Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия.
учебно-методическое пособие
Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”. В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsia_rebenka.docx | 38.62 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ- МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
«СОВЕТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Доклад
Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия.
Выполнила: Зыкова Алёна Юрьевна
Группа: ДО12СС/16
Проверила: Мазяркина Наталья Георгиевна
ВВЕДЕНИЕ.
“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”. В.А.Сухомлинский
Цели доклада:
- Определить сущность понятия «адаптация».
- Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
- Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста.
- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока, что и определило тему моего доклада.
Перед педагогами, психологами, родителями стоит задача: создать такие условия пребывания ребенка в ДОУ, чтобы процесс адаптации («привыкание») малышей к новой социальной ситуации прошел как можно успешнее.
Характеристика понятия "адаптация" и факторы, влияющие на неё.
Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда ребенок впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.
Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.
В современной жизни мы мало уделяем внимания проблеме адаптации, а ведь успешная адаптация ребенка к изменяющимся условиям его существования – залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побед и достижений.
Любая адаптация – это приспособление индивида к новым условиям существования. Адаптация делится на биологическую и социальную.
Биологическая – изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования. Так, в условиях тяжелой адаптации в ДОУ у ребенка возможны замедление речевого, психического развития, и задача логопеда – помочь ребенку в процессе адаптации сохранить и приумножить речевое развитие малыша.
Социальная адаптация – формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе. Речь является при этом очень важным связующим компонентом между детьми.
Цель адаптационного периода – приспособление малыша к новым условиям его существования.
Задачи:
Благополучное изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования.
Благополучное формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе
Виды адаптации.
Адаптацию трехлетнего малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя.
Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо - резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.
Второй тип адаптации – легкая. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации физиологические "срывы" все же возможны.
И последний тип адаптации - средняя, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически "всплакнуть", но ненадолго. Этот период может длиться до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
1.хороший аппетит;
2.спокойный сон;
3.охотное общение с другими детьми;
4.адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
5.нормальное эмоциональное состояние.
К невротическим реакциям, сопровождающим срыв адаптации, можно отнести:
1. рвота;
2. пристрастие к личным вещам;
3. наличие страхов;
4. неуправляемое поведение;
5. стремление спрятаться от взрослых;
6. истерические реакции;
Чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно, рекомендуется начать готовить малыша к саду заранее.
1. Следует рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему мама и папа хотят, чтобы малыш пошел в детский сад (чтобы было интересно, например).
2. Показать ребенку детский сад, понаблюдать за прогулкой ребят, которые уже ходят в садик. Подробно рассказать о режиме детского сада, чтобы ребенка не пугала неизвестность. Для этого следует проконсультироваться с сотрудниками детского сада, чтобы рассказ о режиме дня был правдив, иначе ребенка может ждать разочарование.
3. Поговорить с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Следует проговаривать вместе с ребенком модели поведения, тогда малыш будет чувствовать себя увереннее.
4. Научить ребенка знакомиться с другими детьми, вместе играть, обмениваться игрушками, прощаться.
5. Следует в присутствии ребенка не выказывать своих страхов по поводу детского сада, не давать знакомым высказываться критически в отношении принятого вами решения отдать ребенка в детский сад. Уверенность родителей в правильности своего решения вселяет уверенность в ребенка, что все будет хорошо.
В период адаптации необходимо эмоционально поддерживать малыша, чаще обнимать его, больше общаться.
Таким образом, адаптация малыша к детскому саду – очень сложный и ответственный процесс. Главнее в нем – не навредить ребенку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию.
И чтобы малыш чувствовал себя комфортно, в первое время следует как можно раньше забирать ребенка домой, чтобы он привыкал к новому окружению постепенно, приложить все усилия, чтобы создать спокойный, бесконфликтный климат в семье, необходимо в выходные дни организовывать дома такой же режим, как и в детском саду. И, конечно, родители ребенка должны тесно сотрудничать с воспитателями, психологом и логопедом детского сада.
Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Заключение.
Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русских Людмила Николаевна «Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия»
«Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия» Русских Л.Н....
Успешная адаптация ребенка раннего возраста к условиям образовательного учреждения.
Адаптация – это процесс приспособления организма к изменяющимся факторам, в частности к обстановке.Для ребёнка посещение детского сада — это стресс. Незнакомые люди, новый детский коллектив,...
Реферат «Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия.»
Реферат по дисциплине “ Педагогика и психология. Воспитательная работа.” на тему«Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального б...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Статья "Условия успешной адаптации ребёнка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению"
Условия успешной адаптации ребёнка к дошкольному образовательному учреждению...
Взаимодействии педагогов с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.
К вопросу о взаимодействии педагогов с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению....
Адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению
консультация для родителей группы раннего возраста...