План занятий клуба для родителей будущих первоклассников.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Поступление ребенка в школу - серьезная стрессовая ситуация, как для ребенка, так и для всей семьи - к этому необходимо готовиться заранее. Именно поэтому я выбрала одну из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями моих детей, будущих первоклассников - лекторий с практическими занятиями и разработкой практических рекомендаций. Изучив литературу по данной теме, я составила план работы клуба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План занятий клуба родителей будущих первоклассников. | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Клуб для родителей будущих первоклассников
Актуальность
Стремительность XXI века внесла значительные коррективы в проблему подготовки детей к обучению в школе. Интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем детей и ростом школьных проблем заставляют образовательные учреждения и родителей искать такие варианты подготовки, которые могли бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию к школе и хотя бы частично разгрузили его на первых, самых сложных этапах обучения.
Поступление ребенка в школу – серьезная стрессовая ситуация как для самого ребенка, так и для всей семьи – к этому необходимо готовиться заранее. Обучение в школе кардинально меняет всю жизнь малыша: он становится учеником, основная деятельность которого – получение знаний. Теперь окружающие предъявляют к нему совсем иные требования. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно. Большинство родителей это понимают, но не всегда правильно представляют, что входит в понятие «готовность к школе». Переживая, что их ребенок может оказаться не готов к школе, родители часто стараются увеличить объем занятий в старшем дошкольном возрасте. В результате ребенок получает немного, зато приобретает психологические перегрузки и стойкое отвращение к обучению в целом и к школе в частности.
Таким образом, проблема готовности, а скорее неготовности к школьному обучению актуальна не только для учителей, принимающих детей в первый класс, и педагогов, на которых непосредственно лежит нагрузка предшкольной подготовки, но и для родителей, которые хотят видеть своих детей успешными в школе. Именно поэтому образовательные учреждения в своей деятельности призваны помочь родителям приобрести необходимые педагогические знания, узнать особенности физического и психического развития ребенка предшкольного возраста, познакомить их с практическими методами работы по подготовке детей к школе. В план работы образовательного учреждения необходимо включить такие мероприятия по педагогическому просвещению, которые наиболее востребованы среди родительского сообщества.
Одной из наиболее эффективных форм сотрудничества, обеспечивающей содержательное взаимодействие с родителями будущих первоклассников, является лекторий (с практическими занятиями и разработкой практических рекомендаций).
На первом родительском собрании в подготовительной группе, родители задали вопрос «Что такое готовность детей к школе?». Я сделала вывод, что не могу ответить на этот вопрос коротко, и предложила родителям организовать «Клуб родителей будущих первоклассников», на занятиях которого я подберу материал и раскрою наиболее важные проблемы подготовки детей к обучению в школе.
Изучив литературу по данной теме, я остановилась на пособии кандидата филологических наук, доцента, заведующей кафедрой дошкольного образования О.В.Бережновой «Работа с семьей при подготовке детей к школе», где представлен опыт работы, который помог мне составить план работы клуба.
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах формирования готовности детей к школе, а именно:
Задачи:
- В развитии у детей когнитивных функций (свойств и видов внимания, слухоречевой памяти, наглядно-образного мышления, мыслительных операций классификации и обобщения, умения выделять существенные признаки, зрительного, пространственного и слухового восприятия, воображения, связной речи);
- В формировании пространственных и пространственно-временных представлений;
- В обогащении и уточнении словарного запаса детей, расширении кругозора и осведомленности;
- В совершенствовании фонематического восприятия и формирования основ звукового анализа и синтеза;
- В развитии мелкой моторики руки, зрительно-моторной координации;
- В формировании компонентов произвольной регуляции (умения действовать по словесной инструкции взрослого, по заданному образцу), произвольности психических процессов;
- В формировании учебной мотивации, развитии любознательности.
Предполагаемый результат:
- освоение родителями конкретных умений в воспитании своего ребенка;
- изменение места, которое занимают дети в жизни родителей;
- улучшение взаимоотношений родителей с ребенком, их лучшее взаимопонимание;
- осознание родителями значимости своей воспитательной деятельности;
- появление родительской ответственности.
Каждое занятие сопровождается презентацией. Для родителей я готовлю памятки-буклеты. Для детей интересные задания, небольшие подарки. В основном это книги по теме занятия.
Тематический план клуба родителей
будущих первоклассников.
Блок | Тематика занятий | Примерное содержание | Работа родителей с детьми |
Психофизиологи-ческая готовность | Занятие 1. Особенности психо-физической готовности детей к школе а) развитие мелкой моторики руки; б) нужно ли учить писать до школы; в) игры и упражнения для развития мелкой моторики руки и графических навыков. | Беседа о психофизиологической готовности детей к обучению, тесты для определения уровня развития мелкой моторики руки, рекомендации по подготовке руки ребенка к письму, упражнения для развития графических навыков. | 1.Показательные упражнения с шариками Су-Джок. 2.Упражнение с мячом «Летит мой мяч» 3.Тепплинг-тест. 4.Нарисуй круг. 5.упр. Дорожки. 6.Штриховка. |
Психолого-педагогическая готовность | Занятие 2. Что такое произвольность? а) произвольная регуляция; б) зачем нужно развивать внимание; в) формирование предпосылок учебной деятельности; г) развитие произвольности поведения и внимания. Занятие 3. Развитие психических процессов в старшем дошкольном возрасте. а) развитие мышления и памяти детей; б) развитие математических представлений у дошкольников. Занятие 4. С чего начинать обучение грамоте в семье. а) нужно ли учить читать до школы; б) первые правила для успешного обучения чтению дошкольника; в) развитие причинно-следственных связей. | Беседа (раскрытие понятия «произвольность поведения», влияние на обучение детей, формирование компонентов произвольности поведения, развитие внимания), тесты для определения уровня развития произвольности поведения и внимания; игры и упражнения для развития произвольности. Беседа о психических процессах и элементарных математических представлениях дошкольника, необходимости и возможностях их развития; тесты для определения уровня сформированности математических представлений и психических функций. Беседа о необходимости и возможностях обучения грамоте до школы, развитие фонематического восприятия, слухо-речевой памяти, основ звукового анализа и синтеза. | 1.Игра «Поставь знаки правильно» 2.Игра "Бывает - не бывает" 3."да" и "нет" не говорите. 4.«Корректурная проба». 5.«Я увидел в лесу…» 6. «Пчелка». 7.«Найди отличие» 8.«Цифры». 9.Антонимы 1.Назови целое. 2.Слуховая память. 3.Назови слово. 4.Загадки. 5.Зрительная память. 6.Игра с геометрическими формами в кругу. 7.Сделай как я. 8.Опиши соседа. 9.Числовой ряд. 1.Алфавит. 2.Чтение слогов. 3.Игра на букву Б. 4.Игра «Тело-буква». 5.Найди пару. 6.Корректурная проба. 7.Звуковая цепочка. 8.Чтение лесенок. 9.Стихи-загадки о буквах. |
Социально-личностная готовность | Занятие 5. Социально-личностная готовность к школе. а) что такое социально-личностная готовность ребенка к школе; б) внутренняя позиция школьника; в) как прожить хотя бы один день без нервотрепки. Занятие 6. Развитие коммуникативных навыков. Роль семьи в развитии коммуникативных навыков ребенка. | Беседа о внутренней позиции школьника как новообразовании дошкольного детства, тест для оценки уровня тревожности родителей и детей, рекомендации родителям, элементы тренинга мышечного расслабления. Беседа о социальном и личностном развитии будущих первоклассников, тесты, рекомендации по развитию навыков общения и стратегии позитивного оценивания. | 1.Тест «Лесенка». 2.Анкета для родителей. 3. Игра «Браво». 4. Игра «Отдам то, что есть у меня». 5. «Найди отличия». 6.Игра «Улыбайся веселей». 7. «Что я буду делать в школе» - игра с мячом. 1.Тест «Балл по поведению». 2.Игра «Море волнуется…» 3.Игра «Хорошо-плохо». 4.Игра «Рассмеши друга». 5.Игра «Отгадай эмоцию». 6.Игра «Мозговая атака». 7.Игра «Все вместе». |
Школьная адаптация | Занятие 7. Что такое адаптация к школе? а) как помочь ребенку в период школьной адаптации; б) школьные неврозы и их диагностика; в) 10 заповедей для мамы и папы будущего первоклассника. | Беседа (раскрывается понятие адаптации, стадии школьной адаптации, пути поддержки в период адаптации, пути предупреждения и коррекции школьных неврозов). | 1.Игра «Я радуюсь, когда…». 2.Игра «Доскажи словечко». 3.Игра «Бывает- не бывает». 4.Игра «Скажи наоборот». 5. «Найди пару». 6.Игра «Что не дорисовано». 7.Игра «Поставь знаки». |
Литература:
О.В.Бережнова «Работа с семьей при подготовке детей к школе» (лекторий для родителей будущих первоклассников), С.-П. «Детство-Пресс», 2011г
Р.Н. Ситдикова «Опережающее обучение ребенка», Челябинск, 2012.
Р.Н. Экгардт «Книга для обучения детей быстрому чтению», Челябинск, 2012.
Ю.А.Афонькина, О.Е.Борисова, Т.Э.Белотелова «Развитие умения управлять собой» (цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет), Волгоград, 2014г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью» с использованием ИКТ
Задачи: Развитие коммуникативных умений родителей. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником. Расширение возможностей понимания своего ребенка. Развитие уме...
Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью» с использованием ИКТ
Задачи:Развитие коммуникативных умений родителей.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.Расширение возможностей понимания своего ребенка.Развитие умения осмысливать сво...
Занятие клуба родителей будущих первоклассников «Уже не малыш, еще не школьник»
Совместное занятие родителей и воспитанников подготовительной к школе группы, целью которого является формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу,...
Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью» с использованием ИКТ
Задачи:Развитие коммуникативных умений родителей.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.Расширение возможностей понимания своего ребенка.Развитие умения осмысливать сво...
Родительское собрание «Тренинг-занятие для родителей будущих первоклассников».
Родительское собрание «Тренинг-занятие для родителей будущихпервоклассников».Разработала: Латыпова А.Мвоспитатель МБДОУ «ЦРР - детский сад № 31»Задачи:Развитие коммуникативных умений родителей.Выработ...
Тренинг-занятие для родителей будущих первоклассников
Под готовностью к школьному обучению понимают тот уровень физического и психологического развития, при котором требования системного обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического ра...
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...