Успешная адаптация ребенка раннего возраста к условиям образовательного учреждения.
статья (младшая группа) на тему

Воробьёва Маргарита Александровна

Адаптация – это процесс приспособления организма к изменяющимся факторам, в частности к обстановке.

Для ребёнка посещение детского сада — это стресс. Незнакомые люди, новый детский коллектив, разлука с любимыми родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Успешная адаптация ребенка раннего возраста к условиям образовательного учреждения.

Адаптация – это процесс приспособления организма к изменяющимся факторам, в частности к обстановке. Для ребёнка посещение детского сада — это стресс. Незнакомые люди, новый детский коллектив, разлука с любимыми родителями.

Степени адаптации.

Все дети привыкают к детском саду по-разному. Кому-то достаточно побыть один день в новой обстановке и вечером он весело рассказывает маме о своих приключениях. Но, к сожалению, большинство малышей привыкают постепенно. В основном период адаптации сопровождается слезами и нежеланием идти в детский садик.

Можно выделить три степени адаптации:

Легкая  -  ребенок привыкает к новому место за 3-4 недели. Этот период не сопровождается сложностями со здоровьем и изменением в поведении малыша.

Легко адаптирующийся ребенок:

  • Быстро находит контакт с воспитателем
  • Отпускает маму без слез и истерик
  • Не боится заходить в группу
  • Рассказывает родителям о произошедшем за день
  • Легко контактирует с другими детьми
  • Интересуется игрушками в группе

Средняя – этот период проходит частыми проявлениями болезней на фоне эмоционального состояния. Ребенок не испытывает сильного психологического дискомфорта от нахождения в новом коллективе, но часто простужается. Связано это с попаданием вирусов и бактерий, которые «приносят с собой» другие дети. Малыши, которые посещают детский сад постоянно они не опасны, а у вновь прибывших детей не привычные его организму бактерии могут вызвать заболевания.

Такая адаптация длится полтора месяца и отличается следующими признаками;

  • Малыш не всегда идет на контакт с воспитателем
  • Плачет короткое время после расставания с родителями, быстро переключается на игровую деятельность
  • Адекватно реагирует на замечания и общение
  • Изредка нарушает нормы и правила поведения
  • Привыкает находить общий язык со сверстниками и взрослыми.

Тяжелая – сопровождается физическими недомоганиями и эмоциональными проявлениями. Малыш тяжело контролирует свои эмоции. Часто плачет и категорически отказывается расставаться с мамой и идти в детский сад.

Признака тяжелой адаптации:

  • Ребенок не идет на контакт со сверстниками и взрослыми
  • По утрам малыш долго плачет и не переключается на предлагаемые ему игрушки
  • В течении дня вспоминает о членах семьи
  • Замыкается, отказывается контактировать с окружающими, брать игрушки и учувствовать в играх
  • При замечании или поощрении пугается, ищет поддержки у мамы.

       Существуют определенные  трудности, с которыми  сталкиваются родители, отдающие малышей в детский сад – это капризы. Дети, сначала с удовольствием посещающие детский сад, могут внезапно отказаться идти туда. Свое несогласие они выражают слезами и истериками. Связано  это с тем, что ребенок принял свое пребывание в саду временным явлением. Вдоволь наигравшись и осознав, что мама будет оставлять его снова и снова, малыш проявляет «протест». В этом случае не стоит идти на поводу детских эмоций. Родителям необходимо объяснить ребенку, что им надо идти на работу, а вечером его заберут. Негативные эмоции пройдут,  когда малыш поймет – за ним обязательно придут. Многие дети поначалу боятся, что мама ушла и не вернется. Этот страх может серьезно беспокоить малыша. Необходимо успокоить кроху и пообещать, что вечером его обязательно заберут. Родителям тоже надо сохранять спокойствие, дети все чувствуют.

Не привычная так же еда вызывает у малыша негативные эмоции. Есть маленькие привереды, которые отказываются от еды весь день. Постепенно ребенок начинает пробовать предлагаемую еду.

Советы для успешной адаптации:

  • Приобретите одежду и обувь на кнопках и липучках. Это позволит ребенку справится с одевание быстро и без посторонней помощи.
  • За несколько дней до посещения детского сада необходимо придерживаться режима. Привычное время сна, приема пищи значительно облегчит период пребывания.
  • При поступлении в детский сад ребенок должен уметь применять элементарные навыки: самостоятельно держать ложку, пользоваться горшком.
  • Настраивать малыша на позитивные эмоции. Рассказывайте о новых друзьях, интересных занятиях, прогулках…
  • Дайте малышу с собой любимую игрушку, которая будет напоминать ему о доме, успокаивая малыша. Так же игрушка – отличный повод ближе познакомиться и поиграть с детьми.
  • Относитесь к саду положительно. Все ваши эмоции ребенок «считывает» моментально. Проявляйте заинтересованность, будьте спокойны.
  •  Хвалите малыша, создавайте благоприятную эмоциональную атмосферу, связанную с пребыванием в детском саду.

   Лучшим помощником станем любовь и внимание к малышу. Не стесняйтесь обнимать малыша и говорить, что соскучились. Видя спокойствие и хорошее настроение мамы, малыш быстрее привыкнет к новой обстановке.

Что не следует делать в этот период:

  • Нельзя сравнивать поведение ребенка с другими детьми. Все малыши совершенно разные и каждому требуется свой период  для адаптации. Говорите малышу, что он самый лучший и обязательно полюбит детский сад.
  • Не ругайте за утренние слезы. Детям действительно тяжело расстаться с близкими людьми.
  • Не отмахивайтесь от  капризов малыша, подбодрите, пообещайте, что вы скоро придете. Общение со сверстниками поможет быстрее привыкнуть к новой обстановке.
  • Не обманывайте ребенка, говоря, что уходите на 15 минут в магазин и забираете его вечером. Вы подрываете его доверие.
  • Никогда нее говорите о пребывании в детском саду, как о наказании. В противном случае малыш не сможет увидеть положительные стороны. Упоминание о детском саде в присутствии ребенка всегда должен носить положительный характер.
  • Не стоит обещать гостинец или новую игрушку. При таком подходе малышу лишь придется «отсидеть» положенный день в ожидании подарка. В дальнейшем ребенок откажется идти в сад без обещанного подарка.
  • Нельзя водить в сад больного ребенка. Это усугубит ситуацию.  К психологическому напряжению добавиться физическое недомогание, делающее пребывание в группе менее комфортным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русских Людмила Николаевна «Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия»

«Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия» Русских Л.Н....

Реферат «Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия.»

Реферат по дисциплине “ Педагогика и психология. Воспитательная работа.” на тему«Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального б...

Отчёт по самообразованию по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям образовательного учреждения»

Отчёт по самообразованию по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям образовательного учреждения»2018-2019 уч.год  Эта тема была выбрана мною не случайно, т. к....

Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия.

Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло...

Телесная терапия как метод для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям Дома ребенка (обобщение педагогического опыта).

Сложности адаптации детей в Домах ребенка.Использование метода телесной терапии для успешной адаптации малышей.Игровые упражнения с детьми раннего возраста....

Статья "Условия успешной адаптации ребёнка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению"

Условия успешной адаптации ребёнка  к дошкольному образовательному учреждению...