Особенности игры и психофизического развития современных детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Михайлова Лилия Хусяиновна

Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать в процессе образовательной деятельности внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Пятилетний возраст – хронологическая граница перехода от младшего дошкольного возраста к старшему. Ребенок знает, что он хочет, и добивается своей цели, его поведение определяется на окружающей обстановке, а собственным решением, начинают преобладать «действия от мысли, а не от вещи». Изменения эти находят свое отражение, и конкретизируется во всех сферах психического развития – коммуникативной, познавательной, волевой, мотивационной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности игры и психофизического

развития современных детей

дошкольного возраста

Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать в процессе образовательной деятельности внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Пятилетний возраст – хронологическая граница перехода от младшего дошкольного возраста к старшему. Ребенок знает, что он хочет, и добивается своей цели, его поведение определяется на окружающей обстановке, а собственным решением, начинают преобладать «действия от мысли, а не от вещи». Изменения эти находят свое отражение, и конкретизируется во всех сферах психического развития – коммуникативной, познавательной, волевой, мотивационной.

В сфере общения с взрослым на первый план выходят внеситуативные формы общения – познавательная и личностная. Обостренная познавательная потребность ведет к тому, что ребенок теперь уже может задавать взрослому чрезвычайно разнообразные вопросы, охватывающие  все области знаний о мире. Взрослый для него источник новых знаний, эрудит,  способный разрешить сомнения. Если у пятилетних детей в беседах с взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах  поведения, о себе, своих родителях. Общение теперь опосредуется  предметной или игровой деятельностью. Ребенок пристально и ревниво наблюдает за действиями сверстников, оценивает их и реализует на оценку взрослого яркими эмоциями. Резко возрастают количество и острота конфликтов. Усиливается напряженность в отношениях, чаще проявляются агрессивность и застенчивость. Сверстник теперь предмет постоянного сравнения с собой. Потребность в его призвании, уважении  становится главной в общении как с взрослым, так и с ровесником.

Пятилетний возраст – это и период бурного роста самосознания я, повышенной ранимости, когда у многих детей появляются (а у некоторых остаются на всю жизнь) такие черты, как обидчивость,  застенчивость, агрессивность, демонстративность.

Становление внутренней психической жизни и вынужденной саморегуляции связано с целым рядом новообразований в познавательной сфере. Мышление ребенка не наглядно-действеннное, а уже наглядно-образное, т.е. операция не конкретными предметами, а их образами  и представлениями. Одно из важнейших предпосылок образного мышления – игра. Именно в ней возникает способность представить одну вещь посредством другой.

К пяти годам начинает складываться и логическое мышление. Ребенок может устанавливать логическую последовательность событий, отделять существенные признаки от несущественных, решать несложные логические задачи.

Важнейшее новообразование этого периода – произвольное поведение: импульсивное и непосредственное, оно теперь опосредуется нормами и правилами. Как надо вести себя? Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Он уже понимает, что умеет делать, а что не умеет, знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми; осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания, желания, предпочтения, настроения. Способен произвольно регулировать поведение, принимать и понимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнить задание в том случае, если оно не противоречит его интересам.

Все важнейшие новообразования этого периода – и произвольность поведения, и все психические процессы, и воображение, и умение общаться – зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре.  В условиях игры ребенок лучше сосредотачивается, больше запоминает, чем по прямому заданию взрослого. Играя с детьми, учитывает их желания, но одновременно отстаивает свою точку зрения, разрешает конфликты, строит и реализует  совместные планы. Иными словами, учатся умению общаться. Практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения. С игрой слиты рисование и конструирование. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет, строя из кубиков,  вклинит в ход игры.

Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное  значение, она освобождается от игры. Психологи провели с детьми  комплексные методики, которые направлены на диагностику познавательной и произвольной сферы. Они могут дать надежную, хотя и предварительную, информацию относительно готовности ребенка к школе.

Как показало исследование, по уровню общения с взрослым современные пятилетние дошкольники развиты в пределах возрастной нормы – у большинства преобладает внеситуативно-познавательные формы общения. Вместе с тем у многих – это одна группа – снижена инициативность, недостаточно развиты познавательные интересы, преобладает желание слушать взрослого, усваивать новую информацию, отвечать на его вопросы, но не задавать свои. В другой группе интересы детей ограничиваются  играми и предметными действиями, не выходят за пределы конкретной ситуации.

Более тревожные данные получены по коммуникативной компетентности в общении со сверстниками. Высокую социальную компетентность обнаружили лишь у 20% обследуемых дошкольников, т.е. только эти дети могли самостоятельно находить решение в предложенных проблемных ситуациях. Около 50% проявили полную беспомощность. Одни ответили «Не знаю», «Заплачу», «Позову маму», что говорит о явно недостаточной социальной компетентности, другие – большинство – носили агрессивный характер («Побью», «Стукну»). Агрессивность становится нормой жизни для значительной части дошкольников. Анализ межличностных отношений в семье по материалам детских рисунков – также обнаружил весьма печальную картину. Их показатели в большей части свидетельствуют об одиночестве ребенка, его невключенности в семью, отчуждении от близких взрослых; более того семья для него не единое целое.

Состояние интеллектуально-волевой сферы связывают с готовностью дошкольника к обучению в школе. Интеллектуальная среда включала четыре показателя: «Ориентировка в окружающем», «выделение существенных признаков», «наглядно-образное мышление», «логическое мышление. Наиболее высокие результаты  дали «ориентировка в окружающем» (63% детей) и «наглядно-образное мышление» (детей 73%). Вполне удовлетворительные результаты получили по методике «Четвертый лишний»,  когда требовалось выделить существенные принципы. Но в целом данные интеллектуальной сферы можно считать удовлетворительными, в пределах возрастной группы.

Крайне низкими (25%) оказались показатели развития логического мышления. С задачей – определять последовательность действий, изложенных на трех достаточно простых картинках, и составить по этим более или менее связный рассказ – справились лишь 12% детей. Их речь отличалась ситуативностью, бессвязностью, алчностью построения.  Не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

Еще более низкие показатели выявило обследование произвольной сферы. Подавляющее большинство детей (70%) не могли воспроизвести образец в рисунках. Не развиты тонкая моторика рук, графические навыки, многие плохо владели карандашом, не могли проводить четких линий. Дефицит произвольности как в умственной, так и в двигательной сфере – один из наиболее важных фактов, полученных в настоящем обследовании. Произвольность в дошкольном возрасте складывается и развивается в ведущей деятельности этого периода – ролевой игре.

По состоянию деятельностной сферы наблюдения показали: большая часть дошкольников не играют. Они разыгрывают отдельные предметные действия (катают машины, бросают мяч), рассматривают книжки, рисуют, занимаются конструктором; только 40% демонстрируют те или иные формы ролевой  игры. Наиболее популярны традиционные – бытовые сюжеты: кормление, укладывание куклы, купание и др. Сюда же входят варианты игры «Дочки-матери», «Семья». Мальчики в ходе эксперимента проигрывали сюжеты, связанные с защитой и нападением.

Ролевой речью пользовались не все дети, не могли вести ролевой диалог. Их игра отличалась однообразием, повторением одних и тех же операций. Наблюдения показали: пятилетние дети не могли развить сюжет, не вживались в принятую роль, не строили с партнером отношений, вытекающие из ролевой позиции.

Преимущество игры перед любой другой деятельностью в том, что в её ходе дети сами добровольно подчиняются определенным правилам. Именно выполнение правил доставляет детям максимальное удовольствие. Это практически единственная область, где дошкольники могут проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре они учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что делают, и – наверное, это главное – действовать правильно. Наблюдения показывают: современные дошкольники, оставшись без руководства взрослого, не способны самостоятельно организовывать деятельность, наполнить ее смыслом – они толкаются, слоняются, перебирают и разбрасывают  игрушки. У большинства не развиты воображение, творческая инициатива, самостоятельность мышления. Поскольку дошкольный период – оптимальный период для формирования этих важнейших качеств, трудно читать иллюзии, что эти способности возникнут впоследствии, сами собой, в более зрелом возрасте.

Бедность и примитивность игры отражаются и на коммуникативном развитии. Дошкольник, не  умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. И, как результат нарастания агрессивности, отчужденности, враждебности.

Необходимо создавать условия для развития игры как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

Игра – это вид непродуктивной деятельности,мотив которой заключается не в её результате,а в самом процессе.Игра выступает как важное средство воспитания.Сюжетно – ролевая игра – это основной вид...

Презентация опыта: "Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста"

Важно развивать мелкую моторику рук ребенка – развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь....

методические аспекты организации дидактической игры как метода развития речи детей дошкольного возраста.

В этой работе подробно описана технология организации  дидактической  игры  в индивидуальной работе и в системе занятий с детьми дошкольного возраста, а также  подбор методических ...

Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...

Особенности и проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста

Выступление учителя-логопеда на семинаре-практикуме для педагогов...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...


 

Комментарии

Хакимова Гульназ Наильевна

Хороший материал