сотрудничество ДОУ и семьи
консультация на тему

Шмелева Палина Григорьевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvodou_i_semi.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

СОТРУДНИЧЕСТВО ДОУ И СЕМЬИ

Шмелева П.Г., воспитатель

МБДОУ детский сад № 168, г. Иркутск

Семья – поистине высокое творение.

Она заслон надежный и причал,

Она дает призванье и рождение,

Она для нас основа всех начал!

Е.А. Мухачева

     Дошкольное детство- уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

     В то же время - это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

     В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

  За тысячелетнюю историю человечества сложилось две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

   Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.

   Однако, несколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

    Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируются отношение к себе, что определяет его чувство самооценки. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

    Педагог-гуманист И.Г. Песталоцци считал так: семья- подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет, и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

    В различных лабораториях рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания детей дошкольного возраста. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей.

    И воспитатель, и родитель – взрослы люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальны черты, свой жизненный опыт и собственно ведение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Есть поговорка:» Можете подвести лошадь к воде, но не заставите ее пить» - так и с обучением.

    Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

    Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители –взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умеющие анализировать ситуации, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить их нужный и полезный совет.

    Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

    В то же время преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.

   Поэтому деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка весьма успешна только в том случае, если:

 - родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

 - присутствует единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

 - каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается их ребенок (открытость детского сада и семьи).

   Осуществление открытого и доверительного взаимодействия с родителями имеет ряд преимуществ:

   - отмечается положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию ребенка (педагог постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в своей деятельности, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса);

  - родители берут на себя ответственность за развитие ребенка и осознают, что дошкольное учреждение является лишь помощником в воспитании и обучении ребенка-дошкольника.

  В своей работе я применяю следующие методы и формы взаимодействия с семьями моих воспитанников:

 - беседы (групповые и индивидуальные);

 - консультации (ежемесячные: выступление по отдельно взятым вопросам и темам, а также приглашение специалистов);

 - анкетирование (увлечений детей, любимых игр и оказании различной помощи в организации предметно- развивающей среды в группе);

 - организации совместных мероприятий (экскурсии, участие в праздниках);

 - родительские собрания (ежеквартальные, в форме бесед, за круглым столом);

 - открытые мероприятия с использованием ИКТ.

  Одной из форм взаимодействия с родителями является наличии родительского уголка, в котором содержится различная информация: режим дня, особенности развития ребенка, какие стихи и песни учили, консультации специалистов, выставочный стенд (где помещаются поделки, рисунки детей), а также доска объявлений и меню.

  Также использую папки-передвижки и раскладушки, где содержится информация, охватывающая разные вопросы воспитания и обучения детей

 (права ребенка. ПДД, консультации для родителей).

  Проведение тематических недель и выставок («Что нам осень подарила», «Любимый город», «К дню Матери» и еще много других), основной целью которых является дополнение словесной информации различными пособиями, изготовление поделок с детьми, где к оформлению привлекаются родители (поделки из овощей, рисунки на различные темы).

   Итак, основными целями всех видов и форм взаимодействия дошкольного учреждения являются установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их. Применение современных форм взаимодействия дошкольного учреждения помогают родителям стать активными участниками в жизни своих детей, что наиболее эффективно в работе с ними. В современных условиях детского сада очень трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и детского сада.

Литература

  1. 1.Солодянкина О.В.  Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 80с.
  2. Сертакова Н.М.  Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. - Волгоград:  Учитель,2015.-203 с.
  3. 3.Доронова Т.Н., Глушкоа Г.В., Гризик Т.И. и др. Вместе с семьей М.: Просвещение, 2006. – 191 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система сотрудничества детского сада, семьи и школы

Система сотрудничества детского сада, семьи и школы позволяет решать следующие задачи:1. Установить контакты между детским садом, семьей и школой, по вопросам воспитания детей старшего дошкольного воз...

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ».

На современном этапе в области дошкольного образования происходят важные изменения в определении содержания и способов организации педагогического процесса. Это требует от педагогов более тщательного ...

"Сотрудничество доу с семьей"

Контрольная работа "Сотрудничество ДОУ с семьей" включает в себя темы: "Роль современной семьи", "Задачи работы ДОУ с семьей" и др....

"Сотрудничество педагогов с семьями воспитанников"

В этой статье описан опыт работы воспитателей с родителями воспитанников....

Организация работы по взаимодействию и сотрудничеству ДОУ с семьями воспитанников.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хотя второе является со...

Инновационный проект "Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей в сотрудничестве ДОУ и семьи"

Дошкольный возраст- период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных качеств, формируются ответственность и способность к своб...

презентация "Сотрудничество ДОУ с семьей"

лишь в тесном сотрудничестве, можно достич наибольших результатов по воспитанию детей....