Особенности и проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста
статья по логопедии

Панина Татьяна Алексеевна

Выступление учителя-логопеда на семинаре-практикуме для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности и проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста

                                                                  «А как речь-то говорит,

                                                                  словно реченька журчит…»

Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах.

21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все    для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Современные родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми.  

А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми.

 Добавим сюда, снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, звучащая с телеэкранов агрессивно-примитивная манера общения, насаждаемая рекламными роликами, боевиками, детскими мультфильмами и вот вам предпосылки для языковой катастрофы.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы, болезнь матери во время беременности? Или  педагогическая запущенность? Часто и то и другое и третье.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых и как именно нужно разговаривать с детьми. В этом им помогут педагоги дошкольного учреждения. Именно  поэтому так высока ответственность и важность работы педагогов, занимающихся формированием и развитием речи детей.

Для нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения, педагоги своевременно и полноценно формируют речь в  дошкольном возрасте на каждом возрастном этапе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие».

       Именно от речевого развития зависит физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка, начинающееся с раннего возраста. Поэтому так важно раннее выявление речевых нарушений, их профилактика и коррекция.

В развитии речевой функции выделяют три критических периода.

Первый(1-2года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения. В этом возрасте происходит интенсивное развитие корковых зон (зона Брока), критическим периодом которого считается возраст ребенка 14-18 месяцев.

В год словарный запас ребёнка составляет 10-12 слов. В начале года в основном он пользуется экспрессивно - мимическими средствами общения, которые остались у него от младенческого возраста, так же в общении со взрослыми широко применяет жесты. 

К двум годам активный словарь ребёнка вырастает до 200-300 слов. Ребёнок уже понимает обращённую к нему речь и сам начинает говорить. Ближе к середине года ребёнок начинает усваивать служебные слова и сложные бессоюзные, а чуть позднее союзные предложения. Именно в 2 года речь становится главным средством, которое использует ребёнок для общения с близкими людьми. 

Второй (3-4года), когда интенсивно развивается связная речь и происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы. При рассогласованности в работе центральной нервной системы в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводят к заиканию, отставанию речевого развития, изменению поведения, упрямству.

Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1, 5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов.

Третий (6-7лет) - начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на ЦНС ребенка, могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

Ребенок с нарушениями речи ведет себя иначе, чем дети без них. Часто такие дети подвергаются насмешкам, обидным замечаниям, не соглашаются выступать на детских утренниках. Такие дети часто обижаются и не чувствуют себя равными среди других детей. Они не уверенны в своих силах, стараются отмолчаться при каждом удобном случае, или ответить односложно, не принимать участие в речевых играх. Это влияет на формирование характера, у ребенка появляются невротические реакции.

На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, санорные) .

Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребёнок встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, гость- гощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, представляющимися сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо - произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих - шипящих и санорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.

В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твёрдость и мягкость, звонкость и глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.

В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчинённые предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и в конце). Некоторые дети, этого возраста идут в школу.

         М.Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, подчеркнув их взаимодействие.

К органическим причинам он отнес недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а так же различные нарушения периферических органов речи.

К функциональным причинам нарушения соотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС.

К психоневрологическим  причинам он относил умственную отсталость.

К социально-психологическим причинам - различные неблагоприятные влияния окружающей среды.

В настоящее время  существует две классификации речевых нарушений:

клинико-педагогическая классификация опирается на содружество логопедии с медициной, а психолого-педагогическая определяющую роль отводит  психолого – лингвистическим критериям.

 Клинико-педагогическая классификация (устная речь)  делится на два типа:

-нарушения произносительной стороны

-системные или полиморфные нарушения речи.

Психолого – педагогическая классификация возникла  в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе. Были найдены общие проявления дефектов речи и разработаны   методы для работы с          коллективом (учебной группой детей).

При общем недоразвитие речи отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

Недоразвитие может быть выражено в разной степени (от I до IY уровней):  от отсутствия речи или лепетного ее состояния  до развернутой,  но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей.  Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры.

Проблема коррекции речи, воспитания и обучения детей решается комплексно, совместными усилиями логопеда, воспитателей, психолога, медицинских работников, физкультурного и музыкального руководителей при осуществлении тесного контакта с родителями.

В ДОУ развитие речи осуществляется по следующим направлениям:

Развитие словаря дошкольника

Развитие звуковой структуры речи

Формирование грамматического строя речи

Развитие связной речи

         Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.

              Вся работа, проводимая педагогами ДОУ с детьми  включает, в себя подгрупповые, индивидуальные  и игровые формы обучения, на которых  используются практические, наглядные и словесные методы обучения.  Пересказывание знакомых сказок, рассматривание сюжетных картин, артикуляционная гимнастика, инсценировки и драматизации, настольные и речевые дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры и т. д.,  – все это направлено на решение основной задачи - развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста.

Проблемы речевого развития, пути исправления, дидактические игры....

Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста» (с рекомендациями для родителей)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение« Детский сад №93  г.Карталы» Консультация для родителей«Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста»(с рекоме...

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит »

Особенности и проблемы речевогоразвития у детей старшего возраста«А как речь – то говорит,словно реченька журчит »...

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...

Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Значение развития мелкой моторики в развитии речи детей».

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Побуждать помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.Сформировать у родителей представление ...

Родительское собрание в старшей группе «Особенности и проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста с ТНР»

Родительское собрание в старшей группе «Особенности и проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста с ТНР»Цель: привлечение внимания и заинтересованности родителей к пр...