ДЕТИ В ПЕСОЧНИЦЕ
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В статье представлено значение развивающих игр с песком,
как арт – терапии для гармонизации психо-эмоционального состояния ребенка, раскрыты особенности использования педагогического арт – метода в использовании песочной терапии в условиях дошкольного образования, актуализируются возможности песочной терапии для решения образовательных, коррекционно-развивающих, воспитательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дети в песочнице | 30.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТИ В ПЕСОЧНИЦЕ
ИЛИ
ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ
Семенова Ирина Юрьевна
Лесман Людмила Евгеньевна
Колонистова Ирина Геннадьевна
Педагоги дошкольного образования
ГБДОУ детского сада № 30
Кировского района Санкт - Петербурга
В статье представлено значение развивающих игр с песком,
как арт – терапии для гармонизации психо-эмоционального состояния ребенка, раскрыты особенности использования педагогического арт – метода в использовании песочной терапии в условиях дошкольного образования, актуализируются возможности песочной терапии для решения образовательных, коррекционно-развивающих, воспитательных задач.
В современном мире образования одним из основополагающих требований Федерального Образовательного Стандарта (ФГОС) является не только охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, но и в том числе их эмоционального благополучия. Это определяет здоровьесберегающую и здоровьесохраняющую направленность дошкольного образования в целом.
Здоровье взрослого человека в большей его части определяется условиями его формирования в детском возрасте. Именно с раннего возраста нужно приобщать ребенка заботиться о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность в собственном развитии и самосохранении, поддерживать развивать эмоциональную сферу, воспитывать чувство понимания и сострадания к ближним. Здоровье – это целенаправленная работа на всю жизнь.
Здоровый образ жизни уже нельзя рассматривать только через организацию правильного питания, соблюдения режима дня, культурно-гигиенических навыков, закаливания, занятий спортом, отказом от вредных привычек и т.д. В мегаполисах, где ребенок становится все более непонятым и страдает от нехватки внимания и ласки со стороны близких ему людей, одним из главных вопросов здоровьесбережения становиться гармонизация психо - эмоциональной сферы ребенка.
Одним из методов в становлении гармонизации психо - эмоционального состояния ребенка становиться в реализации дошкольного воспитания песочной арт – терапия, как «терапия искусством».
Реализация песочной терапии требует не только определенного насыщения предметно пространственной среды группы ДОУ, в которой учтена индивидуальная и групповая работа детей с пеком, но и компетентного педагога.
Большое значение имеет работа с родителями воспитанников по ознакомлению с возможностями и методами работы педагога с детьми: проведение мастер-классов, анкетирования, тестирования, ведение консультаций в соцсетях.
Для осуществления работы в групповом пространстве педагогу потребуются: столы для песочного рисования, столы для экспериментирования с песочным наполнением, деревянные или пластиковые ящики (подносы) с наполнением. Также работа педагога с детьми проводятся в песочнице на прогулочном участке группы детского сада.
Обязательным компонентом для работы в «песочнице» – фигурки или их изображения. Их разнообразие безгранично, но существует перечень обязательных объектов: люди, животные, символы социализации (машины, предметы быта и т.д.), растительный мир, символические предметы (бусинки, ракушки и т.д.).
Формы работы, через которые реализуются на практике песочная терапия: самостоятельная игра; совместная деятельность педагога с детьми (ежедневно, для работы по поставленным тематическим проблемным ситуациям); индивидуальная работа по выявленным проблемам ребенка; цикл занятий непрерывной образовательной деятельности с детьми (не чаще 1 раз в месяц, чтобы не вызвать чувства «навязанности», а оставить выражение свободного творчества и сотворчества с ребенком).
Все формы работы по реализации песочной - терапии являются интегрированными в социально – коммуникативном, познавательном, речевом и художественно – эстетическом развитии. В любом из выбранных вариантов песочная - терапия помогает раскрыть потенциал ребенка, «вынуть наружу» скрытые переживания.
Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов в работе педагога вводится понятие педагогического арт - метода в рамках реализации песочной терапии. Роль педагога в реализации педагогического метода в большей степени становится наблюдательной, а не корректирующей. Педагогическое направление в арт - терапии понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психическом здоровье личности ребенка, средствами художественной деятельности. Применение педагогических методов песочной терапии дает возможность педагогам научить детей не только возможности выражать волнующие их чувства, но и развить психические и речевые функции детей, помочь процессу индивидуализации и взаимодействию реальности и воображения, социальной адаптации личности и ее поддержке.
Здесь на первый план выходят задачи социализации, развития, воспитания, а не художественного образования. Песочная терапия дает возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Создание песочных композиций в отличии, например от рисунка не требует особых умений. Сделать что-то не так невозможно, это особенно важно для тех детей, чей труд всегда строго оценивается родителями, что в дальнейшем приводит к критической самооценке. Работа с песком в большей степени сводиться к игре, как основой и естественной деятельности дошкольников.
Песочные игры подходят тем, кому трудно выразить свои переживания в слова (на сознательном уровне), или свою внутреннюю тревогу (на бессознательном уровне).
Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит обеспечить наиболее успешное выполнение поставленной перед ним задачи. Дети делают из песка различные постройки, фигуры, фантазируют, придумывают различные фантазийные и реалистические ситуации и с удовольствием рассказывают о своих «песочных сказках». Поэтому такой подход в организации игры с песком соединяет в себе ещё активизацию речевой активности и другие виды деятельности. Объединение всех видов деятельности дает хорошие результаты в развитие и эффективно решает образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи.
Как говорил Ф. Шиллер: «В игре детей есть часто смысл глубокий». Развивающие игры с песком – это современный подход по развитию и здоровьесбережению детей, потому что является доступной формой деятельности для каждого ребенка.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
- Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт – терапия детей и подростков. – М.: Когито-Центр, 2014.
- Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей, и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2014.
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Инновационные формы взаимодействия с семьёй: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом / авт. -сост. Н.М.Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
арт - песочница "Чудеснее песка нет для детей забавы"
Чудеснее песка нет для детей забавы,Его всегда имеется в достаткеТечет он нежно так сквозь руки,Что не сравнить его ни с чем… «Что ты, что ты! А ну-ка пойдём быстро мыть ручки», - ска...
Театрализованное занятие в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной группы.
Пополнение экспрессивной речи словами – антонимами, совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования). Совершенствование звукового и слогового анализа и синтеза слов, ...
Консультация для родителей "Безопасные игры детей в песочнице"
Материал поможет родителям правильно организовать игры детей с песком....
Семинар для воспитателей. «Использование педагогической песочницы, ПЕКС карт в работе с детьми дошкольного возраста. Педагогическая песочница: основные характеристики, использование песочного поля для развития дошкольников»
Консультация для педагогов ДОУ...
Статья в газету "Пустите детей в песочницу"
Статья рассказывает об играх с песком для малышей...
ПРОГРАММА дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию познавательно-речевых способностей у детей: Волшебная песочница»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Северяночка»...
Технологическая карта организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей «Весенняя песочница»
Возрастная группа: средний возраст (4-5)Форма проведения НОД: познавательно-исследовательская деятельностьТехнология: здоровьесберегающаяФорма организации: подгрупповая...
- Мне нравится (1)
Комментарии
К статье об играх с песком.
Спасибо большое за интересную статью. Игры с песком, песочная терапия должна получить повсеместно признание, активное использование, по своей значимости для ребёнка.