Игры и творчество детей
материал по музыке по теме
Музыкально подвижные игры, их влияние на усвоение навыков восприятия музыки и выразительного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_tvorchestvo_detey.docx | 24.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Усвоение навыков восприятия музыки и выразительного движения происходит в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений. Общее в методике разучивания музыкально-ритмических движений всех видов заключается в стремлении педагога заинтересовать ими детей, привлечь внимание к звучанию музыки, научить откликаться на ее образы соответствующим движением. Этому способствует выразительное исполнение, образный показ движений, яркие, точные пояснения, применение детьми самостоятельных способов действий.
Различия в методике обусловливаются тем, что ритмические движения разных видов отличаются построением, объемом и характером. Так, разучивание сюжетной музыкальной игры всегда связано с раскрытием музыкально-поэтического образа с рассказом о действиях персонажей. Если, например, начало хоровода «Всем, Надюша, расскажи» (белорус, мелодия, обраб. С. Полонского) объясняется детям (хороводное движение по кругу), то характерные движения пляшущих «дедушек», «бабушек» и др. дети могут найти сами, прислушиваясь к музыке и литературному тексту.
В несюжетных музыкальных играх движения чаще всего определены. Эти игры разучивают, используя показ и объяснение. Однако, несмотря на зафиксированность движений, такие игры можно разучивать и по-другому. Прежде всего дети должны почувствовать общее настроение, характер музыки. Далее важно, чтобы ребенок узнал построение, форму произведения. Обычно движение меняется в соответствии с частями, музыкальными предложениями и фразами. Различение происходит чаще всего в игровой форме: дети движениями (хлопки, притоптывание, помахивание, повороты кистей, подъем и опускание рук и ног) отмечают смену частей и фраз.
Можно предложить им придумать, как можно двигаться под музыку, попробовать варианты движений. При подобной методике дети не просто заучивают последовательность движений, но и усваивают навыки активного восприятия музыки, способы самостоятельных действий.
Разучивание танцев происходит тем же путем. Но если в танце есть незнакомые детям танцевальные движения или элементы, то они должны быть разучены заранее.
Пятилетние дети любят выполнять творческие задания: они сами ищут способы выражения игрового образа, придумывают, комбинируют танцевальные движения. Многие педагоги дают детям возможность проявить свое творчество в движениях, инсценировках песен. Созданы и специальные произведения для стимулирования музыкально-игрового творчества детей.
Воспитанию эмоционально-осознанного отношения к музыке, развитию музыкальности, слуха, чувства ритма, способствует работа над музыкально-ритмическими навыками, которые являются основой игр и упражнений с музыкальными заданиями.
Музыкально-ритмические навыки помогают понять законы структурного и ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки, смене темпа, динамических и регистровых изменениях.
Такие игры пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, т.к. строятся они на разнообразных движениях, имеют интересные игровые задачи, элемент занимательности, соревнования. Вместе с тем, они закрепляют музыкально-ритмические навыки, навыки выразительного движения, развивают актерские способности. Через музыкальную игру все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично.
Методические рекомендации к проведению игр:
- при знакомстве с той или иной игрой образно и ярко раскрыть ее содержание, разбивая на части и согласуя с музыкальными отрывками;
- при прослушивании музыки необходимо анализировать каждую пьесу, обращая внимание на структуру музыкального произведения, на средства музыкальной выразительности, при помощи которых композитор создает тот или иной образ;
- движения следует разучивать отдельно, намечая рисунок передвижения, используя собственный показ и показ детей.
Обычно в описании игры дается один из вариантов движения, но дети могут их изменять, проявляя творчество. Важно, чтобы эти движения хорошо сочетались с музыкой и не шли в разрез с тем, или иным образом. При повторении игры можно менять детей ролями.
В конце игры рекомендуется проводить анализ, поощрять детей, проявивших активность, творчество, быстроту, ловкость, выразительность.
Игры и их описание
“Колобок”
(муз. “Каравай” с нарастанием темпа)
Дети стоят по кругу, внутри круга “Колобок” (К) на корточках.
1-2 такты – сужают круг;
3-4 такты – отходят назад
5-8 такты – повторяются движение 1-4 такта;
9-12 такты – идут по кругу вправо, К. поднимается – “растет”;
13-21 такты – К. прыгает на двух ногах. Все хлопают.
С окончанием музыки:
Дети: “Колобок, колобок, ты от бабушки ушел, ты от дедушки ушел!”
Выходит заяц (волк, медведь, лиса) и говорит:
Заяц: “А, от меня, ты не уйдешь!”.
Колобок: “Нет, уйду”.
Продолжает звучать музыка. Колобок убегает, заяц его догоняет. Если колобок будет пойман, то его меняет другой ребенок.
Предложенный музыкальный материал может быть использован для проведения игры с целью развития музыкальной выразительности, где важна динамика (выше – ниже, уже – шире, громче – тише).
“Гори, гори ясно” (русская народная мелодия с ускорением темпа).
Дети стоят по кругу, взявшись за руки, проговаривая текст:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на небо, птички летят,
Колокольчики звенят.
Дети идут по кругу, одновременно ведущий исполняет подскоки внутри круга, машет платком.
Раз, два, три – музыка закнчивается Дети останавливаются, хлопают в ладоши Ведущий останавливается возле двух ребят, вытягивая руку с платком между ними. Двое детей разбегаютсяв разные стороны по внешней стороне круга. Тот, кто первый выхватит у ведущего платок, становится ведущим.
Танец розы
(вальс из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”)
Под красивую мелодию исполняется этюд на развитие пластики рук, или танец удивительно прекрасного цветка – розы. Ребенок сам придумывает к нему движения. Внезапно музыка прекращается – это порыв северного ветра “заморозил прекрасную розу”. Ребенок застывает в любой, придуманной им позе. Чем богаче воображение, тем интереснее движения танца и поза “застывшей, замерзшей розы”.
Музыка для игрушки
(по характеру игрушки, на свое усмотрение)
Перед детьми находятся разные игрушки. Начинает звучать музыка, ребенок выбирает игрушку. Он должен объяснить свой выбор и исполнить танец или отдельные движения под музыку, которые бы соответствовали выбранной игрушке и музыке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)...
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель.Обеспечение сквозных результатов по формированию опыта социального взаимодействия детей через ведущий вид деятельности дошкольников игру....
Творчество детей в игре.
Чтобы учить детей играть, воспитатель должен владеть игровой грамотой, культурой игры....
"Творческие игры и развитие творчества в играх-драматизациях у детей дошкольного возраста"
Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития личности, выступают связующем звеном в отношении к познаваемому. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности у ребен...
Авторские игры на развитие творчества детей.
Игры с музыкальным сопровождением для развития творческих проявлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста....
"Игры,развивающие творчество детей"
в статье говорится о том, как помочь ребенку развить свои музыкальные способности...
ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»
Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...