ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ТВОРЧЕСТВА
материал на тему

 Чабанова Светлана Владимировна

Цель: ознакомление родителей с понятием "творчество", критериями и этапами творчества, формирование умения создавать соответствующие условия для творческого саморазвития детской личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ТВОРЧЕСТВА

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: ознакомление родителей с понятием "творчество", критериями и этапами творчества, формирование умения создавать соответствующие условия для творческого саморазвития детской личности.

Оборудование: листы бумаги А 4, ручки, стикеры, плакат  с изображением корабля, конверты с задачами для команд и т.п.

Продолжительность: 1ч.

Добрый день всем добрым людям! Наша сегодняшняя встреча пройдет в форме тренинга. Поэтому сначала надо написать свое имя на листочке бумаги и прикрепить его к одежде.

Упражнение "Не хочу хвалиться, но мой ребенок..."

А теперь первое упражнение - поочередно будем называть свое имя и продолжим фразу: "Не хочу хвалиться, но мой ребенок...". Благодарю участников.

Чтобы тренинг был эффективным, мы должны установить определенные правила поведения на нем. Правила предложу я, если же они вам не понравятся - можете предложить свои или дополнить существующие. Согласны? Но что это? Фея Загадка зашифровала наши правила. Вместо правил у нас появились рисунки. (Изображение на рисунках: 1. Все дети активно и весело играются. 2.Дети сидят за партами и поднимают руки. 3. Девочка что-то говорит, а мальчики за ее спиной перешептываются. 4. Дети выполняют в командах разные задачи - рисуют, лепят, а на стене комнаты висит большие часы.)

Давайте внимательно рассмотрим рисунки и попробуем догадаться, о которых правила идет речь. Попробуем? Итак, с правилами поведения на тренинге мы разобрались, кто-то хочет внести какие-то коррективы?

Теперь следующий этап - ваши ожидания от нашей встречи. Напишите их на цветных бумажках, зачитайте и прикрепите к кораблю в том месте, где бы должны были быть паруса. Итак, наш корабль готов отправиться в странствие к стране Творчества.

Информационное сообщение

Когда у малыша появляются первые творческие проявления? Тогда, когда он с увлечением рисует на новеньких обоях? Или собирает из конструктора что-то странное и говорите, что это автомобиль? Или когда он поет собственную песню с непонятными словами и мелодией?

Творчество – это деятельность, результатом которой являются создания принципиально новых материальных и духовных ценностей, это высочайший уровень познания. Творчество может проявиться в любой области человеческой деятельности.

Часто творчество приводит к большим открытиям, изобретениям. Критериями творчества мы можем назвать: новизну, оригинальность, уникальность и гуманность.

Этапы процесса творчества:

1.Подготовительный этап, на котором происходит зарождение идеи.

2.Вызревание – ребенок владеет определенным и знаниями и приобретает те знания, которых ей еще не хватает  для того, чтобы создать что-то новое.

3.Озарение, инсайт – это главный, специфично творческий момент, когда ребенок сознательно или бессознательно работает над материалом, интуитивно "схватывает" ожидаемый результат.

4. Проверка и доработка – этот этап необходим, чтобы убедиться в том, что было задумано, лишь бы творение было совершенным.

Творчество – психологически сложный процесс. В его центре - воображение, вокруг нее задействованные другие психические процессы: внимание, память, мышление. И, безусловно, процесс творчества может происходить лишь при условии соответствующего эмоционального фона, ведь наши маленькие гении очень чувствительные. А создать положительные эмоции нам поможет следующее упражнение. Я убеждена, что много кто из вас пел эту песенку в пионерских лагерях в детстве, она сопровождается движениями.

Сначала я пою и показываю движения, вы наблюдаете и припоминаете, потом поем все вместе.

Упражнение "Если весело тебе..."

Если весело тебе – делай так...

Если весело тебе  - делай так...

Если весело тебе – тык другу улыбнись...

Если весело тебе – делай так.

Информационное сообщение

Условия раскрытия творческого потенциала зависят как от внешних, так и от внутренних условий развития личности ребенка.

Внутренние условия развития личности ребенка:

  • Естественные задатки;
  • спонтанность;
  • любознательность и поисковая активность;
  • фантазия, воображение.

Внешние условия развития личности ребенка:

  • социальное окружение и обучение;
  • создание условий для их творческого развития;
  • стимулирование творческой активности.

Интерактивная технология кооперативного обучения "Общий проект"

А сейчас предлагаю уважаемым родителям принять участие в довольно трудном упражнении. Сначала с помощью жеребьевки мы образуем 3 команды. Потом каждая команда получит задачу, над которой будет работать на протяжении 5 мин.

Задача 1. На цветах написать черты, которые присущи творческим личностям, и прикрепить их к "вазе творчества" (изобретательность, оригинальность, активность, настойчивость, трудолюбие, любознательность, интеллектуальность и др.).

Задача 2. Расположить в правильном порядке факторы становления творческой личности и прикрепить их к "поезду" (естественные задатки – благоприятное развивающая среда – эмоциональная атмосфера – мотивы деятельности – волевые качества – развитие знаний, умений, привычек).

Задача 3. Написать свои мысли про то, как поддержать в ребенке творческий потенциал, и разместить их в "Книжке мудрости" (служить примером для ребенка; создать благоприятные условия для развития способностей; отвечать на весь вопрос ребенка; смотреть на мир глазами ребенка; использовать индивидуальный подход; поощрять  и взбадривать; быть другом для ребенка).

Презентация результатов работы. Обсуждение

Упражнение "Обмен опытом"

Стимулировать развитие творчества в дошкольном возрасте можно с помощью игр, упражнений. Которых именно? Узнать об этом нам поможет следующее упражнение.

Я раздам каждой команде лист, где написанные три упражнения, которые оказывают содействие развитию творчества в дошкольном возрасте. Ваша задача - ознакомиться с этими упражнениями и  разыграть их перед другими участниками. В свою очередь другие команды также презентуют нам свои упражнения. Таким образом, состоится обмен опытом.

Творческие упражнения и игры для 1-ой команды

Игра "Художники"

Цель: учить детей воображать предметы на основе их схематического изображения, дорисовывать его, составлять рассказ по рисункам.

Оборудование: лист бумаги со схематическим, фрагментарным изображением предметов (круг, элемент уха, угол, линия и т.п.), цветные карандаши.

Инструкция. Взрослый предлагает детям рассмотреть схематические изображения на листе, подумать, на что они похожи, и дорисовать их. Потом дети составляют краткий рассказ по собственным рисункам.

Игра "Бессмыслицы"

Ребенку предлагают составить рассказ  о том, чего не бывает на самом деле.

Упражнение "Балл у Мухи-цокотухи"

Предложить малышу показать танец разных насекомых: мотыльков, жуков, тараканов.

Творческие упражнения и игры для 2-ой команды

Упражнение "Изменения голос".

Цель: развивать умение детей изменять голос, добирая нужную интонацию, изменяя силу голоса и темп речи.

Оборудование: изображение персонажей сказок.

Инструкция. Взрослый предлагает детям выбрать иллюстрацию, вообразить себя на месте героя и, изменив голос, сказать любую фразу из этой сказки.

Игра "Что сначала, а что потом?"

Детям предлагают продолжить фразы: сначала чай наливают, а потом..., сначала птица откладывает яичко, а потом..., сначала человек ложится спать, а потом...

Игра  "Что и как можно сделать?"

Игрокам предлагают обдумать, что можно сделать из: жестяной банки из-под кофе; коробки из-под спичек; пластмассовой бутылки; коробки от конфет; старых часов.

Обдумать, из какого материала можно сделать: вазон для цветов; рамку для портрета; копилку; сундучок для маленьких вещей; куклу; ожерелье; закладку для книжки; обложку.

Творческие упражнения и игры для 3-й команды

Упражнение "Сказка-реклама"

Участники должны внести в сюжет сказки элементы рекламы, например, обещала курочка Ряба снести не простое яйцо, а киндер - сюрприз.

         Игра "Пантомима для сообразительных"

        Детям предлагают через мимику, жесты, движения передавать ДЕЙСТВИЯ или предметы. Например, веселую обезьянку, которая радуется банану; петуха, который упал в болото; маленького  медвежонка, который жадно ест мед.

Упражнение  "Теремок"

Игрокам раздают карточки с рисунками разных предметов или просто называют каждому слово-предмет. Дальше им предлагают поиграть в теремок, в котором, например, живёт кастрюля. Каждый просится в кастрюле жить вместе с ней. Кастрюля впускает того, кто называет подобные с ней качества, или впускает того, кто придумает версию, чем он будет полезным в теремке, или какую пользу принесет кастрюле. Например, стучит гитара и говорит, чтобы кастрюля впустила ее в теремок, так как у нее струны металлические.

Психолог. Теперь возвратимся к нашим ожиданиям. Если ваши ожидания от нашей встречи не сбылись - заберите свой парус с корабля, если же ожидания сбылись - значит, пожелаем кораблю творчества попутного ветра.

Ритуал прощания "Огонек пожеланий"

Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы, снятие напряжения.

Присутствующие сидят в круге и передают друг другу зажженную свечку, высказывая свои пожелания.

Рекомендации родителям (как поддержать творческое развитие ребенка)

  • Не испугайте! Достаточно одной неосторожной реплики - и ребенок потеряет интерес к процессу творчества, закроется в себе.
  • Поддержите! Если вы заметили, что у ребенка появилось желание рисовать, лепить или конструировать - создайте ему для этого условия. Продумайте специальное рабочее место для малыша, где бы он мог спокойно заниматься любимым делом. Дайте фартук или старую одежду, чтобы не перепачкался.
  • Похвалите! Даже если детское произведение не совершенное. Ведь ребенок это придумал и создал сам.
  • Оцените! Ребенок очень часто ждет не только родительской похвалы. Ему очень хочется, чтобы его творчество оценили по-взрослому, сказали, что особенно удалось, а над чем необходимо еще поработать. Поэтому, рассматривая детское произведение, будьте объективными, но положительными.
  • Подумайте, что именно вы можете сделать, лишь бы творчество ребенка развивалось и в дальнейшем, к каким специалистам следует обратиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей. Тема: "Путешествие в страну устного народного творчества"

НОД по познавательно-речевому развитию детей. тема: "Путешествие в страну устного народного творчества"....

"Путешествие в страну творчества"

Мультимедийное пособий для детей старшей группы...

Конспект на тему "Путешествие в страну творчества"

Конспект родительского собрания совместно с детьми средней группына тему: «Путешествие в страну творчества»Цель: Обогащать родителей педагогическими знаниями, вовлечь в игровой обучающий процесс, вызв...

Родительское собрание «Путешествие в страну творчества»

Показать родителям, что рисование формирует интерес к творчеству, совершенствует наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус. Создать условия и научить родителей методам и приёмам р...

Путешествие в страну творчества.

Конспект собрания родителей совместно с детьми средней группы на тему: <<Путишествие в страну творчества>>...

• НОД по речевому развитию и рисованию с элементами нетрадиционных техник рисования. «Путешествие в страну Творчества»;

Цель: развитие у детей творческих способностей; закрепление умения рисовать разными нетрадиционными способами....