Мастер-класс для педагогов по развитию мелкой моторики и зрительно-моторной координации у детей раннего возраста
учебно-методический материал
В данном мастер-классе представлена значимость развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Представлены различные игры и упражнения, которые способствуют развитию рук у малышей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов по развитию мелкой моторике рук и зрительно-моторной координации детей раннего возраста.
Подготовила: Булышева Е.В., воспитатель ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка», г.Сыктывкар.
Описание работы: Данный материал будет полезен для педагогов и родителей детей раннего возраста, направленный на развитие мелкой моторику рук.
Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.
Задачи: Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно организовать в домашних условиях.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада вас видеть на моем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации.
Мелкая моторика – движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей раннего возраста. Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно, владеть своими руками, но и:
- стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека);
- помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
- готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.
Я подготовила для вас игры с пальчиками и упражнения, которым хочу вас научить. (Воспитатель проговаривает слова с показом движений пальцев рук, а родитель повторяют упражнения).
«Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим, рубим,
«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Взрослый за время произнесения этой строчки вполне может «порубить капусту» от одного края стола до другого и обратно, расстояние между краями примерно 60 см. Детям достаточно рубить на одном месте.
Мы капусту солим, солим,
Обе руки сложены щепотью и «солят». Если вы еще и разминаетесь, можете «посолить» большую поверхность (руки движутся вперед и назад).
Мы капусту мнем, мнем,
Сжимаем и разжимаем кулаки
А морковку трем, трем,
Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой, это упражнение укрепляет грудь.
Пе-ре-ме-ши-ва-ем!
Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.
В бочки плотно набиваем
Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти – тоже следите за грудными мышцами, если вы разминаетесь.
И в подвалы составляем.
В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.
Эх, вкусная капуста!
Выпрямляемся и гладим себя по животу.
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять
Загибаем пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять.
«Идём» по столу указательным и средним пальчиками
Бабу снежную лепили,
«Лепим» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили,
Крошащие движения всеми пальцами
С горки мы потом катались,
Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
А ещё в снегу валялись.
Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой
И снежками мы кидались
имитируем движения по тексту
Все в снегу домой пришли.
Отряхиваем ладошки
Съели суп и спать легли.
Движения воображаемой ложкой, руки под щёки
Также вы можете найти в интернете много пальчиковых игр от Екатерины Железновой и применять их в своей практике.
А теперь, я бы хотела вам рассказать, какие игровые упражнения можно применять с детьми раннего возраста:
- Игры с песком («Найди игрушку в песке», пересыпание сухого песка через воронку, через решето (дуршлаг), сгребание песка в кучу лопатой, спрячь игрушку в песке, испечем пирожки и т.д.)
- Игры с крупой (мукой). Знакомство с различной крупой, пересыпание из емкости в емкость, сортировка крупы (горох и фасоль), просеять муку через решето.
- Игры с орехами. Перекладывание из емкости в емкость, катание ореха на столе на мягкой салфетке, перекладывать орех с одной руки в другую (при этом удерживать большим и указательным пальцами), вращать между ладонями и т.д.
- Игры с водой. Переливание воды через воронку, решето, ситечко; бросание и доставание шариков, вылавливание рыбок сачками из воды, собирать воду губкой и отжимать ее, игры с резиновыми грушами, шприцами и т.д.
- Игры с тестом, глиной, пластилин. Продолжать отщипывать маленькие кусочки от большого куска пластилина, учить раскатывать пластилин между ладоней, чтобы получилась « палочка», «карандаш».
- Игры с бусинками (бусами). Нанизывание крупных бусинок на шнур с деревянным концом, перекладывание бусин из емкости в емкость и т.д.
- Игры с колечками. Нанизывать колечки с мелкими отверстиями одинакового размера, нанизывание колечек на шнур, веревку; надевание небольших колечек по одному на каждый палец и т.д.
- Игры с бумагой. Сделать из бумаги шарик, рвать бумагу на мелкие части и т.д.
- Игры с палочками, карандашами, фломастерами. Катание карандашей на столе, между ладонями; перекладывание из емкости в емкость и т.д.
- Игры с дидактическими игрушками:
- «Открой – закрой» (шкатулки, кастрюльки);
- Игры с матрешками.
- Нанизывание на стержень различных геометрических форм.
- Игры со втулками, грибочками.
- Игры с винтовыми игрушками – отвинчивать и закручивать;
- Конструктор (начиная от крупного и переходя к мелким формам);
- «Мозаика»;
- Шнуровки, застежки.
- «Почтовые ящики»;
- Игры с бельевыми прищепками (сделай солнышко, ежику колючки и т.д.) Учить действовать большим и указательным пальцем.
- Стаканчики и формочки по цвету и величине и т.д.
- Тактильные игры. Ощупывайте разные предметы: различные ткани, потрогайте кожицу овощей, фруктов. На прогулке исследуйте поверхности всего, что встречается на дороге (травку, мох, листья, кору, камни и т.д.)
Заключение:
Дорогие педагоги! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в моем мероприятии. Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития мелкой моторики у детей раннего возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.
Рефлексия.
- Дорогие коллеги! прошу вас выполнить рефлексию сегодняшнего мастер-класса. У вас на столах есть сигнальные карточки. Выберите один из предложенных вам сигналов, при этом синий цвет соответствует тому, что вы не подчеркнули для себя сегодня ничего нового и интересного, желтый - если у вас остались какие - то нерешенные вопросы, красный - узнали что-то новое, взяли на заметку, и хотели бы использовать в своей работе
-Я подала вам идеи и примеры их реализации. Отнеситесь к ним творчески и постарайтесь сделать это лучше меня! Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!
Список литературы:
- М.С. Разина «Страна пальчиковых игр» С.-Пб, Кристалл., 1998 г.
- А.Е. Белая «Пальчиковые игры» М., 1999 г.
- Л.П. Савина «Пальчиковые игры», М., 1999 г.
- Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2010. - №8. - С. 62-65.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009. - 143 с.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Родничок, 2012. - 185 с.
- Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012. - 71
- Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2007. - 194 с.
- Узорова О.В. Игры с пальчиками. - М.: Астрель, 2008. - 154 с.
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. - М.: Астрель, 2005. - 183 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр у детей раннего возраста.
Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой мот...
Статья для педагогов и родителей "Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр у детей раннего возраста."
Статья для педагогов и родителей...
мастер - класс «Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста »
Мастер - класс "Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста"...
Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники развития мелкой моторики: рисование манной крупой с детьми младшего дошкольного возраста»
Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники развития мелкой моторики: рисование манной крупой с детьми младшего дошкольного возраста»...
Статья "Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр у детей раннего возраста"
На всех этапах жизни ребенка движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи- до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в...
Мастер- класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики с использованием подручного материала для детей младшего дошкольного возраста»
Мастер- класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики с использованием подручного материала для детей младшего дошкольного возраста»...
Мастер – класс для родителей Тема: «Развитие мелкой моторики и зрительно – моторной координации».
Мастер - класс для родителей поможет в подготовке детей к школе. Подробно описаны игры и упражнения для развития у детей мелкой моторики рук и зрительно - моторной координации....