Чтобы учение было в радость.
консультация (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Вспомните свои школьные годы. Что приходит на ум? У кого-то радость успеха, первая «пятерка», похвала учительницы, веселые друзья, с которыми так здорово порезвиться после уроков. А у кого-то — тревога, что опять не справился, постоянное мамино огорчение, переписывание упражнения «пока не будет красиво», отнимающее драгоценное время прогулки, и бесконечная тоскливая усталость... Что Вы пожелаете своему ребенку? Ответ очевиден. От чего же зависит, как сложатся отношения ребенка со школой? В какой-то степени — от самой школы, от учителя, его отношения к малышу, севшему за парту. В некоторой степени — от самого ребенка: кому-то легче, а кому-то труднее даются успехи в учебе, кто-то спокойнее, а кто-то тревожнее относится к своим неудачам. И в очень большой степени — лично от Вас, от Вашей поддержки и понимания, от Вашего желания и умения помочь ребенку в сложные моменты.
ЧТОБЫ УЧЕНИЕ БЫЛО В РАДОСТЬ
(несколько советов родителям первоклассника)
Почему это так важно — первый класс? Чем отличается дошкольная жизнь ребенка в привычном семейном и детсадовском укладе от жизни школьника, пусть пока еще начинающего? Поступая в школу, ребенок вступает в новый важный этап своей жизни. Он перестает быть исключительно потребителем — заботы, любви, воспитательных и обучающих мероприятий. Теперь он впервые должен выполнять оцениваемую окружающими деятельность — учение. От того, как он справляется со своими первыми серьезными обязанностями, в значительной степени будут зависеть отношение к нему близких взрослых, его оценка самого себя и своих возможностей, его эмоциональное состояние.
Не у всех детей 7-летнего, а особенно 6-летнего возраста все сразу идет гладко. Многие из них не сразу включаются в школьную жизнь, большинство испытывает те или иные трудности на первых этапах обучения. Кому-то непросто каждый день вовремя проснуться, отсидеть все занятия в школе, да еще и дома пусть недолго, но обязательно заниматься уроками. Кто-то долго не может привыкнуть спокойно сидеть на уроках, вовремя выполнять то, что говорит учитель. Другим нелегко освоиться в новом коллективе, наладить отношения с учителем и одноклассниками. У некоторых детей возникают трудности в процессе самой учебной деятельности: они не справляются с предложенными заданиями, неаккуратно пишут, медленно читают, ошибаются в счете.
Школьная нагрузка ложится не только на уже созревшие качества и способности ребенка. Многие психические функции в процессе учебы активно формируются.
Интенсивно развивается мышление: если раньше ребенок воспринимал и запоминал прежде всего наглядные образы, опираясь при этом на их эмоциональное переживание, то теперь ведущую роль берут на себя смысловые, логические связи и отношения.
Еще высока впечатлительность, слабо развито активное торможение непосредственных эмоций — отсюда склонность бурно реагировать на все, что радует, волнует, печалит. Постепенно ребенок будет учиться сдержанности, умению отличать важное от второстепенного, но само собой с первого дня учебы это умение не приходит.
Не сразу формируется усидчивость: способность достаточно долго сохранять относительно неподвижную позу и сосредоточенное внимание. В этом возрасте сильно развита потребность в движениях — если она не удовлетворяется, то у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление. Ребенок начинает отвлекаться, ерзать и вертеться; никакие напоминания и одергивания не помогают, потому что двигательное беспокойство является в этом случае защитной физиологической реакцией организма на перенапряжение. Этой же причиной вызваны шум, драки, беготня на переменах, избыточная подвижность дома после уроков.
В процессе развития находится координация движений, особенно точных движений кистей и пальцев рук. Мышцы и кости кистей еще не окрепли, их устойчивость к нагрузке достаточно мала. Умение соотнести образ и движение, необходимое для освоения письма, еще только формируется — не само собой, а в процессе регулярного обучения.
Нелегко дается начинающему школьнику и умение переключать свое внимание: посмотреть на доску, в свою тетрадь, одновременно услышать, что говорит учитель, соотнести это с собственными действиями, не забыть, где лежит линейка, где карандаш, и не увлечься уж слишком тем, что делает в это время сосед по парте. Волевое управление своим поведением ребенку еще не всегда удается, он пока не умеет проявлять достаточную выдержку и организованность, поэтому необходимы побуждения извне, контроль со стороны взрослого. От того, насколько тактично и последовательно взрослый помогает ребенку организовать свою деятельность, от того, как он ее оценивает, в большой степени зависит формирование личностных качеств ребенка: самостоятельности, ответственности, добросовестности, самоконтроля, уверенности в себе. Эти качества позволят ребенку справиться с требованиями, предъявляемыми школой, а значит, успешно войти в школьную жизнь.
Постепенно, не сразу возникнут у него и чувство товарищества, ответственность за класс, сочувствие, реакция на отношение одноклассников. Пока главной фигурой для ребенка является учитель — нередко затмевая даже самых близких людей: родителей, бабушек и дедушек. «Нина Павловна так сказала» — звучит как истина в конечной инстанции. Не стоит обижаться на это папе, который совсем недавно был абсолютным авторитетом: его ребенок нормальным образом переживает этап начала школьного обучения. Пока все поведение ребенка ориентировано на учителя, несколько позже важным станет отношение друзей и одноклассников (мнение которых, кстати, тоже в большой степени зависит от оценок, которые дает ребенку учитель). Под влиянием отношения со стороны учителя, сверстников, родителей начинает складываться самооценка, «Я-концепция», как называют ее психологи — от нее в большой мере зависит успех всей будущей жизни начинающего школьника.
Вы видите — вашему первоклашке еще многому надо научиться, его организму надо расти, психике — развиваться, при этом необходимо не растерять ни здоровья, ни веры в себя. А задача близких — не только понять, поддержать, помочь, когда это необходимо, но и так организовать жизнь ребенка (а при необходимости и всей семьи), чтобы школьные нагрузки не привели к переутомлению, неврозам, нарушениям осанки и зрения и прочим «издержкам образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как одеть ребенка в детский сад, или чтобы самостоятельность была в радость».
Цель:1. повышение родительской компетентности в вопросах одежды детей;2. увеличение родительской активности в профилактике у детей простудных заболеваний и здоровьесбережении Задачи:1. ...
Чтобы лето было в радость
Сцнарий летнего праздника с элементами ОБЖ....
Беседа с воспитателями тема: «Чтобы игра была в радость»
Подвижная игра – это, пожалуй, самое долгожданное занятие для детей. Но всегда ли подвижная игра бывает в радость?...
Чтобы фрукты были в радость
Презентация по ОБЖ на лекическую тему "Фрукты"....
Чтобы учение было в радость.Советы родителям будущего первоклассника.
Почему это так важно — первый класс? Чем отличается дошкольная жизнь ребенка в привычном семейном и детсадовском укладе от жизни школьника, пусть пока еще начинающего?...
Как одеть ребенка в детский сад, или чтобы самостоятельность была в радость
Рекомендации для родителей на тему выбора одежды и обуви для детского сада...
Приятных снов или во что поиграть перед сном, чтобы засыпать было в радость
Статья для родителей и всем кто не равнодушен к детскому сну. Легко и приятно ложиться в кровать и засыпать с радостью, помогут несколько полезных игр....