"Педагогические условия развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (подготовительная группа) по теме
Результаты психолого-педагогических исследований и практический опыт показывают, что имеющая место подготовка дошкольников к поступлению в школу является недостаточной. Возникла необходимость развития у детей старшего дошкольного возраста мыслительных способностей и личностных качеств, обеспечивающих их успешное обучение. Основным содержательным компонентом подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе выступает формирование у них элементов теоретического мышления. Причем, умственные действия, составляющие содержание теоретического мышления и сформированные еще до начала обучения, должны быть использованы в процессе включения ребенка в учебную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_usloviya_razvitiya_refleksii_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrast.docx | 16.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогические условия развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраст»
Результаты психолого-педагогических исследований и практический опыт показывают, что имеющая место подготовка дошкольников к поступлению в школу является недостаточной. Возникла необходимость развития у детей старшего дошкольного возраста мыслительных способностей и личностных качеств, обеспечивающих их успешное обучение. Основным содержательным компонентом подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе выступает формирование у них элементов теоретического мышления. Причем, умственные действия, составляющие содержание теоретического мышления и сформированные еще до начала обучения, должны быть использованы в процессе включения ребенка в учебную деятельность. Элементы теоретического мышления, составляющие готовность детей к школе, обеспечивают высокую успешность деятельности ребенка в начальных классах школы. Основой теоретического мышления выступает рефлексия. Готовность ребенка к обучению в школе зависит не только от сформированности у него элементов мышления и умственных действий, но также и от способности вступать во взаимодействия с участниками процесса обучения. Эти способности включают в себя рефлексию структуры и содержания взаимодействия. Рефлексия является одной из необходимых способностей личности ребенка в период перехода к новому этапу своей жизни - обучению в школе. Особенности содержания и подготовки рефлексивных способностей детей этого возраста изучены очень слабо. Отсюда вытекает проблема целенаправленного и организованного развития рефлексии у старших дошкольников под руководством педагога. Благоприятные возможности для проведения соответствующей подготовки детей имеются в детских дошкольных учреждениях. Методисты и практические работники нуждаются в теоретической разработке обозначенной проблемы и методических рекомендациях по развитию рефлексии у старших дошкольников.
Для развития старших дошкольников большое значение имеет его коммуникативная рефлексия. Она заключается в способности анализировать основания собственной социально-коммуникативной рефлексии во взаимодействии со взрослым и сверстниками и собственные действия по самооценке. Развитие коммуникативной рефлексии у детей старшего дошкольного возраста является одним из основных условий подготовки их к школе развивающего обучения. Без этого качества детям трудно включаться в напряженный процесс непривычной для них организованной деятельностью. Это качество
помогает активно включаться в педагогические взаимодействия. Психолого-педагогическими условиями развития коммуникативной рефлексии у старших дошкольников являются: применение игры как формы организации взаимодействия со взрослыми; • организация партнерских отношений взрослого с ребенком в процессе игры (взрослый должен ориентироваться на желание ребенка, его самостоятельность и инициативу); • созданием эмоционально-положительного настроя на игру, а следовательно на общение в процессе игры со сверстниками и взрослыми. Развивающие игровые занятия эффективно влияют на процесс развития коммуникативной рефлексии детей старшего дошкольного возраста. Это обусловлено становлением его психофизиологической и социальной зрелости. Формирующий эксперимент и включенные наблюдения показали существенные положительные сдвиги в развитии коммуникативной рефлексии у старших дошкольников в результате применения занимательных коммуникативных игр со взрослым и сверстниками. Создаются качества личности, необходимые для деятельности в школе развивающего обучения.
В условиях специально организованной игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста происходит формирование психологической готовности к школе развивающего обучения путем развития у них рефлексивной способности анализировать результаты собственных действий. При этом у них формируется коммуникативная рефлексия, которая является качеством личности, играющим существенную роль в установлении взаимоотношений и взаимодействий. Для развития старшего дошкольника является значимой его коммуникативная рефлексия. Она заключается в способности анализировать основания собственных действий во взаимодействии со взрослым и сверстниками и собственные действия по самооценке. Эта способность помогает понимать причины и последствия наблюдаемых и собственных действий и превратиться в самостоятельно и сознательно действующую личность. Развитие коммуникативной рефлексии у детей старшего дошкольного возраста, является одним из основных условий подготовки их к школе развивающего обучения, т.е. к такой учебной деятельности, которая требует высокого развития умственных способностей и особенно большого напряжения сил. Конечно же в обычной школе наличие способностей осуществления коммуникативной рефлексии тоже в значительной степени облегчает включение в учебный процесс. Педагогическими условиями развития коммуникативной рефлексии у старших дошкольников являются: • применение игры как формы организации взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Такая форма игры обусловлена тем, что на предстоящем этапе жизнедеятельности старший школьник будет включен в такую
деятельность, в которой будут участвовать вместе с ним его сверстники и один взрослый (педагог); • организация в процессе игры партнерских отношений взрослого с ребенком (взрослый должен ориентироваться -на желания ребенка, его самостоятельность и инициативу). Накопление опыта таких отношений и развитие в них рефлексии пригодится дошкольнику при включении в его будущую школьную жизнь; • создание эмоционально-положительного настроя на игру (а следовательно на общение в процессе игры со сверстниками и взрослыми). Эмоционально-положительный настрой способствует возникновению и закреплению желания действовать по заданному плану и осмысливать организацию, исполнение и результаты деятельности. При этом формируется, проявляется, развивается рефлексия. Эти условия возникают в связи с тем, что в игре ребенок с необходимостью вступает в такие взаимодействия с партнерами, которые влекут его к желаемому результату и поэтому привлекают к себе внимание и возбуждают интерес. Создание в игре взаимодействий, подобных школьным, готовит детей к будущей школьной деятельности. Особую ценность представляет то, что оно готовит к такой школе, в которой создаются особо сложные условия (например, к школе развивающего обучения), требующие особенно тщательной подготовки. Развивающие коллективные игровые занятия эффективно влияют на процесс развития коммуникативной рефлексии у детей старшего дошкольного возраста. Их применение в эксперименте вызвало рост количества детей с высокой общительностью с 40% до 72,5%. Количество детей, у которых сформирована рефлексия как интеллектуальное качество выросло с 55% до 100%. Число выполняющих самостоятельные действия, а не эмоциональные во взаимодействии со взрослыми возросло с 22,5% до 82%. Число проявляющих адекватное понимание своей позиции во взаимодействиях со сверстниками увеличилось с 55% до 95%, а проявляющих рефлексивное отношение к самому себе - с 22,5% до 40,0%. Эксперимент показал, что в развивающих коллективных игровых занятиях создаются качества личности, необходимые для деятельности в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)
СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выступление на педагогическом совете...
Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
для воспитателей...
Психолого-педагогические условия развития интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. ...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАТема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок...
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Модернизация в образовании предполагает ориентацию на развитие созидательной личности, которая обладает толерантностью, гражданской ответственностью, способностью к успешной социализации и с...
Статья на тему « ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТЕ»
В данной статье рассматриваются некоторые особенности и педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста....