Консультация для воспитателей ДОУ "Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"
консультация
Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида
«Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира»
Е.И. Тихеева
Слайд №1.
Уважаемые коллеги! Услышанное вами высказывание принадлежит Елене Ивановне Тихеевой, педагогу, ученому Профессору Российского государственного педагогического Университета имени А. И. Герцена
Слайд №2.
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. Мы рассматриваем детский сад как открытую образовательную систему. Необходимым условием социализации является сотрудничество ДОУ с Административными структурами, средствами массовой информации, учреждениями культуры, медицины, спорта. Такое социальное партнёрство помогает достичь единого образовательного пространства. Именно поэтому приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения является социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Сегодня мы обращаемся к личности ребёнка дошкольного возраста и анализу процессов, влияющих на её формирование, через организацию и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности ДОУ, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
Слайд №3.
Основная цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи социально ‐ коммуникативного развития:
1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
3. Становление самостоятельности
4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
5. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.
6. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
7. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Для решения поставленной задачи в дошкольном учреждении ведётся работа по созданию следующих условий:
Слайд №4.
Использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий для усвоения основ культуры человечества.
Цель здоровьесберегающих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
Задачи:
-воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
- закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психо - соматических состояний ребенка, которые будут воспроизводиться в режиме саморазвития;
- воспитывать у ребенка способности к самосозиданию
Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог “взрослой жизни”, не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это
Видыздоровьесберегающихтехнологий:
1. Медико-профuлактические технологии;
2. Физкультурно-оздоровительные технологии;
3. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;
5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования.
Слайд №5 - 6.
Реализация общеобразовательной программы, содержание которой позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными федеральными государственными требованиями.
При построении учебно-воспитательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности и поэтому в общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П»:
- Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
- Приятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».
- Признание – это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он. Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, а так же в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности.
Согласно новым федеральным государственным требованиям основными моделями организации образовательного процесса являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность. Основным средством совместной деятельности выступает общение, поэтому в ДОУ создана единая коммуникативная среда. Важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является партнёрство, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, преобразование реальной жизни. Примерами проектов могут служить проекты социально-ориентированной направленности:
- “Юный краевед”;
- “Здоровый малыш”;
- “Я успешен” (проект повышения социального интеллекта);
- “Наша дружная семья”;
- “Герб семьи”;
- “Я – россиянин”.
Слайд №7 - 8.Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет возможность ребёнку для саморазвития. Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповых помещениях, педагоги могут руководствоваться принципами В.А Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка
1.Открытости; (свободный доступ к игровым пособиям);
2.Гибкого зонирования; трансформируемости
(возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) ;
3.Стабильности-динамичности;
4.Полифункциональности; (возможность разнообразного использования) ;
5.Гендерный подход.
6.Предметная развивающая среда подбирается с учётом принципа интеграции образовательных областей.
Слайд №9.
Обеспечение психологического комфорта ребёнка
в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья; В дошкольном детстве, на наш взгляд, это условие является важной составляющей качественного образования в целом
(спокойная эмоциональная обстановка в семье; распорядок дня; Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды; стиль поведения воспитателя; традиции)
Слайд №10.
Ещё одним важным условием является высокий профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей через курсовую подготовку, семинары-практикумы, круглые столы по данной проблеме, разработку методических рекомендаций для педагогов ДОУ, в которых раскрывалась бы суть проблемы социально-личностного развития ребёнка, методы и пути её оптимизации. Методические формы разнообразны: дискуссии, деловые и ролевые игры, педагогические советы, “Круглые столы”, методические выставки, научно – практические конференции, методические недели, семинары – практикумы. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя, его самоутверждения. Для начинающих педагогов действует “Школа молодого воспитателя.
Слайд №11.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:– семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
– детский сад (в первую очередь воспитатели);
– общество (сверстники, друзья).
По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”.
Деятельность детского сада в целом и каждого сотрудника в отдельности должна быть направлена на реализацию социального заказа родителей, интересов детей. Основным инструментом по его изучению является мониторинг, который организуется в ДОУ в различных формах – анкетирование, беседа, интервьюирование непосредственно при общении и по телефону.
Слайд № 12.
В настоящее время, есть семьи, которые по причинам разного характера не оформляют детей в ДОУ, вследствие чего воспитываются в домашних условиях, а родители, выступающие в роли педагогов, порой не обладают достаточным запасом специальных педагогических и психологических знаний. У родителей отсутствует программа воспитания, в основном оно стихийно. Неправильное отношение родителей к воспитанию детей приводит к серьёзным проблемам в формировании личности ребёнка, нарушениям социальной адаптации. Для разрешения данной проблемы необходимо провести мониторинг по данному вопросу администрацией ДОУ и создать на базе дошкольного учреждения консультативный пункт для родителей детей, не посещающих детский сад.
Основные задачи консультативного пункта:
- Оказание всесторонней помощи родителям детей 5-6 лет, не посещающих дошкольное учреждение в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- Оказание консультативной помощи по различным вопросам воспитания и образования ребёнка;
- Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста;
- Обеспечение взаимодействия между образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей
Заседания консультативного пункта могут проводиться в различных формах:
- Круглый стол.
- Консультации-парадоксы.
- Практикумы.
- Педагогические гостиные.
Консультативный пункт выступает как самостоятельное структурное подразделение образовательного учреждения. Его организация предполагает тесное взаимодействие различных специалистов: воспитателя, музыкального работника, педагога-психолога, медицинского работника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей ДОУ | 639.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание дошкольного образования ФГОС «Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие»
Основная цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Задачи социально ‐ коммуникативного развития: 1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. 2. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. 3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. 4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. 5. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации. 6. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. 7. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 8. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий для усвоения основ культуры человечества . «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский Цель здоровьесберегающих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи . Задачи: -Культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям); - закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психо - соматических состояний ребенка, которые будут воспроизводиться в режиме саморазвития; - воспитывать у ребенка способности к самосозиданию , к овладению психологической самокоррекцией . Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог “взрослой жизни”, не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это Видыздоровьесберегающихтехнологий : 1. Медико-профuлактические технологии; 2. Физкультурно-оздоровительные технологии; 3. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду; 4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка; 5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования.
Реализация общеобразовательной программы При построении учебно-воспитательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности и поэтому в общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П»: - Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми. - Приятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет». - Признание – это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.
Организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса.
Обогащение предметно-пространственной среды Игровая зона
Обогащение предметно-пространственной среды « Театр имузыка » « Уголок безопасности» Патриотическое воспитание « Мини - лаборатория» « Математика и конструирование» « Хохлома» «Литература и развитие речи» «Уголок природы. Экология»
Обеспечение психологического комфорта ребёнка Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в доу . 1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье. Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в доу . Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. 2. Распорядок дня Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей. 3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды : соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и проч. ; 4. Стиль поведения воспитателя. Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в развитии не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка 5. Добрые традиции Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.
Высокий профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения
Агенты социализации
ПРОБЛЕМА. В настоящее время, есть семьи, которые по причинам разного характера не оформляют детей в ДОУ, вследствие чего воспитываются в домашних условиях, а родители, выступающие в роли педагогов, порой не обладают достаточным запасом специальных педагогических и психологических знаний.
Конец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русских Людмила Николаевна «Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия»
«Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия» Русских Л.Н....
Реферат «Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия.»
Реферат по дисциплине “ Педагогика и психология. Воспитательная работа.” на тему«Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального б...
Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Дошкольное образователь...
Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста
Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возрастаКонференция: Развитие детей дошкольного возрастаАвтор: Килина Марина ГеннадьевнаОрганизация: МДОУ д/с «Родничок»Насел...
Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия.
Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло...
Консультация для воспитателей «Педагогические условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. В связи с этим необходим поиск педагогическ...
консультация для педагогов "Методы и приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста" (старший дошкольный возраст)
Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирование трудовой деятельности детей дошкольного возоаста (старший дошкольный возраст)....