Деловая игра с родителями в старшей группе «Воспитываем добротой» Подготовила: Челухина Наталья Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории. Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И задача взрослых состоит в том, чтобы воспитывать у них потребность совершать добрые поступки. Что такое доброта? На этот вопрос ответ можно найти в толковом словаре Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. Выделяют семь основных «ступеней» доброты. Предлагаю вам их определить в ходе деловой игры. Для этого я вас попрошу разбиться на две команды. 1 задание. Итак, что такое «Дружелюбие»? Прошу высказаться первую команду. Согласна ли вторая команда с этим определением? . Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям. Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях. Отзывчивость – готовность помогать другим людям. Совесть – нравственная ответственность за свои поступки. Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль. Благородство – высокая нравственность, самоотверженность. 2 задание выполним устно. Вопрос первой команде. Ответьте на такой вопрос: Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете самыми эффективными? А. физическое наказание. Б. воспитание на положительных примерах. В. лишение развлечений и подарков. Вопрос второй команде. Выберите утверждение, с которым вы согласны: А. ребенок ни когда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его. Б. насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребенка, вызывают чувство протеста. В. негативные реакции ребенка надо подавлять для его же пользы. 3 Задание. Русский народ сложил много пословиц и поговорок о добре, доброте. Давайте вспомним их. Я начну фразу, а вы закончите ее. . «При солнышке тепло, а при матери добро» •«Доброе слово лечит, злое калечит» • «Добрая слава лежит, а худая бежит» •«Добрые вести прибавят чести» •«Доброта без разума пуста» •«Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила» •«Делай другим добро – будешь сам без беды» •«Добрый человек в добре живет век» •«Добрые умирают, да дела их живут» •«Красота до вечера, а доброта навеки» •«Живи добрее, будешь всем милее» А какие поговорки вы еще знаете? 4 задание. Для закрепления детьми добрых вежливых слов предлагаю игру «Словарь вежливых слов», в которую вы сможете поиграть вместе с детьми. Играет первая команда. - Растает ледяная глыба от слова теплого… (спасибо) - Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день) - Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо) Играет вторая команда. - Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте) - В России, Белоруссии, и в Дании на прощание говорят… (до свидания) - Когда нас бранят за шалости, говорим… (прости, пожалуйста) 5 задание. Теперь немножко расслабимся. При общении с детьми родителям важно владеть собой, регулировать свое поведение, чувства. И все это ярко выражается через слово и мимику. Задание 1-й команде: Произнесите фразу «Иди сюда»громко, возмущенно, радостно, таинственно. Задание 2-й команде: Скажите «Молодец»тихо, ласково, удивленно, радостно. 6 задание. Для определения отношений родителей и детей предлагаю дома провести с ребенком мини-эксперимент «куда сядет ваш ребенок» (тест Ж. РЕНЕ) : 1. Если ребенок безоговорочно садится у телевизора рядом с мамой, то папе стоит задуматься о своих отношениях с ребенком. 2. Если сел между родителями – радуйтесь, он относится к вам примерно одинаково. 3. Если сел отдельно на стул или забился в угол кресла, дивана – надо бить тревогу. Ребенку в семье одиноко и дискомфортно. Уделите ему больше внимания и любви. 7 задание. В сказках тоже живут добрые герои, которые совершают добрые дела и поступки. Задание первой команде. Назовите добрых сказочных героев. - Иван – царевич, золотая рыбка, Дюймовочка, Красная Шапочка, Золушка, Морозко, Мальвина. Задание второй команде. Назовите песни о добрых поступках – песенка Львенка и Черепахи, «Дружба», «Песенка друзей», «Как положено друзьям», «Вместе весело шагать», «Антошка», песенка Чебурашки, «Пропала собака», «Веселые путешественники», «Улыбка». 8задание. В жизни в общении, отношениях с детьми бывают разные ситуации, которые требуют обдуманного поступка от родителей. Предлагаю обыграть первой команде ситуацию, а второй команде найти правильный выход из нее. «За Димой в сад пришла мама. Он радостно рассказывает ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили! » Мама: «А почему у тебя вся одежда грязная? » Дима: «Мама, воспитатель сказала, что я очень старался! » Мама: «Сколько раз тебе говорила, на улице не играй в песок, вечно грязный! », Дима: «А я еще дома попробую такую же сделать», Мама: «Вот и пойдешь, как свинья, грязный» Родители, почему диалог не состоялся? (ответы, обсуждение) . Ситуация для второй команды. «Играют два мальчика. Володя любит только главные роли. Сейчас он – лётчик. Серёже тоже хочется быть лётчиком. Назревает конфликт. Как выйти из этой ситуации маме? » 9 задание. Подводя итоги нашей деловой игры, давайте зачитаем заповеди по цепочке по одному из каждой команды. • Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. • Не думай, что ребенок принадлежит только тебе, он не твоя собственность. • Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему. Это закон благодарности. • Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет. • Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему тяжело не меньше, чем тебе. А, может, и больше, потому, что у него нет еще привычки и опыта. • Не унижай! • Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь, но не делаешь. • Помни – перефразируя одного человека, сказавшего это об Отечестве – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. • Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы сделали твоему. • Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой. Итог. В заключение подведем итоги. Обе команды справились с заданием. Это говорит о ваших знаниях в воспитании детей. А в помощь в воспитании доброты в наших детях я вам предлагаю небольшую памятку. Пусть вашим детям будет с вами и с нами хорошо, пусть они учатся у нас добру, человечности, и растут хорошими и чуткими людьми. В древности, когда хотели поблагодарить человека за добрые дела, говорили: «Спаси вас Бог! » Постепенно «Спаси вас Бог! » превратилась в короткое «Спасибо». Я говорю вам Спасибо!
|