Особенности и проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста
статья по логопедии
Выступление учителя-логопеда на семинаре-практикуме для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_i_problemy_rechevogo_razvitiya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 36.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности и проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста
«А как речь-то говорит,
словно реченька журчит…»
Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах.
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Современные родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми.
А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми.
Добавим сюда, снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, звучащая с телеэкранов агрессивно-примитивная манера общения, насаждаемая рекламными роликами, боевиками, детскими мультфильмами и вот вам предпосылки для языковой катастрофы.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы, болезнь матери во время беременности? Или педагогическая запущенность? Часто и то и другое и третье.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых и как именно нужно разговаривать с детьми. В этом им помогут педагоги дошкольного учреждения. Именно поэтому так высока ответственность и важность работы педагогов, занимающихся формированием и развитием речи детей.
Для нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения, педагоги своевременно и полноценно формируют речь в дошкольном возрасте на каждом возрастном этапе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие».
Именно от речевого развития зависит физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка, начинающееся с раннего возраста. Поэтому так важно раннее выявление речевых нарушений, их профилактика и коррекция.
В развитии речевой функции выделяют три критических периода.
Первый(1-2года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения. В этом возрасте происходит интенсивное развитие корковых зон (зона Брока), критическим периодом которого считается возраст ребенка 14-18 месяцев.
В год словарный запас ребёнка составляет 10-12 слов. В начале года в основном он пользуется экспрессивно - мимическими средствами общения, которые остались у него от младенческого возраста, так же в общении со взрослыми широко применяет жесты.
К двум годам активный словарь ребёнка вырастает до 200-300 слов. Ребёнок уже понимает обращённую к нему речь и сам начинает говорить. Ближе к середине года ребёнок начинает усваивать служебные слова и сложные бессоюзные, а чуть позднее союзные предложения. Именно в 2 года речь становится главным средством, которое использует ребёнок для общения с близкими людьми.
Второй (3-4года), когда интенсивно развивается связная речь и происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы. При рассогласованности в работе центральной нервной системы в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводят к заиканию, отставанию речевого развития, изменению поведения, упрямству.
Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1, 5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов.
Третий (6-7лет) - начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на ЦНС ребенка, могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.
Ребенок с нарушениями речи ведет себя иначе, чем дети без них. Часто такие дети подвергаются насмешкам, обидным замечаниям, не соглашаются выступать на детских утренниках. Такие дети часто обижаются и не чувствуют себя равными среди других детей. Они не уверенны в своих силах, стараются отмолчаться при каждом удобном случае, или ответить односложно, не принимать участие в речевых играх. Это влияет на формирование характера, у ребенка появляются невротические реакции.
На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, санорные) .
Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребёнок встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, гость- гощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, представляющимися сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо - произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих - шипящих и санорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.
В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твёрдость и мягкость, звонкость и глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.
В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчинённые предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и в конце). Некоторые дети, этого возраста идут в школу.
М.Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, подчеркнув их взаимодействие.
К органическим причинам он отнес недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а так же различные нарушения периферических органов речи.
К функциональным причинам нарушения соотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС.
К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость.
К социально-психологическим причинам - различные неблагоприятные влияния окружающей среды.
В настоящее время существует две классификации речевых нарушений:
клинико-педагогическая классификация опирается на содружество логопедии с медициной, а психолого-педагогическая определяющую роль отводит психолого – лингвистическим критериям.
Клинико-педагогическая классификация (устная речь) делится на два типа:
-нарушения произносительной стороны
-системные или полиморфные нарушения речи.
Психолого – педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе. Были найдены общие проявления дефектов речи и разработаны методы для работы с коллективом (учебной группой детей).
При общем недоразвитие речи отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.
Недоразвитие может быть выражено в разной степени (от I до IY уровней): от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры.
Проблема коррекции речи, воспитания и обучения детей решается комплексно, совместными усилиями логопеда, воспитателей, психолога, медицинских работников, физкультурного и музыкального руководителей при осуществлении тесного контакта с родителями.
В ДОУ развитие речи осуществляется по следующим направлениям:
Развитие словаря дошкольника
Развитие звуковой структуры речи
Формирование грамматического строя речи
Развитие связной речи
Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.
Вся работа, проводимая педагогами ДОУ с детьми включает, в себя подгрупповые, индивидуальные и игровые формы обучения, на которых используются практические, наглядные и словесные методы обучения. Пересказывание знакомых сказок, рассматривание сюжетных картин, артикуляционная гимнастика, инсценировки и драматизации, настольные и речевые дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры и т. д., – все это направлено на решение основной задачи - развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста.
Проблемы речевого развития, пути исправления, дидактические игры....
Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста» (с рекомендациями для родителей)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение« Детский сад №93 г.Карталы» Консультация для родителей«Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста»(с рекоме...
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит »
Особенности и проблемы речевогоразвития у детей старшего возраста«А как речь – то говорит,словно реченька журчит »...
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.
Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...
Родительское собрание для родителей средней группы «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста». «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти».
Повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста...
Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Значение развития мелкой моторики в развитии речи детей».
Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Побуждать помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.Сформировать у родителей представление ...
Родительское собрание в старшей группе «Особенности и проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста с ТНР»
Родительское собрание в старшей группе «Особенности и проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста с ТНР»Цель: привлечение внимания и заинтересованности родителей к пр...