Игра и творчество - главные воспитатели.
статья по теме
Ответы на вопросы родителей: "Как научить ребёнка дошкольника правильно играть? ", "Сколько времени следует предоставить ребёнку для игры?", "Во что и как можно играть с детьми?".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustinova_-_statya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА И ТВОРЧЕСТВО – ГЛАВНЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ.
Устинова С.В.
Широкое проникновение телевидения, магнитофонов, компьютеров приносит детям больше вреда, чем пользы. Дошкольники вместе с родителями часами сидят у телевизора, просмотры телепередач создаваемых для аудитории разного возраста и разного уровня осведомленности плохо действуют на ребенка, развивают и укрепляют пассивное отношение к себе и к миру. Для иллюзорного участия в жизни надо всего лишь «нажать кнопку». А вот чтобы жить своей жизнью требуется гораздо больше усилий и труда. Например, ладить с партнерами в игре, договариваться о правилах игры, искать предметы – заместители, недостающие в игре, обустраивать игровое пространство. Все это пригодится детям в будущей жизни, способствует развитию их интеллекта, а сидя у телевизора этого не приобретешь.
Дети не учатся ни фантазировать, ни развивать воображение и как следствие, у них не формируются творческие черты личности и умственные способности. Поэтому мы советуем с детьми заниматься или просто играть, поддерживая интерес к чему– либо. Значит игра и ее организация – ключ в руках взрослых, ключ в организации развития и воспитания детей. Она поможет им развивать ловкость, находчивость, выдержку, активность, умение общаться. В нашей группе для работы с детьми мы используем разные игры: ролевые, подвижные, дидактические. В ролевых играх ребенок отражает жизнь взрослого, берет на себя какую–то роль. Подвижные игры закаливают ребенка физически, учат преодолевать трудности. Дидактические игры развивают все технические процессы: память, мышление, воображение.
Дошкольный возраст справедливо называют возрастом игры. Мы выявили проблемы с которыми сталкиваются взрослые, когда детям наступает время играть.
Вопрос, который часто интересует родителей дошкольников, сколько времени следует предоставить ребенку для игры? Многие, относясь к игре как к безобидной забаве, как к отдыху, развлечению, полагают, что для игры можно оставить совсем немного времени, и как можно раньше стараются привлекать детей к разнообразным занятиям: обучению чтению, иностранному языку, занятиям в кружках и спортивных секциях.
Однако при этом многие забывают, что если ребенок не научился играть, если его не привлекают игрушки, если он не может создать сюжетно – ролевую игру, привлечь к ней своих друзей, у такого малыша не будет успехов в серьезной деятельности. Игра – это особая, необходимая для нормального развития ребенка школа. Как это не удивительно на первый взгляд, но именно в игре, где, как ошибочно полагают взрослые, ребенку предоставляется полная свобода, малыши приобретают способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю за своими действиями. Игра – это потребность растущего человека. Мы предлагаем родителям поддерживать, развивать ее, иначе дети будут стремиться заполнить образовавшуюся брешь сами, а уж о содержании игр можно только догадываться, потом разводить руками.
Поэтому несмотря на свою занятость и взрослость вступайте с детьми в игровые сообщества. Во что и как можно играть с детьми? Первые, самые простые игры возникают у ребенка на втором году жизни. Организовывая игру с малышами этого возраста, мы заметили, что они «кормят» куклу, «купают» мишку или воображают, как кормят и купают их самих. Казалось бы, простое подражание. Но нет. Тут новый шаг в психическом развитии ребенка. Ведь он впервые осмысленно использует предметы как игрушки: полочку как «градусник», лоскуток в качестве «одеяла». Чайной ложкой он набирает несуществующую «кашу», в пустом стакане подносит «воду». Игровые предметы важны для него не сами по себе, а как символы: заместители тех, «настоящих», находящихся в воображении. Хотя и кажется, что ребенок играет в одиночку, что он лишь время от времени обращается к взрослому, на самом деле наше присутствие необходимо ему. Стоит выйти из комнаты – и игра двухлетнего ребенка быстро затухает. В действительности малыш не просто играет: он косвенно обращает свои игровые действия к взрослому, стремится получить одобрение, оценку.
Игра трех – пятилетних детей сложнее. Простое воспроизведение действий с предметами уже не устраивает ребенка ему хочется принять участие в «настоящей» жизни. Появляются роли, игра становится коллективной. Дети играют вместе, но чаще «подыгрывать» приходится нам, взрослым.
В своей работе мы наблюдали как разнообразны сюжеты детских игр! Чем старше дошкольник, тем сложнее и «романтичнее» сюжетные игры, тем дальше они от хорошо знакомых бытовых сцен. Все то новое, что он узнал в жизни, весь знакомый мир хочет вовлечь ребенка в игру, воспроизвести, принять в событиях личное, действенное участие. В этом причудливом сюжетном калейдоскопе быстро чередуются работа проводника и машиниста, таксиста и охотника на слонов, космонавта и средневекового рыцаря.
И вот что интересно: хотя игра – модель реальной жизни, хотя она отражает реальность взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес, волшебных превращений. Малыша не очень заботит то, что вместо ракеты у него – пара стульев, а вместо шлема – картонный цилиндр. Игровые предметы «добры» к ребенку; они «знают» и «чувствуют», что нужно маленькому фантазеру, и охотно «подыгрывают» ему. Фантазия малыша оживляет, одушевляет все, даже неживые предметы. Воображение ребенка не только копирует, воспроизводит, но и создает, преображает, творит.
Поговорим об игрушках, их огромное количество. Перед взрослыми стоит проблема – какую выбрать? Можно купить модную игрушку, чем бы дитя не тешилось. А мы советуем купить такие, в которые можно играть бесконечно, которые будут развивать ребенка, тогда не будет у них проблем ни в школе, ни в жизни. Это всевозможные конструкторы, мозаики, лото и пирамидки. И необязательно девочкам покупать куклы, посуду, мебель, а мальчикам машины, пистолеты, самолеты. Это конечно нужно, хорошо. Плохо другое: чаще всего этим и ограничивается круг игр, но они мало развивают творческие способности. Поэтому в нашей группе мы предлагаем детям для игр строительные конструкторы, мозаики, пирамидки. Они дольше служат детям, не надоедают им, так как обладают большой вариантностью, разнообразием комбинаций. Играя в них можно идти от простого к сложному, но чтобы игра развивала ребенка, мы не спешим подсказывать, что и как нужно сделать, радуемся успехам, но не захваливаем, не заставляем насильно играть в них, а заинтересовываем детей.
Одно впечатление будет у малыша, если вы просто выложите кубики и сделаете сами что – то, другое – если вы рассмотрите кубики и скажете: «Смотри, правда похоже на дорожку, посыпанную песком, сможешь сделать точно такую же?» Когда ребенок справится, можно сказать: «Скоро придет осень, листья пожелтеют и какого цвета станут дорожки?». «Желтыми» - догадывается малыш и взрослый предлагает построить из кубиков желтую дорожку, а когда дорожка будет готова, можно продолжить свой рассказ: «А зимой станет холодно, все дорожки покроются снегом». «Они станут белыми!» - радуется малыш. «По такой снежной дорожке хорошо и пробежаться и прокатиться на санках» - добавляет малыш. Игра с кубиками может проходить и по другому, это зависит от творчества взрослых и ребенка.
Организовывая игры с детьми старшего возраста мы заметили, что происходит закономерный отход от сказки и выдумки к тому, чтобы сделать правильно, добиться чего – то, преодолеть трудный барьер сложного задания. И тогда одно такое ваше замечание вроде: «Ну, трудная задачка сейчас попалась!», сразу вызовет желание побороться, поломать голову, но добиться победы над этой самой «трудной задачкой», а потом сказать с гордостью: «Вы говорили трудная, а я сделал!». Это принесет ребенку несравнимую радость и гордость за себя, но не захваливайте его.
И если эти игры исчерпывали свои возможности, мы делали график и отмечали, как быстро ребенок строит по времени. Но игра эта может настолько привлечь ребенка, что он сам начнет придумывать и складывать. У него начнется собственное творчество. Вот поэтому нужно с детьми заниматься, тогда вы можете быть довольны: вы достигли наивысшего из возможных результатов – ребенок начал творить.
В другие игры тоже можно играть увлекательно и интересно, это зависит от вашего творчества и воображения, вашей фантазии и фантазии детей.
Ведь дом, где прописана игра, всегда веселый дом, а его жильцы – незаурядные люди, которые понимая, что детство короткая пора, не портят ее своим детям и сами за счет игры продлевают свою молодость.
В своей работе мы заметили, что ребенок тянется с удовольствием ко взрослому, многое прощает ему, если он играет с ним, и отдаляется от него если взрослый будет назидательно поучать, не принимая игру во внимание.
Если ваши дети увлеченно и подолгу играют, вы можете быть спокойны: они развиваются правильно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Семья – главный воспитатель ребёнка»
Данная работа посвящена вопросам семейного воспитания, как залогу формирования высоконравственной личности....
“Родители- главные воспитатели ребёнка ”
Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сестры, д...
Родители - главные воспитатели
родительское собрание в группе дошкольного образования...
Мать и отец - главные воспитатели.
Стать о том, что родители - это главные в воспитании ребенка, к старшему поколению необходимо прислушиваться, опираясь на их многолетний опыт, но воспитанием своего ребенка заниматься исключительно ро...
Игра, творчество и труд – главные воспитатели дошкольника
Игра - это основной и главный аргумент в жизни ребёнка. Только с ней ребёнок растёт, познаёт и развивается....
«Мама - главный воспитатель и главный педагог»
Став мамой, вы подарили миру человека, принесли в мир любовь и радость новой жизни.Но появление в семье ребенка с нарушениями в развитии — не всегда радость, а для некоторых родителей — эт...
Буклет "Мама – главный воспитатель и главный педагог"
В буклете представлены материалы для родителей...