«Раннее выявление, сопровождение и развитие детей с особенностями в развитии»
статья по коррекционной педагогике
Дети с ОВЗ – это категория детей, имеющих физические или психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ; нуждающихся в особенных условиях обучения и непрерывном их сопровождении людьми со специальным образованием.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Пичаевский детский сад «Березка»
Пичаевского района Тамбовской области
Сообщение из опыта работы:
«Раннее выявление, сопровождение и развитие детей с
особенностями в развитии»
старшего воспитателя
Кретовой Л.И.
Пичаево
2020
Дети с ОВЗ – это категория детей, имеющих физические или психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ; нуждающихся в особенных условиях обучения и непрерывном их сопровождении людьми со специальным образованием.
На базе МБДОУ «Пичаевский детский сад «Березка» функционирует логопункт. В него дети зачисляются, пройдя комиссию ЦПМПК г. Тамбова.
В 2019-2020 учебном году логопункт посещали 12 детей.
Дети занимались с учителем-логопедом по адаптированной образовательной программе.
Организация коррекционной работы в логопедическом пункте осуществляется в учреждении на основании заключений ОПМПК, организуются подгрупповые и индивидуальные занятия для детей с нарушениями речи в условиях логопедического пункта Учреждения. Основной контингент дошкольников в логопедическом пункте составляют дети с ФФН, общим недоразвитием речи II, III уровня, при этом у детей типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи: значительное отставание в проявлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, нарушение звукопроизношения, недостаточность фонематического восприятия.
Устранение речевых дефектов осуществляется учителем-логопедом во время образовательной деятельности (фронтальной, подгрупповой и индивидуальной формах) согласно расписания, утверждённого в установленном порядке.
Все занятия учителя-логопеда планируются в тесной взаимосвязи с работой воспитателей и других профильных специалистов Учреждения.
Такая структуризация педагогического процесса позволяет объединить в рамках каждого блока деятельность конкретных специалистов (музыкального руководителя, педагога-психолога), воспитателей и подчинить их деятельность общей цели и задачам.
Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе.
Задачи психолого - педагогического сопровождения:
- Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей.
- Максимальное содействие обучению в ведущих видах деятельности.
- Содействие личностно-ориентированному пути становления ребенка.
- Подготовка детей к социальным ситуациям развития и взаимодействия.
- Поддержка кризисных особенностей возраста.
- Создание преемственности в деятельности дошкольного и школьного сопровождения.
- Вовлечение родителей в коррекционный процесс, в реализацию их воспитательного потенциала и улучшение социальной ситуации развития детей.
Процесс сопровождения включает в себя:
- создание предметно-развивающей среды;
- материально-техническое оснащение;
- разработку индивидуальных программ воспитания, обучения и развития;
- обязательное обучение родителей педагогическим приемам общения со свои ребенком и приемам развивающих занятий в домашних условиях.
Физическое развитие детей. Воспитатель на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Основное внимание при организации физкультурных занятий направлено на развитие силы и выносливости, которые станут основой качественного физического развития и реализации интересов детей, раскрытия их двигательных способностей и воспитания самостоятельности.
Совместно организованная деятельность воспитателя с детьми.
Воспитатели, организуя ту или иную совместную деятельность детей, ориентируются и на цели общеразвивающего характера, и на конкретные цели, связанные с автоматизацией навыков грамматически правильной речи.
При проведении совместной деятельности используются загадки, подобранные в соответствии с лексическими темами, так как загадки развивают память, логическое, наглядно-образное мышление.
Взаимодействие родителей с детьми.
Цели и развивающие задачи деятельности в рамках этого блока педагогического процесса представляются более специфичными, так как они в значительной части выходят за рамки воспитательно-образовательного процесса в Учреждении, но основная линия взаимодействия родителей с детьми определяется учителем-логопедом и регулируется педагогами, воспитателями. Учитель-логопед задает последовательность отработки речевых навыков в условиях общения родителей с детьми.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляет педагог-психолог.
Результативность психологического сопровождения обеспечивается его содержательно-технологическим междисциплинарным подходом, предполагающим интеграцию педагогических и психологических технологий в процессе коррекционной работы.
В комплексной деятельности педагогов Учреждения участие педагога-психолога крайне необходимо. Его работа включает следующие направления: коррекционно-развивающая работа с детьми по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющими отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций.
Таким образом, взаимодействие педагога-психолога со всеми педагогами, работающими с детьми с ОНР. и его участие в коррекционно-воспитательном процессе позволяют реализовать комплексный подход, направленный на формирование речевой, познавательной деятельности и тем самым обеспечить необходимую готовность детей к обучению в школе.
Важную роль в социально-коммуникативном развитии детей выполняет межведомственное взаимодействие.
Педагоги дополнительного образования ДЮЦ реализуют программы «Уроки милосердия», «Волшебные кисти». Педагоги дополнительного образования ДШИ реализует программы «Ритмика», «Гимнастика», «Хоровое пение».
В детском саду реализовались дополнительные общеразвивающие программы «Речецветик», «Посчитай – ка».
Дети с ОВЗ принимают активное участие во всех конкурсах на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Среди них есть призовые места и победители.
Совместная работа специалистов и воспитателей приводит к положительной динамике развития детей. Эффективность и правильность выбора траектории работы по выявлению, сопровождению и поддержке детей с ОВЗ во многом зависит от каждого педагога, а также от качества организации методической работы в учреждении. Именно она помогает воспитателям в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов по речевому развитию детей
Материал для старших воспитателей ДОУ....
Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста....
«Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов по речевому развитию детей»
Да, речью и умением выражать свои мысли наделен только человек.И русский язык один из богатейших языков в мире. Богат он своей лексикой, средствами выразительности, самобытен и многогранен...
Статья "О необходимости раннего выявления предпосылок речевого недоразвития детей и их коррекция"
В статье говорится о необходимости раннего выявления предпосылок речевого недоразвития...
Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.
Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...
Возрастные особенности психофизического развития детей Характеристики особенностей развития детей от 4 до 5 лет
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а такж...
Презентация "Сенсорное развитие – как основа умственного развития детей. Игры на развитие сенсорного восприятия".
Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Познание начинается с чувств...