Туризм - это спорт, здоровье, познание родного края.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать познавательные способности, нравственные качества и готовить их к жизни.[1] Одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turizm_-_eto_sport_zdorove_poznanie_rodnogo_kraya.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ТУРИЗМ – ЭТО СПОРТ, ЗДОРОВЬЕ, ПОЗНАНИЕ РОДНОГО КРАЯ
Г.Н. Казакова, воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка
– детский сад № 33 «Радуга»,
г. Губкин
Ключевые слова: активный отдых, туризм, физическая подготовленность, познавательные способности, двигательная деятельность, нравственное воспитание.
Люди всегда высоко ценили гармонию силы, интеллекта, духовно–нравственных качеств.
Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать познавательные способности, нравственные качества и готовить их к жизни.[1] Одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками.
Детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у детей сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, трудовая, физическая.
Туризм – это общение с природой и друзьями, познание своей Родины, это постоянные открытия. И не только новых путей, уникальных природных явлений. Главное – это открытие человека. В походе лучше узнаёшь своих спутников и самого себя. В различных природных условиях вырабатываются стойкость, мужество, взаимовыручка и на деле проверяется, что стоит каждый.
В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей. Пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, а также природный материал (шишки, палки, камешки и др.) стимулируют двигательную активность детей. Многократно, без устали и снижения интереса выполняя разнообразные двигательные действия в естественных условиях, ребёнок проявляет творчество, мышечную раскрепощённость.
Опыт походной жизни развивает у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовать свой досуг. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у них интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.[3] Подобное внимание к этому средству физического воспитания не случайно, поскольку использование туризма позволяет не только позитивно влиять на формирование жизненно важных для ребенка умений и навыков, но и активизировать воспитание личности.
Наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные цели:
- оздоровительные
- учебные
- спортивные
- познавательные.
Оздоровительный эффект туризма заключается в сочетании выполнения разнообразных движений с длительным пребыванием детей на свежем воздухе. Кроме того, в походе раскрываются широкие возможности для интеллектуального, экологического, трудового, нравственного, эстетического, эмоционального – всестороннего развития ребёнка. Расширяя кругозор детей, учим видеть их прекрасное, испытывать радость от общения с природой.
Прежде чем отправиться с детьми в дальний туристический поход, необходимо познакомить их с этим увлекательным видом спорта. Для этого разрабатываются серии конспектов, теоретических занятий, через которые дети узнают: кто такие туристы, для чего люди занимаются туризмом, что нужно знать и уметь, чтобы стать туристом. Проводятся практические занятия, на которых дети овладевают умениями правильно уложить рюкзак, двигаться в соответствии с топографическими знаками, пользоваться компасом и маршрутной картой.[2] Туристическая прогулка, как правило, начинается с построения детей, осмотра снаряжения, одежды и обуви, проверки, всё ли необходимое взято. Детям сообщается цель похода – именно так мы называем для них туристическую прогулку. Обязательно стоит напомнить правила поведения в пути.
В физкультурно-оздоровительную работу средства туризма включаются в утренние и вечерние прогулки не менее двух раз в неделю и представлены топографическими прогулками, подвижными играми с включением поисковых ситуаций.
Средства туризма позволили разнообразить активный отдых детей. Физкультурные развлечения с туристской направленностью и туристские праздники организуются в форме игровых комплексов, экскурсий, прогулок-походов.
В содержание прогулок включаются подвижные игры с использованием различных игрушек и мелких физкультурных пособий, а также подвижные игры с правилами. Такие прогулки содействуют выработке стойкости, выносливости, повышению сопротивляемости организма, уравновешиванию деятельности нервной системы, созданию у детей бодрого и весёлого настроения.
Родители воспитанников принимали активное участие в организованных прогулках - походах, что наполнило их новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей воспитанников. Убедились, что туризм - это нечто большее, чем отдых. Туризм - это школа жизни, школа мужества. Каждый поход требовал новых знаний и умений.
Таким образом, двигательная деятельность детей дошкольного возраста, организованная на открытом воздухе усиливает оздоровительный эффект физических упражнений, повышает их двигательную активность.
Именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. Средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей
Литература
1. Бочарова, Н. И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практ. работников дошк. образоват. учреждений. – М.: Аркти, 2004. – 115 с.
2. Бочарова, Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников: Метод. реком. - М.: ЦДЮТ РФ, 1992. - 44 с.
3. Зуева, Н. Н. Кочетова Н. П. Организация дальних туристических походов с детьми дошкольного возраста г. Нижний Новгород, 1999г. - 91с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Развитие основ патриотического самосознания личности старших дошкольников через активное познание родного края".
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников с приложениями....
Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области Познание на тему:«Певец родного края Поэт родного края»
Педагогическое мероприятие по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста....
Проект по развитию детского образовательного туризма: «Робинзоны Родного края».
В настоящее время развитие образовательного (детского и молодежного) туризма в России как одного из направлений культурно-познавательного вида туризма приобретает особую актуальность, становясь од...
Экскурсии и походы, как средство познания родного края.
Презентация. Занятия. Праздники....
Формирование у ребёнка дошкольного возраста представлений о родном крае посредством организации деятельности клуба семейного туризма
Познание родного края является важным в разаитии ребенка....
ТУРИЗМ – ЭТО СПОРТ, ЗДОРОВЬЕ И ПОЗНАНИЕ РОДНОГО КРАЯ
Люди всегда высоко ценили гармонию силы, интеллекта, духовно–нравственных качеств. Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизическ...
Познание родного края с детьми дошкольного возраста через реализацию краеведческой деятельности
Краеведческая деятельность с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, осознат...