
- слепая, неразумная родительская любовь
- безнадзорность, бесконтрольность
- гипперапека
- воспитание по типу « кумира» семьи
- воспитание по типу «Золушки»
- «Жесткое воспитание»
- воспитание в условиях повышенной моральной ответственности
- использование метода физических наказаний
Правила эффективного воспитания в семье:
- Ребенка следует любить таким, каков он есть.
- Для детей важны не слова, а то, с какой интонацией, искренне ли они были сказаны.
- Необходимо знать особенности возраста, оптимальные методы воспитания (существуют прямые и косвенные методы).
- Важно учить слышать то, о чем говорит ребенок, не делать поспешных выводов.
- Нужно научиться наказывать за совершенный поступок, а не личность.
- Стремиться самим выполнять то, чему учим своего ребенка.
- Дети не зависимо от возраста ненавидят тотальный контроль, только искреннее сочувствие родителей в их жизни приводят к хорошим результатам, потому, что изначально ребенок любит родителей (законных представителей).
- Необходимо чаще говорить с детьми о жизни, так как никто не застрахован от ошибок.
- Нельзя оставлять своего ребенка наедине с трудностями с самим собой.
Формы взаимодействия ДОУ и семьи: в современных условиях используются традиционные и нетрадиционные формы.
Традиционные формы: индивидуальные консультации, беседы, наглядно-информационные материалы, групповые варианты (консультации, родительские собрания, лекции и др.).
Нетрадиционные формы: семинар-практикум, родительские конференции (1 раз в год), целью является обсуждение вопросов, выступление родителей, семейные клубы (по желанию родителей (законных представителей), библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей, родительская почта, «Телефон доверия», библиотека игр (особенностью является пополняемость), кружок «Очумелые ручки» (проводится от лица родителей (законных представителей)), ведение сайта группы в интернете воспитателем совместно с родителями (законных представителей).
В детском саду педагоги используют различные формы работы с семьей. Хочу рассказать о некоторых из них и поделиться рекомендациями.
Групповые формы работы включают в себя: систему родительских собраний, день «открытых дверей», дискуссии ,проекты совместные, конкурсно- развлекательные программы и др.
Обязательным и очень важным звеном в индивидуальной работе с родителями (законными представителями) является - посещение семьи (социально неблагополучные и опекаемые). Это позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с атмосферой «царящей» в доме. В результате таких посещений воспитатель совместно с родителями (законными представителями) ищет оптимальные пути для создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Наглядное информирование родителей - это разнообразные формы от информационных стендов, папок- передвижек, памяток до практических форм ( например уголок « Вместе с ребенком!», Маршрутный лист выходного дня и др.), позволяющих родителям (законным представителям) активно участвовать в жизни ребенка, а педагогу поддерживать « обратную связь» с семьей.
Создание официального сайта группы в сети Интернет - это форма сотрудничества детского сада с семьей, которую мы используем. На форуме происходит виртуальное общение родителей (законных представителей) с воспитателем и специалистами детского сада. На сайте содержится информация о направлении работы ДОУ, где родители (законные представители) могут высказать свои предложения, пожелания, пишут свои отзывы о работе ДОУ.
Анкетирование родителей (законных представителей) - одна из форм работы воспитателя с семьей. С помощью анкет педагог получает информацию о какой- либо стороне семейного воспитания. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень культуры семьи и родительские требования.
Очень большую актуальность приобретает такая форма, как проекты. Они помогают сплотить группы единомышленников и помочь тем родителям, кто ранее настороженно относился к коллективным формам работы.
Форма работы с родителями по областям (познание, социально-коммуникативная, художественно - эстетическая, речевая, физическая) одна из лучших. Она включает в себя проведение семинаров, бесед индивидуальных и групповых.
С введением ФГОС в ДОУ и следуя им, педагог обязан предоставить возможность ребенку полноценно проживать период детства, а так же максимально развить свои способности и таланты. Девизом нашей группы являются слова, которые часто мы напоминаем родителям (законным представителям):
Воспитывая детей, стремитесь:
Любить ребенка таким, каков он есть.
Уважать в каждом ребенке личность.
Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
Для реализации поставленных целей и задач нами был составлен и реализован план по взаимодействию с родителями (законными представителями) и ДОУ (таблица 1).
Таблица 1 План взаимодействия ДОУ и семьи
Месяц | План работы |
1 | 2 |
Сентябрь | 1.«Возрастные особенности детей» (родительское собрание) 2.«Игра детей – дело взрослых» (консультация) 3.«Дополнительные меры предосторожности в осенний период» (консультация) 4.«Безопасность детей-пассажиров» ( подгрупповые беседы с родителями) 5.«Русская народная мудрость о воспитании» (памятка) |
1 | 2 |
Октябрь | 1.«Здоровые дети в здоровой семье» (консультация) 2.«Искусство наказывать и прощать» (памятка) 3.«Принципы уважения к потребностям и нуждам ребенка» (консультация) 4.«Дары осени» (ярмарка) |
Ноябрь | 1.«Детское речевое творчество, как условие полноценного общения» (консультация) 2.«Родителям о воспитании ребенка» (памятка) |
Декабрь | 1.«Электронные образовательные ресурсы» (памятка) 2.«Использование компьютерных технологий» (анкетирование) 3.«Воспитание добротой» (консультация) Уроки дорожной безопасности для родителей (памятка) |
Январь | 1.«Играем дома» (консультация) 2.«Что нужно знать о правах ребенка» (памятка) 3.«Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребенка» (родительское собрание) 4.«Как вести себя во время землетрясения?» (памятка) |
Февраль | 1.Как уберечь ребёнка от гриппа? (памятка) 2.Для чего нужна артикуляционная гимнастика? (консультация логопеда) 3.«23 февраля» (конспект спортивного развлечения) 4.Празднование «Масленицы» (сбор соломы, изготовление Масленицы) |
Март | 1.Что такое автокресло? (консультация) 2.«Мамин праздник» (сценарий праздника) 3.Информационная корзина «Как узнать возможный рост ребёнка?» 4.«Наши привычки-привычки наших детей» (статья) |
Апрель | 1.«День смеха» (смешинки от родителей) 2.«Профилактика детского травматизма» (урок для родителей) 3.День открытых дверей для родителей 4.«Проблемные ситуации» (беседа за круглым столом стр. 33 С.В.Чиркова) |
Май | 1.Итоговое родительское собрание «Мы стали на год старше» 2.«День именинника» (к Дню семьи) (поздравление всех именинников) 3.Поход в парк «Семейное путешествие» 4.Совместный субботник «Украсим наш участок» (Озеленение и благоустройство участков и территории) |
Июнь | 1.Организация совместного праздника с родителями посвященного Дню защиты детей 2.«Рижская методика закаливания» (памятка) 3.«Бережем здоровье с детства» (10 заповедей) |
Июль | 1.Совместно с родителями организовать праздник «День Нептуна» 2.Провести анкетирование «Питание в семье» стр. 85 С.В.Чиркова 3.«О детском питании» (консультация врача-педиатра стр.81 С.В.Чиркова) 4.«Любим овощи и фрукты-витаминные продукты» (развлечение с родителями стр.82 С.В.Чиркова) |
Август | 1. Конференция с родителями « Итоги оздоровительной работы летом» 2.«Правила поведения дошкольника « (памятка) 3.Заседание родительского клуба «С высоты птичьего полета» (стр.102 С.В.Чиркова) 4.«Формирование у ребенка представлений о себе» (консультация стр.110 С.В.Чиркова) |
Программа составлена с учетом нормативных документов, разработанных и ведущих в Российской Федерации: Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации», «национальной доктриной образования РФ». В процессе ее использования обеспечивается ее охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, его интеллектуальное развитие, осуществляется приобщение к общечеловеческим и семейным ценностям.
Список литературы.
- Приказ Минобрнауки РФ от 17октября 2013 г. № 1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
- Коломийченко Л.В., Воронова О.А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128с.
- Ненашева А.В., Осинина Г.Н., Тараканова И.Н. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2014. - 143с.
- Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в детском саду. Из опыта работы /под ред. Вакуленко Л.С..-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2014 - 80с.
- Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов/ Сост. Цветкова Т.В.- М.: ТЦ Сфера, 2013.- 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Разработка проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».
В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"
quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...
Взаимодействие ДОУ с семьей на тему «Я и моя семья», «Вот и стали мы на год взрослее»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье....
Опыт работы по взаимодействию ДОУ и семьи в форме семейного клуба «Вместе дружная семья»
В статье изложен накопленный за многие годы опыт взаимодействия педагога с родителями воспитанников. Приведены примеры мастер-классов, совместных экскурсий....