«Раннее выявление проблем в развитии ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи»
статья по коррекционной педагогике по теме
…Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ».
Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих руках!» – ответил мудрец…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolobkova_t._a._ns.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Раннее выявление проблем в развитии ребенка:
взаимодействие ДОУ и семьи»
Существенным признаком качества современного дошкольного образования является налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, включение родителей в учебно-воспитательный процесс не только как равноправных, но и равноответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка. Это и послужило разработать систему взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах раннего выявления проблем в развитии каждого ребенка.
В основу системы работы положена практическая помощь семьям, работу, которой можно разделить на три блока:
- Просвещение родителей в плане психологического развития. (Работа «Школы молодых родителей», «Работа с трудными семьями», взаимодействие с ПМПК.)
Обратив внимание на речевое развитие детей раннего возраста своевременно, можно добиться решения более половины проблем в развитии ребенка в будущем.
Ранний возраст является уникальным и стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Именно поэтому в работе с родителями детей раннего возраста используем блок «Школа молодого родителя» с целью ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи молодым семьям. (табл. 1)
Таблица1
План работы «Школы молодого родителя»
«Адаптация ребенка в детском саду» | Психологический тренинг | октябрь |
«Этика и эстетика семейного быта» | Круглый стол (решение педагогических ситуаций) | ноябрь |
«Семейный кодекс-документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и гражданского законодательства» | Консультация | декабрь |
«Учим детей правильно говорить» | Консультация | январь |
«Легко ли быть папой?» | Круглый стол | февраль |
«Особенности организации питания детей раннего возраста в ДОУ» | Консультация | февраль |
«Если ребенок капризничает» | Консультация | март |
«Виды социальной помощи семьям» | Консультация | апрель |
«Воспитание самостоятельности и КГН у детей» | Консультация | май |
Работа с «Трудными семьями» проводится для решения следующих задач:
1. Проведение профилактических мероприятий, направленных на своевременное выявление неблагополучных условий, в которых живет и воспитывается дошкольник.
2. Совместно с правоохранительными органами и общественными организациями устранять неблагоприятные условия пребывания ребенка в отрицательной среде обитания.
3. Осуществлять контроль за жизнью и воспитанием ребенка в неблагоприятной семье, давать конкретные советы по улучшению условий воспитания. (табл.2)
Таблица 2
План работы с «Трудными семьями»
Выявление неблагополучных семей в дошкольном учреждении, выяснить причину неблагополучия. | сентябрь, октябрь |
Посещение семей воспитателями, медиками, педагогом-психологом, заведующей, старшими воспитателем. | в течение года |
Наблюдение за семьями, выявление психического напряжения и невротических тенденций | в течение года |
Приглашение родителей на совместные мероприятия в дошкольном учреждении. | в течение года |
Оформление папок-передвижек: «Воспитание в неполной семье», «Нравственный климат в семье», «О единстве требований к ребенку», «Воспитание детей в духе патриотизма» | декабрь, февраль, апрель |
Беседа с родителями на тему: «Права и обязанности родителей по воспитанию детей», «Влияние внутрисемейных отношений на детей», «Почему ребенок становится «трудным» | в течение года |
Приглашение по необходимости в детский сад юриста, врача-психоневролога, инспектора по делам несовершеннолетних. | в течение года |
Тренинг семейных взаимоотношений «Вместе с мамой» | систематически |
Распространение положительного семейного опыта воспитания детей | в течение года |
Диагностика детско-родительских отношений (автор Вагерстелина) | систематически |
Тесное взаимодействие осуществляется с центром диагностики и консультирования.
ПМПконсилиум образовательного учреждения:
- выявляет детей с проблемами в развитии;
- оказывает педагогическую помощь;
- направляет детей в следующих случаях: при возникновении трудностей диагностики; в спорных и конфликтных ситуациях; при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализи-рованной психолого-медико-педагогической помощи;
- информирует ПМПК соответствующего уровня о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи; о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного учреждения: об эффективности рекомендаций ПМПК.
- Внутригрупповое общение детей (эффективность взаимодействия в межличностной деятельности).
Этот блок представлен в нашем ДОУ организацией работы «Адаптационной группы «Топотушки», «Центра консультативной поддержки» при работе с неорганизованными детьми.
«Адаптационная группа «Топотушки» (от 1, 6 до 3 лет)
Программа педагогов разработана на основе следующих технологий: Пятница Т.В. «Система коррекционного воздействия при моторной алалии», Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», использована программа Е. Железновой и С. Железнова «Музыка с мамой».
Цель: установление эмоционально - положительного контакта взрослого с ребенком, формирование у детей мотивации к общению между собой, создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности. Группу посещают дети, не посещающие ДОУ.
Работа с неорганизованными детьми и родителями в условиях ДОУ
Организуя работу консультационного пункта, мы привлекли к активной деятельности всех педагогов и специалистов детского сада: заведующего, воспитателей, учителей-логопедов, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинскую сестру. Практический опыт работы показывает, дети, не посещающие детский сад часто не умеют находить общий язык со сверстниками и незнакомыми взрослыми, а это, несомненно, сказывается на развитии ребенка. (табл. 3)
Цель: приобщать родителей к процессу развития ребенка путем организации содержательного общения с ними в условиях детского сада.
Задачи:
- Формировать навыки общения детей со сверстниками и взрослыми;
- Адекватно оценивать уровень развития своего ребенка;
- Вовлекать родителей в жизнь детского сада.
Таблица 3
План работы с неорганизованными детьми
Выявление и составление списков неорганизованных детей | 1 квартал |
Встречи родителей с администрацией Учреждения (индивидуальные и родительские собрания) | в течение года |
Организация работы персонального сайта учреждения для консультирования родителей специалистами ДОУ · старшего воспитателя · учителя-логопеда · педагога – психолога · музыкального руководителя · инструктора по физической культуре | в течение года |
Выпуск наглядно - информационных материалов · памятки, · буклеты, · газеты, · презентации | в течение года |
Организация работы в условиях ДОУ · День открытых дверей · Организация НОД с детьми · Семейный клуб «Будь здоров» · Консультирование родителей специалистами МБДОУ | в течение года |
- Индивидуальная работа представлена организацией работы «Мини-центра», кружка «Азбука общения»
«Мини-центр»
Цель: индивидуальная коррекция звукопроизношения ребенка, способствовать адаптации ребенка в социуме через общее речевое развитие, сформировать предпосылки для овладения правильным произношением звуков родного языка через развитие фонематического слуха, постановку речевого дыхания, развитие подвижности органов артикуляции.
Кружок «Азбука общения»
Программа педагога разработана на основе программы С. С. Бычкова «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников», В.А. Петровского «Учимся общаться с ребёнком».
Цель: Обучение умению слушать и слышать собеседника. Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого ребенка. Учить гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении. Развивать способность делиться своими переживаниями.
Таким образом, система сотрудничества педагогов и родителей в ДОУ складывается из следующих компонентов:
- Организация системного обучения родителей воспитанию детей и навыкам жизни в семье.
- Сочетание различных форм работы с семьёй.
- Разработка инструктажей и рекомендаций по вопросам воспитания детей через оформление специальных стендов для родителей.
- Оказание педагогической помощи, поддержки родителям через разнообразные формы и методы взаимодействия.
- Накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций по воспитанию детей.
- Развитие умения правильного поведения в определенных ситуациях с пользой для всей семьи.
- Эмоциональная поддержка родителей, обмен опытом в воспитании детей.
Педагоги регулярно проводят социологический анализ контингента семей воспитанников и их родителей, что помогает установлению согласованности действий, единства требований к детям, организации разных видов детской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д
Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...
ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д
Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...
ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д
Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...
раннее выявление задержки речевого развития
любую болезнь легче предотвратить, нежели лечить. Эта поговорка применима и к речевому развитию мпалышей....
Школа передового педагогического опыта. Социально-личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)
Советы психолога " Упрямство и капризы"...
Музыка как средство развития ребенка, Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка.
Консультации для родителей...
«Раннее выявление, сопровождение и развитие детей с особенностями в развитии»
Дети с ОВЗ – это категория детей, имеющих физические или психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ; нуждающихся в особенных условиях обу...