«Раннее выявление, сопровождение и развитие детей с особенностями в развитии»
статья по коррекционной педагогике

Любовь Ивановна Кретова

      Дети с ОВЗ – это категория детей, имеющих физические или психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ; нуждающихся в особенных условиях обучения и непрерывном их сопровождении людьми со специальным образованием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Пичаевский детский сад «Березка»

Пичаевского района Тамбовской области

Сообщение из опыта работы:

«Раннее выявление, сопровождение и развитие детей с

особенностями в развитии»

       

старшего воспитателя

Кретовой Л.И.

Пичаево

2020

      Дети с ОВЗ – это категория детей, имеющих физические или психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ; нуждающихся в особенных условиях обучения и непрерывном их сопровождении людьми со специальным образованием.

         На базе МБДОУ «Пичаевский детский сад «Березка» функционирует логопункт. В него дети зачисляются, пройдя комиссию ЦПМПК г. Тамбова.
В 2019-2020 учебном году логопункт посещали 12 детей.
Дети занимались с учителем-логопедом по  адаптированной  образовательной программе.
             

Организация коррекционной работы в логопедическом пункте осуществляется в учреждении на основании заключений ОПМПК, организуются подгрупповые и индивидуальные занятия для детей с нарушениями речи в условиях логопедического пункта Учреждения. Основной контингент дошкольников  в логопедическом пункте составляют дети с ФФН, общим недоразвитием речи II, III уровня, при этом у детей типичными  являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи: значительное  отставание в проявлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, нарушение звукопроизношения, недостаточность фонематического восприятия.

        Устранение речевых дефектов осуществляется учителем-логопедом во время  образовательной деятельности (фронтальной, подгрупповой и индивидуальной формах) согласно расписания, утверждённого в установленном порядке.

Все занятия учителя-логопеда планируются в тесной взаимосвязи с работой воспитателей и других профильных специалистов Учреждения.

Такая структуризация педагогического процесса позволяет объединить в рамках каждого блока деятельность конкретных специалистов (музыкального руководителя, педагога-психолога), воспитателей и подчинить их деятельность общей цели и задачам.

Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе. 

Задачи психолого - педагогического сопровождения:

  1. Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей.
  2. Максимальное содействие обучению в ведущих видах деятельности.
  3. Содействие личностно-ориентированному пути становления ребенка.
  4. Подготовка детей к социальным ситуациям развития и взаимодействия.
  5. Поддержка кризисных особенностей возраста.
  6. Создание преемственности в деятельности дошкольного и школьного сопровождения.
  7. Вовлечение родителей в коррекционный процесс, в реализацию их воспитательного потенциала и улучшение социальной ситуации развития детей.

Процесс сопровождения включает в себя:

  •  создание предметно-развивающей среды;
  •  материально-техническое оснащение;
  •  разработку индивидуальных программ воспитания, обучения и развития;
  • обязательное обучение родителей педагогическим  приемам общения со свои ребенком и приемам развивающих занятий в домашних условиях.

Физическое развитие детей. Воспитатель на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Основное внимание при организации физкультурных занятий направлено на  развитие силы и выносливости, которые станут основой качественного физического развития и реализации   интересов   детей,   раскрытия   их   двигательных   способностей   и     воспитания самостоятельности.

Совместно организованная деятельность воспитателя с детьми.

Воспитатели, организуя ту или иную совместную деятельность детей, ориентируются и на цели общеразвивающего характера, и на конкретные цели, связанные с автоматизацией  навыков грамматически правильной речи.

При проведении совместной деятельности используются загадки, подобранные в соответствии с лексическими темами, так как загадки развивают память, логическое, наглядно-образное мышление.

        Взаимодействие родителей с  детьми.

Цели и развивающие задачи деятельности в рамках этого блока педагогического процесса представляются более специфичными, так как они в значительной части выходят за рамки воспитательно-образовательного процесса в Учреждении, но основная линия взаимодействия родителей с детьми определяется учителем-логопедом и регулируется педагогами, воспитателями. Учитель-логопед задает последовательность отработки речевых навыков в условиях общения родителей с детьми.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляет педагог-психолог.

Результативность психологического сопровождения обеспечивается его содержательно-технологическим междисциплинарным подходом, предполагающим интеграцию педагогических и психологических технологий в процессе коррекционной работы.

В комплексной деятельности педагогов Учреждения участие педагога-психолога крайне необходимо. Его работа включает следующие направления: коррекционно-развивающая работа с детьми по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющими отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций.

Таким образом, взаимодействие педагога-психолога со всеми педагогами, работающими с детьми с ОНР. и его участие в коррекционно-воспитательном процессе позволяют реализовать комплексный подход, направленный на формирование речевой, познавательной деятельности и тем самым обеспечить необходимую готовность детей к обучению в школе.

Важную роль в социально-коммуникативном развитии детей выполняет межведомственное взаимодействие.

Педагоги дополнительного образования ДЮЦ  реализуют программы «Уроки милосердия», «Волшебные кисти». Педагоги дополнительного образования ДШИ  реализует программы «Ритмика», «Гимнастика», «Хоровое пение».

В детском саду реализовались дополнительные общеразвивающие программы «Речецветик», «Посчитай – ка».

Дети с ОВЗ принимают активное участие во всех конкурсах на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Среди них есть призовые места и победители.

Совместная работа специалистов и воспитателей приводит к положительной динамике развития детей. Эффективность и правильность выбора траектории работы по выявлению, сопровождению и поддержке  детей с ОВЗ во многом зависит от каждого педагога, а также от качества организации  методической работы в учреждении. Именно она помогает воспитателям в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов по речевому развитию детей»

Да, речью  и умением выражать свои мысли наделен только человек.И русский язык один из богатейших языков в мире. Богат он своей лексикой, средствами выразительности, самобытен и многогранен...

Статья "О необходимости раннего выявления предпосылок речевого недоразвития детей и их коррекция"

В статье говорится о необходимости раннего выявления предпосылок речевого недоразвития...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Возрастные особенности психофизического развития детей Характеристики особенностей развития детей от 4 до 5 лет

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а такж...

Презентация "Сенсорное развитие – как основа умственного развития детей. Игры на развитие сенсорного восприятия".

 Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.   Познание начинается с чувств...