Духовное и нравственное - патриотическое воспитание дошкольников.
статья (младшая группа) на тему
Статья посвящена приобщению к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в условиях - семьи и дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_artemenko_e.a.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Булгакова А.Н.,
воспитатель
Артеменко Е.А.,
воспитатель
МАДОУ «Детский сад
комбинированного
вида № 32 «Журавушка»
г. Губкин
Белгородская область
Духовное и нравственное - патриотическое воспитание дошкольников.
Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания и развития подрастающего поколения в современном мире – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными и нравственными. Сегодня в обществе распространенными явлениями стали цинизм, агрессивность, неуважение к старшему поколению. Поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Значимость формирования уже в период дошкольного детства гражданской принадлежности, воспитание любви к Родине, гордости за её достижения, патриотических чувств, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках подчёркивается в Федеральных государственных образовательных стандартах ДО к структуре примерной общеобразовательной программе дошкольного образования, где выделена образовательная область «Познавательное развитие». Содержание данной области направлено на достижение целей духовного и нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Духовное и нравственно – патриотическое воспитание дошкольников – это воспитание у детей любви к городу, краю, стране, традициям и культуре страны, в которой он родился и живет, это умение любить окружающую природу, уважать, изучать культуру и чтить традиции другого народа. Если ребенок не будут знать своих корней, тогда из него, к сожалению, вряд ли вырастет человек, который будет любить, ценить, уважать семью, свой дом, свою малую Родину.
Дошкольное детство - уникальный период в нравственном развитии. Осваивая огромное количество информации о людях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается к духовно - нравственным ценностям. Основу духовно - нравственного потенциала определяет система ценностей, мотивов, установок поведения ребёнка в социальной сфере. Духовность - это интегрированное свойство личности, Это высшее проявление воспитанности, сугубо нравственная деятельность.
Приобщение к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в первую очередь зависит от двух важнейших социальных институтов детства - семьи и дошкольного учреждения. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. А ведь ценности в атмосфере семьи и социальные отношения в дошкольном учреждении определяют основы нравственного, физического и интеллектуального развития ребёнка, выражающиеся в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения и проявляется в поступках человека.
Кроме того, как показывает опыт, родители не только приобщают детей к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приёмы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов с обсуждением нравственных или безнравственных качеств героев, бесед на нравственные темы, не исключается и внушение, объяснение, установление причинно - следственных связей между поступком ребёнка и результатом. Педагоги делают выводы о взглядах родителей на духовное и нравственно – патриотическое воспитание дошкольников, так как важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей пригодится.
Для формирования начал духовно-нравственного и патриотического развития, педагоги знакомят детей с произведениями художественной литературы. Дошкольники усваивают, что есть добро на основе сравнения со злом, что называют состраданием (милосердием) на примере бездушия, а также о таких нравственных понятиях как взаимная поддержка, взаимовыручка, взаимопомощь в сравнении с себялюбием (индивидуализмом). Хороший воспитательный эффект дают этические беседы с дошкольниками - действенное средство нравственного воспитания. Темы этических бесед включают ведущие для детей понятия: «Моя мама», «Моя семья», «Наши добрые дела», «Прощение и обида», «Послушание и упрямство», «Милосердие и жестокость», «Дружба и вражда», «Родина и чужбина», «Память»
Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играют разработанные учебно – наглядные пособия, такие как «Дерево добрых дел и поступков», «Теремок», которые помогают детям преодолеть свои недостатки и воспитывают стремление к выполнению нравственных правил и норм поведения. Принцип работы пособия таков: на этом дереве есть своя веточка у каждого ребёнка группы, на которой помещена его фотография. Постепенно на дереве вырастают листочки, которые символизируют добрые дела и поступки детей. А когда на нём появляются плоды, это свидетельствует об устойчивом следовании ребёнком нравственных правил. Сказочные персонажи то радуются, то грустят около «Дерева добрых дел и поступков», вызывая ответную реакцию детей.
Учитывая содержание духовно-нравственных и патриотических норм в работе с детьми дошкольного возраста, педагоги знакомят их с русскими народными сказками, с фольклором (песенки, потешки, прибаутки), со старинными обрядами и ритуалами, включая их в разнообразные семейные праздники, а также проводят различные профессиональные и тематические праздники (Пасха, Масленица, Рождество), День защиты детей, День Победы
При проведении занятий по актуальным проблемам духовно-нравственного и патриотического воспитания под названием «Уроки доброты», педагоги воспитывают в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми, в стремлении их к добру и неприятию зла.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении детьми вечных духовно-нравственных ценностей, помогающих с честью пройти жизненные трудности и испытания, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.
Список литературы:
1.Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: 2004, 253 с.
2.Киркос, Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. Санкт-Петербурт.: 2005, 222 с.
3.Куломзина, С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. М.: 2008, 192 с.
4.Петрова, В.И.; Стульник, Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика - Синтез, 2008, 70 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад из опыта работы на тему "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...
Фотоотчёты о проведении мероприятий по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Представляю Вашему вниманию презентацию к докладу из опыта работы на тему: "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое во...
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»
Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...
Инновационный проект, приуроченный к году семьи в Российской Федерации, по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья – моя Родина!»
Семья – источник вдохновения,Где рядом взрослые и дети,В семье от всех невзгод спасение,Здесь друг за друга все в ответе.О. В. ТокмаковаАктуальность темы. 2024 – год в России объявлен годо...