Игра как творчество
консультация на тему
«Игра... в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, служба, работа. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в роботе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре...»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_tvorchestvo_kons_dlya_rodit.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Карабанова Римма Наилевна, воспитатель МБДОУ № 38 «Аленький цветочек»
Дошкольник много времени проводит в игре, потому что игра для детей этого возраста — основной вид деятельности. Некоторые мамы и особенно папы считают игру бесполезной тратой времени, и им совершенно все равно, во что играет их малыш, лишь бы не отвлекал. Этим родителям хочется привести слова известного педагога А.С. Макаренко:
«Игра... в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, служба, работа. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в роботе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре...»
В дошкольных учреждениях существует специальная программа, разработанная педагогами дошкольного воспитания и обучения для каждой возрастной группы детей и предусматривающая развитие в игре навыков, необходимых для становления личности ребенка. Созданы разнообразные игры, которые знакомят детей с доступными их пониманию явлениями действительности, стимулируют познавательную активность, обогащают речь, учат общаться с другими людьми, способствуют развитию творческого воображения, внимания, памяти, позволяют осваивать новые движения и действия.
Опираясь на эту программу, расскажем, как можно использовать игру для развития ребенка в домашних условиях. Детские игры можно разделить на три категории:
1) игры, связанные с творчеством, развивающие мышление, память, наблюдательность, позволяющие познакомиться с различными предметами и явлениями действительности (лото, пирамидки, конструкторы, рисование, раскрашивание, лепка и т. д.);
2) подвижные игры (упражнения с мячом и скакалкой, прятки, пятнашки и т. д.), реализующие потребность ребенка в двигательной активности, формирующие умение действовать по определенным правилам, обучающие навыкам общения в коллективе;
З) ролевые творческие игры, в которых дети отображают и осваивают окружающий их взрослый мир, выполняя роли учителя, доктора, строителя.
Ребенок учится говорить, действовать различными предметами, обслуживать себя (умываться, одеваться, чистить зубы и т. д.) только в общении со взрослыми. Играть малыш тоже учится с помощью взрослых. Ребенок не узнает ничего нового, если родители не позаботятся об этом, не организуют игру, не подберут подходящие игрушки, не обеспечат необходимое для полноценного развития общение со сверстниками.
Не умеют играть или играют мало и плохо дети, у которых недостаточно развито стремление к самостоятельной деятельности. Поэтому, прежде всего надо учить ребенка самостоятельности и ни в коем случае не ограничивать ее. Пусть ребенок выполняет какие-то самостоятельные действия, с вашей точки зрения, медлен но, наберитесь терпения и дайте ему возможность самому справиться с поставленной задачей. Не забудьте похвалить малыша, он будет очень горд тем, что преодолел трудности сам.
Самостоятельность — основа ролевых игр, являющихся для ребенка его творческой деятельностью. В младшем дошкольном возрасте, когда ему еще трудно самому организовать ролевую игру, предложите знакомую ситуацию, например врач и пациент (роль врача лучше взять на себя взрослому). Вы будете поражены, какие решения игровой ситуации будут предложены вашим ребенком, и одновременно, как в зеркале, увидите, чему мы его учим и как воспитываем, как ведем себя в обыденной жизни. Повзрослев, ребенок сам станет исполнять все роли в своем спектакле, изредка привлекая вас, но не старайтесь включаться часто в его игру, иначе вы рискуете подавить творческую инициативу малыша.
Очень важно, какие стороны действительности воспроизводят дети в своих играх. Подражая взаимоотношениям взрослых, ребенок усваивает мораль общества, в котором живет, примеряет на себя ту или иную манеру поведения. Ему очень хочется делать то, что делают взрослые, участвовать на равных в общей с ними жизни. Позвольте ему покрутить руль вашего автомобиля и вообразить себя шофером, взять мамину иголку и сделать пару стежков, вместе с бабушкой месить тесто и делать свои пирожки И т. д. Чем больше впечатлений получает ребенок в совместных с вами занятиях, тем богаче и разнообразнее сюжеты его игр.
Иногда ребенок использует ролевую Игру, чтобы еще раз пережить взволновавшие его события. Это может быть посещение магазина, поход в театр, в цирк и т. д. При этом любой предмет силой своего воображения ребенок превращает в нужную ему для игры вещь. Палка, подобранная на улице во время прогулки, может трансформироваться в меч или шпагу, карандаш — в шприц для уколов, тряпочка — в бинт для перевязки ушибленной руки, мамин платок — в шикарное платье. Фантазия ребенка безгранична, но при условии получения информации от родителей. Чем больше ребенок знает и видит, тем ярче и эмоциональнее его Игры, тем лучше работает его воображение. Когда ребенку не хватает в игре партнера, станьте им на время, выполните какую-нибудь из предложенных вам ролей. Во время игры можно исподволь научить малыша многому из того, что он пропускает мимо ушей, когда вы читаете ему скучные нотации. Однако не вступайте в игру слишком часто, ребенок должен вести ее сам, развивая и реализуя свой сценарий. Все умения, приобретенные самостоятельно в игре, он станет применять в повседневной жизни: научившись перемешивать песок и камешки в ведерке, малыш то же самое легко проделает у себя в тарелке, но уже с кашей; купая в ванночке куклу, будет обслуживать себя во время водных процедур.
Дети очень любят возиться с водой, грязью, красками, песком, пластилином. В этот момент они творят, фантазируют, и в результате возникают нарисованная картина, вылепленная из пластилина фигурка, построенный из песка замок. Конечно, эти «грязные» игры доставляют много хлопот родителям, зато приносят большую радость и пользу малышам. Не спешите критиковать их творения: «У тебя зайчик похож на медведя». Помните, что ребенок в этом возрасте еще плохо владеет кистью, ему трудно соотнести пропорции, и, если вам уж очень хочется исправить его творение, сделайте это тактично.
Часто игры, в которые играют дети, являются откликом на прочитанную книгу либо просмотренную телепередачу. Наверное, трудно найти ребенка, который бы не любил рассматривать картинки в книжке и слушать сказки. Именно в дошкольные годы можно и нужно стимулировать интерес ребенка к книгам, прививать любовь к чтению, развивать умение внимательно воспринимать содержание книги. Прочитав малышу сказку, попросите его пересказать ее своими словами, а если ему трудно будет это сделать, помогите ему тактичными вопросами, подсказками Подобные пересказы обогатят его речь, научат правильно строить предложения, передавать свои мысли и впечатления. Старайтесь подбирать книги с яркими красочными и понятными картинками, так как для малыша очень важно зрительное восприятие читаемого. После чтения обсудите с ребенком произведение, поговорите о главном герое, узнайте, что он думает о других персонажах и их поступках, спросите, понравились ли ему сказка или рассказ (книга). Ребенок должен почувствовать, что чтение для родителей так же важно и интересно, как и для него самого.
Телевидение может обогатить ребенка духовно, расширить его кругозор, приобщить к хорошей музыке, развить познавательные способности. Но... все это при условии внимательного отношения родителей к тому, что смотрит ребенок. Пока ребенок маленький, проблем с телевидением практически нет:
вы сами выбираете, что смотреть малышу и в течение какого времени (лучше не более получаса). К сожалению, многие родители, облегчая себе жизнь, усаживают детей у телеэкранов на долгое время, ставя в видеомагнитофон кассету с мультфильмами. Хотим еще раз напомнить папам и мамам: нервная система ребенка очень подвижна и подвержена быстрому утомлению, поэтому не стоит ее перегружать ненужной или слишком обильной информацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и творчество детей
Музыкально подвижные игры, их влияние на усвоение навыков восприятия музыки и выразительного движения....
Игра и творчество - главные воспитатели.
Ответы на вопросы родителей: "Как научить ребёнка дошкольника правильно играть? ", "Сколько времени следует предоставить ребёнку для игры?", "Во что и как можно играть с детьми?"....
Театрализованная игра - источник творчества и самовыражения дошкольника
Методическая разработка для презентации...
"Через игру к творчеству"
Для ребенка до пяти лет игра является основным способом познания мира. В период становления физиологических и психических функций организма игра для детей является наиболее естественной и прие...
Интеллектуальная игра по творчеству Габдуллы Тукая: «Знатоки Тукая».
Интеллектуальная игра для проведения с педагогамипо творчеству Габдуллы Тукая: «Знатоки Тукая»....
Консультация для родителей "Игра в творчество"
Об отношении ребенка к игрушке, как к одухотворенному существу, воспринимая ее как друга, с которым можно поделиться своими радостями, тайнами и переживаниями....
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСТВО
Игра и творчество имеют много общего: требуют относительной свободы и независимости; позволяют активно выразить собственное отношение к миру, получить удовлетворение от процесса создания.В игре ра...