«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
материал (старшая группа)
Модернизация в образовании предполагает ориентацию на развитие созидательной личности, которая обладает толерантностью, гражданской ответственностью, способностью к успешной социализации и социальному самоопределению, высокой нравственностью и культурой. Нравственный кризис в современном мире, отчуждение людей от культуры как способа передачи и сохранения ценности, нарушение связей и духовно-нравственной преемственности поколения, трудность социализации, уменьшение воспитательной роли семьи актуализируют проблему последовательного и целенаправленного формирования нравственных отношений личности, основой которой закладываются в дошкольном возрасте, который является важным этапом в становлении морального облика детей, формировании нравственного сознания, развитии его нравственных качеств, приобретении субъектного опыта поведения и деятельности. В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 72.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №26 «Почемучка» городского округа Октябрьский Республики Башкортостан
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила:
Маликова Л. И.
воспитатель МАДОУ
Детский сад №26 «Почемучка»
2020 г.
Содержание
Введение |
1. Теоретические основы проблемы формирования нравственных отношений детей старшего дошкольного возраста. |
|
|
1.3. Организация образовательного процесса в детском саду по формированию нравственных отношений детей старшего дошкольного возраста. |
Заключение |
Литература |
Введение
Актуальность. Модернизация в образовании предполагает ориентацию на развитие созидательной личности, которая обладает толерантностью, гражданской ответственностью, способностью к успешной социализации и социальному самоопределению, высокой нравственностью и культурой. Нравственный кризис в современном мире, отчуждение людей от культуры как способа передачи и сохранения ценности, нарушение связей и духовно-нравственной преемственности поколения, трудность социализации, уменьшение воспитательной роли семьи актуализируют проблему последовательного и целенаправленного формирования нравственных отношений личности, основой которой закладываются в дошкольном возрасте, который является важным этапом в становлении морального облика детей, формировании нравственного сознания, развитии его нравственных качеств, приобретении субъектного опыта поведения и деятельности. В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных поступков личности. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости. Проблема формирования нравственных отношений является одной из самых актуальных и сложных социально-педагогических проблем.
В истории образования и педагогической мысли накоплен большой арсенал работ, которые посвящены проблеме формированию нравственности (В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, Д. Локк, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, Л.В. Максимов, А.А. Гусейнов, А.В. Разин, Н.В. Мельникова, К.В. Макарова, Л.М. Попов, Н.И. Непомнящая, Н. А. Ветлугина, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковский и др.), представляющие большой интерес и в настоящее время [13].
Проблема нравственных отношений рассматривается в работах Г.Р. Шафиковой, Е.В. Бондаревской, О.С. Богдановой, Р.С. Буре, А.М. Виноградовой, О.С. Газмана, С.А. Козловой, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, С.В. Петериной, В.С. Селиванова, И.Ф. Сластенина, В.А. Харламова, Н.Е. Щурковой, как необходимость знать свойства и компоненты нравственных отношений, механизмы, факторы и алгоритмы их развития [17].
Направленность на гуманистические ценности, рассмотрение воспитания как «человекоориентированного, культуросообразного, жизнетворческого процесса» (Е.В. Бондаревская), побуждает педагогов-практиков и педагогов-исследователей к поиску путей повышения эффективности образовательного процесса, резервных возможностей преемственного воспитания нравственных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Существует достаточно большое количество научных работ по проблемам нравственных отношений, но не все методические и теоретические аспекты разработаны в равной степени. Одна из наиболее актуальных – проблема формирования нравственных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Анализ социологической, философской, педагогической, психологической литературы и образовательной практики по исследуемой проблеме подтверждает необходимость преодоления противоречий:
- между объективной потребностью общества в формировании нравственных отношений и состоянием образовательной деятельности в образовательных учреждениях;
- между недостаточной теоретической разработанностью проблемы формирования нравственных отношений детей дошкольного возраста и отсутствием необходимых развивающих программ, направленных на формирование нравственной воспитанности личности педагогическими средствами;
- между психолого-педагогическими условиями дошкольной образовательной организацией (ДОО) и недостаточным применением нетрадиционных приемов, педагогических условий, способствующих позитивной динамике нравственных отношений.
1. Теоретические основы проблемы формирования нравственного отношения у детей старшего дошкольного возраста
- Взгляды психолого-педагогической науки на проблему формирования нравственного отношения детей старшего дошкольного возраста
В сфере государственной политики России на ближайшие годы провозглашен приоритет формирование нравственного, потому что только нравственные начала в государственной и социальной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе [12, с. 12].
Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ключевая задача современной государственной политики Российской Федерации «обеспечить духовно-нравственное воспитание, приобщить подрастающее поколение к духовным ценностям» [4].
В условиях обновляющихся социальных отношений, демократизации и свободы общества в нашей стране очень важно, чтобы человек стремился быть нравственным, чтобы он выполнял нравственные нормы и правила в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству в межличностных отношениях, а не по принуждению. В такой ситуации весьма актуальным является формирование нравственного отношения подрастающего поколения в условиях ДОО.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача по организации образовательных отношений «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества» [15]. Образовательная программа детского сада должна способствовать «морально-нравственному развитию личности ребенка» [15].
Вопрос формирование нравственных отношений у детей всегда актуален. Сколько существует человеческое общество, столько и существует нравственность. Человек познает мир и действует в нем через систему отношений, эта система может быть разной, но в основании этой системы должны быть ценности культуры того общества, в котором живет этот человек. Формирование культуры нравственных отношений личности - процесс сложный, многоаспектный и проходит в течение всей жизни, поскольку меняется сам человек, меняется культура общества, в котором он живет.
С педагогической точки зрения важно понять, какие факторы и условия необходимы для формирования культуры нравственных отношений детей. Рассматривая данную проблему нам необходимо выяснить, прежде всего, содержательно-функциональные особенности понятий «нравственность», «отношения», «нравственные отношения», «культура нравственных отношений» личности, непосредственно связанные с формирование культуры социальных отношений.
Нравственность как философское понятие имеет множество трактовок. В философском словаре А. Я. Флиера нравственность рассматривается в двух смыслах:
− в широком смысле − особая форма общественного сознания и вид общественных отношений;
− в узком смысле − совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу [16, с. 32].
Нравственность представляет собой ценностную структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.
Раскрывая содержание нравственности с позиции педагогики, следует отметить, что это не только деятельность, но и духовно-практическая сфера внутренней свободы, добровольного выбора личностью поступков. Итак, нравственность − это духовно-практическая деятельность, регулируемая принципами и нормами поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
Следующий термин, в контексте нравственных отношений – это термин «отношения». Мы придерживаемся мнения С.Ю. Головина: «Отношения − взаимная связь различных величин, предметов, действий; взаимосвязь и характер расположения элементов определенной системы или одной системы к другой; эмоционально-волевая установка личности на что-либо, то есть позиции; мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта» [3, с. 346].
Из вышесказанного заключаем, что нравственные отношения – это совокупность зависимостей и связей, в которые вступают люди между собой по отношению к обществу и самим себе в процессе нравственной деятельности, посредством которых осуществляется регулирование этой деятельности.
Нравственные отношения − это нормы, правила и требования общественного поведения, которые проявляются в моральных действиях и поступках личности или социальной группы [7, с. 138].
Нравственных отношений личности – это совокупность зависимостей и связей, в которые вступают люди по отношению к обществу и самим к себе, проявляющиеся в нравственных действиях и поступках, качественный уровень которых обозначен ориентированностью личности на ценности культуры. По своей структуре нравственные отношения как многомерное понятие в первую очередь включает в себя всю полноту понятия «отношение»: отношение личности к другим людям и социальным группам, отношение личности к себе.
Нравственные отношения, которые складываются в процессе нравственной деятельности, являются важным элементом структуры морали. Мораль регулирует отношения в свойственной ей повелительной манере, предписывая как надо относиться к труду, Родине, ближнему, т.е. по содержанию нравственные отношения зависят от сферы, в которой проявляются. По форме они определяются тем требованием, которым регулировалось отношение человека к данной ситуации. В качестве такого требования может выступать любое понятие морального сознания, представляющееся человеку как главное, на данный момент, идейное побуждение. Моральное сознание и нравственные отношения тесно взаимосвязаны и не существуют изолировано друг от друга. Проявление нравственных отношений невозможно при отсутствии нравственных чувств и представлений. В то же время эти чувства и представления должны воплотиться в определенных нравственных отношениях, иначе они иллюзорны и бесполезны.
Основной формой нравственных отношений является общение. Именно в общении проявляется подлинная сущность человека, его личностное Я, его моральный облик. Наиболее важным в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе, к природе.
Специфика нравственных отношений заключается в том, что:
- во-первых, в процессе этих отношений воплощаются нравственные принципы, жизнь индивида соотносится с высшими ценностями;
- во-вторых, нравственные отношения возникают не стихийно, а целенаправленно, сознательно, свободно;
- в-третьих, нравственные отношения не существуют, как правило, в чистом виде, сами по себе, а являются компонентом, стороной отношений хозяйственных, политических и т.д. На нравственные отношения влияют особенности культуры, религии, характер отношений личности и общества [5, с. 86].
По мнению К.Д. Ушинского (педагога-классика) «воспитание нравственных отношений составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума» [14, с. 63].
Согласно В. А. Сухомлинскому, суть процесса формирования нравственного отношения состоит в том, чтобы «нравственные идеи стали достоянием каждого ребенка и превратились в нормы и правила поведения» [13, с. 114]. Основное содержание формирования нравственных отношений, по мнению В. А. Сухомлинского, является формирование гуманизма, ответственности, гражданственности, трудолюбия, благородства и умения управлять собой.
Современные педагоги (О. С. Богданова, Н. А. Ветлугина, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковский и др.) считают, что значение формирования нравственных отношений в условиях ДОО состоит в «формировании нравственных представлений, чувств и поведения, соответствующих возрасту воспитанников» [1, с. 10].
Все взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками, с родными и родственниками должны строятся на модели тех нравственных качеств, которыми ребенок должен обладать. Формирование нравственных отношений – это воспитание у ребенка заботы, участия к другому человеку, сочувствие, взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, навыки культурного и вежливого поведения.
В.Н. Мясищев предложил трактовку субъективных ценностей, как осуществляемого в субъект-объектном и субъект-субъектном взаимодействии плана личностных отношений. Субъективные ценности расширяют контакт реализации ценностных отношений, включая в него общение людей. Для того чтобы выразить своё отношение к человеку и его поступкам ребенок использует знакомые для него критерии оценок: «обманывать нехорошо», «так нечестно», «он всегда помогает, хороший товарищ». Но ребенок еще не всегда умеет перевести известные ему нормы поведения в новую ситуацию. Знакомясь с правилами поведения, дети овладевают собственным поведением и целями своих перспективных действий и вместе с ростом этого самосознания и самообладания овладевают коллективными отношениями, приучаются воздействовать на других организованно, согласно правилам и целям общественного поведения [9, с. 49].
Нравственные отношения – это определённая форма взаимосвязи объекта и субъекта при взаимодействии личности с окружающим миром, определённой позицией, которая связана с эмоционально-волевой сферой. Формирование нравственных отношений – процесс длительный, сложный и противоречивый.
Г.Р. Шафикова отмечает, что развитие нравственных отношений – это высший уровень развития системы связей человека с другими, собой и миром в векторе гуманистических ценностей [17, с. 23].
Согласно исследованиям Л.И. Анцыферовой, В.К. Котырло, Ю.А. Приходько, С.П. Тищенко, соблюдение у детей старшего дошкольного возраста правил нравственного поведения не выступает гарантией сформированности у них гуманизма. Поступки и действия ребенка в общении со сверстником часто лишены той чувственной основы, необходимой для сопереживания радости и огорчения за товарища.
В поведении детей старшего дошкольного возраста возникают черты, в которых можно усмотреть зачатки разных областей самовоспитания. Присутствуют элементы будущего интеллектуального самовоспитания. Большую роль в раннем самовоспитании играет пример взрослых и товарищей. Подражая им, дети развивают в себе определенные способы действия, черты поведения.
В отношениях людей уже заложена сущность нравственности, способность анализировать каждый свой поступок, понимать – навредит ли он или будет полезен другим. Надо воспитывать умение учитывать последствия своих поступков и действий. В результате социального формирования людей складывается их нравственный опыт в общественном поведении людей.
Таким образом, результатом формирования нравственных отношений детей старшего дошкольного возраста является нравственно цельная личность (с учетом возрастных особенностей ребенка) в единстве ее сознания, чувств и общественно ценного поведения.
1.2. Особенности формирования нравственного отношения детей
Особенностью формирования нравственных отношений детей дошкольного возраста является развитие у детей, положительных манер поведения и навыков.
У детей старшего дошкольного возраста на основе формирующихся нравственных чувств происходит воспитание чувства собственного достоинства, справедливости, уважение к людям, ответствeнность.
Необходимо воспитывать у детей трудолюбие: умение и желание трудиться для себя и на благо общее, уметь поставить цель и добиться положительных результатов. Перед воспитателем стоит задача воспитать у ребенка нравственные представления, на основе которых формируется мотив поведения. Педагог объясняет, как следует поступить на кокретных примерах. Конкретные пояснения помогут ребенку понемногу постичь общие моральные понятия (вежливый, душевный, справедливый, внимательный, скромный, заботливый и др.), которые не сразу могут быть поняты ими в силу мышления. Анализ мотива поступка помогает воспитателю проникнуть в суть поведения детей, понять причину их поступков и найти более благоприятный способ воздействия.
Н. А. Ветлугиной, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковским определены следующие принципы (т. е. основополагающие положения, идеи) формирования нравственных отношений детей старшего дошкольного возраста: воспитание в детском коллективе; уважение к личности воспитанника; учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка; целостность, непрерывность и преемственность процесса формирования нравственной направленности личности.
Основные направления формирования нравственного отношения детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада выделены в работах Н. А. Ветлугиной и И. Ф. Свадковского. Главным направлением формирования нравственного отношения детей старшего дошкольного возраста является общение со взрослым и сверстником, направленное на «развитие нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности» [2, с. 8]. Второе направление - «формирование у ребенка нравственных отношений в общении, в труде, в освоении культурных ценностей и т. д.». [11, с. 41]. Третье направление - формирование нравственных чувств. Для этого необходимо включать детей старшего дошкольного возраста в «ситуации, которые требуют от ребенка соучастия, сопереживания и обогащают чувства ребенка нравственным содержанием» [2, с. 12]. Четвертое направление - «соподчинение мотивов поведения, ориентированное на развитие у ребенка осознанного умения руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности» [11, с. 42]. Умение управлять своими чувствами сознательно является для детей старшего дошкольного возраста достаточно трудным, поэтому поведение ребенка требует постоянного внимания педагогов, воспитателей, родителей.
Принципы формирования нравственных отношений являются исходными положениями, которые отражают общие закономерности процесса воспитания, которыми необходимо следовать воспитателю.
1. Принцип целенаправленности: воспитательная работа, ее содержание и методы подчинены цели.
2. Принцип комплексного воспитания: единство методов, средств и задач формирования нравственных отношений детей старшего дошкольного возраста, преемствeнную связь развития и воспитания личности детей в ДОО, обществе и семье, цельность воздействий на поведение, сознание и чувства.
3. Принцип воспитания в деятельности: необходимо использовать возможности каждой из них, организовать благоприятные условия для их своевременного развития и возникновения, базироваться на ведущую деятельность.
4. Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности детей в сочетании с высокой требовательностью: проявление от воспитателя педагогического такта. Требовательность педагога к ребенку проявляется в принципиальности, выражающейся в поощрении и наказании, в справедливом отношении к ребенку.
5. Принцип опоры в воспитании на положительные качества детей. У каждого ребенка есть положительные черты, достоинства, которые необходимо увидеть воспитателю и дать им развитие в определенной деятельности. Это вызывает у детей старшего дошкольного возраста склонность к совершенствованию своего поведения, способствует проявлению его индивидуальности.
6. Принцип воспитания ребенка в коллективе. В коллективе сверстников дети приучаются считаться с интересами других детей, приобретая при этом элементарные навыки жизни в коллективе.
7. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Для любого возраста определены конкретные задачи в воспитании. С учётом возраста ребенка используется соответствующий метод и прием воспитания и планируется его определенное содержание.
Итак, проблема формирования нравственных отношений детей старшего дошкольного возраста существует издавна и в этой области сделано немало открытий. Развитие нравственных отношений у детей старшего дошкольного возраста имеет свои трудности, однако, освоив необходимые педагогические и психологические знания, взрослый человек способен повлиять на детей и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения.
В старшем дошкольном возрасте активно продолжается формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшего дошкольного возраста необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений [16, с. 64].
В формировании нравственных отношений детей старшего дошкольного возраста продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются. В поведении детей старшего дошкольного возраста ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия. Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.
Высокий уровень эмоциональной отзывчивости и сформированности нравственных отношений имеет ребенок, который способен правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружбы, доброты, справедливости, сострадания, любви не являются пустым звуком. Ребёнок с таким пониманием не имеет проблем в общении с окружающими, устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию социальной среды.
Процесс нравственного развития детей старшего дошкольного возраста имеет свою динамику. У ребёнка в старшем дошкольном возрасте нравственные представления и умения характеризуются тем, что у него начинают формироваться первоначальные моральные суждения и оценки. Дети старшего дошкольного возраста начинают понимать, что такое нравственная норма, и формируют свое отношение к ней, но, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в своих поступках.
На всем протяжении жизни происходит нравственное становление личности ребенка. Среда, в которой он растёт и развивается, имеет основополагающее значение, так как на этом пути для ребёнка главным ориентиром для подражания является взрослый. Своим примером поведения он закладывает у ребёнка основные нравственные нормы. Принятые способы поведения в семье быстро воспринимаются ребенком и принимаются им, в качестве общепринятой нормы. Чтобы помочь ребёнку усвоить эти нормы, сделать их общественно ценными используются такие методы и приёмы формирования нравственных представлений и умений, как этические беседы, объяснение и разъяснение сути нравственных понятий и ясной системы ценностей, методы формирования представлений, о том какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы, обсуждение с ребёнком нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, убеждение, личный пример.
Способность выражать свои чувства и оценивать их у детей формируется в общении. Развивается способность к сопереживанию и сочувствию. Неумение ребенка выразить свои эмоции, понять чувства окружающих людей может привести к коммуникативным проблемам. У ребёнка могут возникнуть конфликты с другими детьми. Важное направление формирования нравственных отношений у детей – развитие способности к эмпатии. Поэтому важно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди. Необходимо обогащать словарь ребёнка различными словами, выражающими чувства, эмоции, переживание.
По мере развития ребенок примеряет на себя разные общественные роли, каждая, из которых предоставит ему возможность впоследствии подготовиться к выполнению различных социальных ролей – дочери, сына, ученика, друга и др. В формировании социального опыта каждая из ролей имеет немаловажное значение для ребёнка. Общественная роль предполагает развитие нравственных качеств. Чем разнообразнее будет репертуар ролей ребёнка, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится. Личность ребёнка будет богаче, а, следовательно, и уровень сформированности его нравственных представлений и умений повысится.
В когнитивной сфере у детей происходит овладение разными сторонами общественного морального сознания, пониманием моральных требований, и оценок. Ребёнок постепенно следует нормам морали, даже если его нарушение связано с личной выгодой. Таким образом, ребенок, овладев моральным поведением, способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. У ребёнка складываются морально ценные и одобряемые отношения с другими людьми. Например, внимание к интересам других людей, сочувствие к чужим бедам, а также переживание чувства вины при нарушении социальных норм.
Активное умственное развитие детей старшего дошкольного возраста способствует формированию более высокой степени сознательности поведения. Дети 6-7 лет осознают смысл нравственных норм и правил, у них происходит развитие способности осознать последствия своих поступков. Поведение детей становится более сознательным и целенаправленным. Создаются определённые возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности.
Всё большую роль для детей старшего дошкольного возраста играют желания и интересы другого человека. Дети в этом возрасте способны употребляют в своей речи слова, обозначающие нравственные качества и их противоположность (добрый – злой, честный - лживый, и пр.), но связь их происходит с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретностью в образности детского мышления.
Итак, развивать моральные суждения и оценки необходимо, но недостаточно для формирования нравственных умений. Для того чтобы норма морали регулировала реальное поведение и поступки ребенка необходимо создать условия для установления связи между нравственным сознанием и нравственным поведением. При наличии этой связи норма становится мотивом действий и выполняет побуждающую смысловую функцию. Исходя из вышесказанного, сознание ребенка переходит от результата к процессу выполнения нормы. Соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для детей старшего дошкольного возраста. Тогда когда ребёнка упражняют в нравственных поступках, подводят к ситуации морального выбора, формируется взаимосвязь нравственного сознания и поведения. Ребёнок сам решает, как именно ему следует поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или поделиться; поиграть игрушкой или уступить ее младшему. Сделав выбор в таких ситуациях в сторону соблюдения нормы, преодолев сиюминутные желания в пользу другого человека, ребенок получит удовольствие от того, что поступил верно. Такое поведение постепенно станет привычкой и появляется потребность постоянно соблюдать норму поведения.
Таким образом, формирование нравственных отношений детей в старшем дошкольном возрасте характеризуется тем, что:
- складываются моральные суждения и оценки;
- складывается первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
- возрастает действенность нравственных представлений;
- возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает определяться нравственной нормой.
Процесс формирования нравственных отношений детей старшего дошкольного возраста определяет важную роль в развитии личности в целом. Следовательно, чем прочнее сформированы представления о том, как поступить и как действовать в конкретной ситуации, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных норм наблюдается у ребенка, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
1.3. Организация образовательного процесса в детском саду по формированию нравственных отношений детей старшего дошкольного возраста
Формирование нравственных отношений происходит с помощью определенных средств и методов. Н. А. Ветлугиной выделяются следующие средства формирования нравственных отношений детей старшего дошкольного возраста [2]:
- Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. - способствующие эмоциональной окраске морального явления, познаваемого детьми. Согласно исследованиям А.М. Виноградовой, Н.С. Карпинской, Л.Н. Стрелковой, детьми быстро, эмоционально и довеpчиво воспpинимаются читаемые им стихи, рассказы, сказки, рассматриваемые иллюстрации к книгам. Дети получают огромное впечатлeние от работ художников, если изображение является реалистичным и понятным для ребенка. Художественные средства являются наиболее эффективными при формировании у ребенка моральных чувств и представлений.
- Природа, которая способна вызывать у детей гуманное чувство, желание заботиться о тех, кто более слабый, защитить их. С помощью природы у ребенка формируется уверенность в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности ребенка является многогранным и при правильной организации – это значимое средство поведения и воспитания чувств.
- Собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность и т. п.) формирует нравственные взаимоотношения в совместной деятельности ребенка и взрослого и самих детей. У каждой деятельности своя специфика, она выполняет функцию средства воспитания, Это средство (деятельность) нужно при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в данной группе средств занимает общение. Общение является средством формирования нравственных отношений и выполняет задачи корректировки представлений о воспитании отношений и чувств, о морали.
- Атмосфера, в которой воспитываются дети. В атмосфере может присутствовать доброжелательность, любовь, гуманность или жестокость, безнравственность. Лишь в условиях доброжелательной атмосферы, душевного тепла, человечности, понимания можно растет полноценная личность, раскрываются все заложенные от рождения в детях способности и таланты.
- Окружающая детей обстановка. Окружение (педагог, семья, воспитатель, сверстники) имеет большое значение в формировании моральной установки ребенка. Окружающая детей обстановка – это средство воспитания представлений, чувств, поведения.
Выбор средства формирования нравственных отношений находится в зависимости от возраста ребенка, степени его общего и интеллектуального развития, ведущих задач, этапов развития нравственного качества. Средство эффективно при сочетании с адекватным методом и приемом воспитания.
Таким образом, академик Б.Т. Лихачев считает основой логику целостности педагогического процесса и логику его организации при решении задач, направленных на формирование нравственных отношений [6, с. 32].
Б.Т. Лихачевым выделено три группы методов формирования нравственных отношений:
- метод самоорганизации и организации воспитательного коллектива (коллективная игра, коллективная перспектива, единые требования, соревнование);
- метод доверительного взаимодействия (педагогическое требование, метод уважения, обсуждение, убеждение, конфликтная ситуация);
- метод воздействия (снятие напряжения, разъяснение, обращение к чувству, к сознанию, к поступку и воле, актуализация мечты) [6, с. 32].
В. Г. Нечаевой выделено две группы методов, основание которых является активизация механизмов формирования нравственных отношений:
- организация практического опыта общественного поведения (показ действия, метод приучения, пример взрослого или другого ребенка, метод организации деятельности);
- формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, оценок, суждений (беседа, чтение художественного произведения, обсуждение и рассматривание картины, иллюстрации) [10, с. 74].
К обеим группам (первой и второй) автор относит положительный пример, метод убеждения, наказание и поощрение.
Классификация, которую предлагает В.И.Логинова, выстраивается как и у В.Г. Нечаевой, на активизации механизмов формирования нравственных отношений.
В.И. Логиновой предложено объединить все методы в 3 группы:
- метод формирования нравственного поведения (упражнение, приучение, руководство деятельностью);
- метод формирования нравственного сознания (внушение, убеждения в форме разъяснения, беседа);
- метод стимулирования отношений и чувств (поощрения, пример, наказания) [8, с. 91].
Достижение эффективного результата в формировании нравственных отношений детей старшего дошкольного возраста возможно при соблюдении определенных условий:
1. Каждый метод должен быть гуманным, не унижать детей, не нарушать их права.
2. Метод должен быть осуществимым, реальным, с логическим завершением.
3. При использовании метода заранее должны быть подготовлены средства и условия.
4. Метод не стоит применят шаблонно, однотипно, по отношению к любому ребенку и во всех ситуациях.
5. Метод воспитания необходимо применять тактично. Дети не должны чувствовать, что их воспитывают.
6. При выборе метода необходимо учесть степень сложности формируемых качеств.
7. При проектировании и подборе методов очень важно предвидеть всевозможные результаты их воздействия на определенных детей.
8. При применении метода формирования нравственных отношений необходимо обладать терпением и терпимостью. Если речь идет о детях старшего дошкольного возраста, не стоит рассчитывать на постоянный и моментальный результат. Следует повторить уже использованный метод или подобрать новый, с пониманием отнестись к тому, что результат достигается не сразу, не в том качестве и не в той форме как планировалось.
9. Преобладающими в формировании нравственных отношений детей старшего дошкольного возраста должны быть практические методы, предполагающие обучение детей способам действия. Если опираться только на понимание значимости положительного поведения, сознание, и не заниматься обучением способам такого поведения, результата не будет.
10. Методы необходимо применять во взаимосвязи, комплексно. Основание для подбора методов, которые целесообразнее использовать в комплексе - возраст детей и ведущая воспитательная задача.
У детей старшего дошкольного возраста возрастает уровень формирования нравственных отношений. В результате формирования нравственных отношений большое значение имеет накопление знаний о правилах морали и норме.
Расширение нравственного опыта и накопление знаний, с одной стороны, приводит к дальнейшему разграничению и углублению нравственных представлений ребенка старшего дошкольного возраста, а с другой стороны к обобщенности, приближающей его к элементарным понятиям о морали и нравственных отношениях (дружба, взаимопомощь, вежливость и др.). Нравственные отношения включает в себя знания о правилах и нормах поведения в социуме, о моральных качествах людей, которые имеют особую ценность (честность, справедливость, ответственность, доброжелательность, скромность). В результате формирования нравственных отношений ребенок старшего дошкольного возраста более полно осмысливает содержание поступка, получает возможность понимать необходимость выполнения требований и норм. Это способствует формированию нравственной оценки и мотива поведения.
Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста формируются нравственные отношения: собственное моральное суждение и оценка, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, происходит увеличение действенности нравственных отношений и социальной нравственности, то есть поведение детей опосредуется нравственными нормами. На занятии детьми старшего дошкольного возраста усваиваются правила учебного поведения, происходит формирование целенаправленности, ответственности, волевых качеств. У ребенка старшего дошкольного возраста можно наблюдать неустойчивое поведение, отсутствие во многих случаях выдержки, неумение переносить известные способы поведения в новые условия. Отмечаются большая индивидуальная разница в уровне воспитания ребенка. Планомерно сформированные нравственные отношения позволяют закреплять положительную тенденцию в развитии ребенка старшего дошкольного возраста и обеспечивать нравственно-волевую готовность к обучению в школе.
При формировании нравственных отношений у детей старшего дошкольного возраста продолжают формироваться нравственные представления и моральные чувства. При этом огромное внимание уделено обогащению и развитию чувств ребенка, формированию способности управлять ими. В старшем дошкольном возрасте происходит воспитание нравственных чувств, которые определяют отношение ребенка к окружающим его людям (взрослому, сверстнику, малышу), к природе, к труду, к Родине, к важному общественному событию.
Отношение к взрослому выражается в формирующемся чувстве уважения. Чувство уважения развивается в предыдущей возрастной группе на привязанности ребенка к взрослому, эмоциональной основе любви. У детей старшего дошкольного возраста уважение более осознано и основано на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослого, его высоких нравственных качеств.
Развиваются положительные чувства по отношению к сверстнику. Стоит задача развития основ чувства гуманности, коллективизма во взаимодействиях между детьми: проявление ребенком дружеского расположения к другому ребенку, отзывчивость, забота, стремление к сотрудничеству, достижение общей цели, готовность помочь. В развитии коллективизма важны начальные формы чувства ответственности и долга, которые формируются в труде и игре детей дошкольного возраста. Основа развития этих чувств – яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания, полученные детьми на занятии, при знакомстве с изобразительным искусством, художественной литературой, при участии в практической деятельности. Задачей формирования нравственных отношений является формирование действенных моральных чувств, стремление совершать поступки с нравственно ценными побуждениями.
Формирование нравственных отношений более эффективно в рамках целостного педагогического процесса, соответствующего нормам морали, организации жизни детей, индивидуальных и возрастных особенностей. В процессе целостного педагогического процесса формируется нравственно зрелая личность во взаимосвязи ее сознания, чувств, нравственной совести, силы воли, привычек и навыков [19, с. 27].
Очень важно соблюдать режим ДОО, повседневная жизнь ребенка должна быть наполнена различной содержательной деятельностью и общением. Это развивает духовный мир детей старшего дошкольного возраста. Для решения этой задачи, воспитателем создается благоприятная основа для формирования положительных черт в характере и нравственных отношений детей старшего дошкольного возраста.
В процессе общения со взрослым у детей происходит развитие эмоционального и рассудочного отношения к нравственной норме и ее выполнению.
Для формирования нравственных отношений в работу с детьми старшего дошкольного возраста включается проведение игры, беседы, чтение художественной литературы и рисование.
Эффективный метод формирования нравственных отношений у детей старшего дошкольного возраста - это этическая беседа, которую надо проводить пять - семь раз в год, то есть один раз в течение 1,5-2 месяцев.
При использовании сюжетно-ролевых игр «Дочки-матери», «Зоопарк» в ребенке воспитывается забота, доброта и любовь, игра «Птица благодарности» формирует у детей старшего дошкольного возраста умение говорить вежливо.
Включив в воспитательно-образовательную работу рисование «Благородное сердце», творческое задание на прогулке, происходит формирование у ребенка вежливости и благодарности, чтение художественного произведения «Кто вырастил яблочко» формирует нравственное представление.
Таким образом, для эффективного формирования нравственных отношений детей старшего дошкольного возраста нужно полностью понять сущность формирования нравственных отношений как психолого-педагогический процесс; уметь планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять в практике средства и пути нравственного воспитания.
Заключение
Нравственные отношения – это установившаяся в обществе система нравственных норм, ценностей и запретов, которые регулируют поведение и деятельность, которые реализуются в повседневной жизни. В этом смысле говорится о том, какие нравственные отношения, которые сложились в конкретном обществе, социальной группе, т.е. какая реальная мораль этого данного общества с точки зрения установившегося в нем представления о нравственной ценности нравственных отношений.
С другой стороны, нравственными отношениями являются отношения, в которых находится и вступает отдельный человек, личность с другим человеком, руководствуется представлением о нравственном и безнравственном, совести, зле и добре, чувство собственного достоинства.
Формирование нравственных отношений у детей старшего дошкольного возраста происходит при воздействии объективных условий жизни, обучении и воспитании, в результате разнообразной деятельности, усвоении общечеловеческой культуры.
У детей старшего дошкольного возраста формируются первые моральные оценки и суждения, первоначальное понимание общественного смысла нравственных норм, формируются нравственные чувства и качества. Мир чувств, эмоций и нравственных переживаний у детей старшего дошкольного возраста имеют тесную связь. В общении между детьми происходит формирование их способности выразить свои чувства, дать им оценить их, развитие способности сочувствовать, сопереживать. Невосприимчивость к желанию и чувству сверстников, их потребности может становиться причиной конфликта детей старшего дошкольного возраста, и отрицательно сказывается на эмоционально-нравственном развитии детей.
Поэтому на первом плане стоит стратегия формирования эмоционально-нравственных отношений детей старшего дошкольного возраста, которые направлены только на осознание своих переживаний и качеств, усвоение правил и норм и правил поведения, на развитие сопричастности, чувства общности с другим ребенком, на формирование доброжелательных отношений между людьми в целом.
Нравственные представления, отношения, поступки, формирующиеся на занятии, закрепляются в свободное время (совместный труд или коллективные игры). Все факты, которые получены ребенком из различных источников, объединяются в его сознании и становятся основой формирования нравственного представления. Эта задача решается в результате беседы, игры, различных упражнений, занятия на нравственную тему. В итоге выводится нравственное правило, соблюдение которого требуется от всех детей.
Сложность в процессе формирования личности - это то, что воспитательное воздействие перерабатывается детьми с учетом их психических особенностей и имеющегося у них опыта. В одинаковых воспитательных воздействиях личность может развиваться по-разному. В связи с этим проведение воспитательных мероприятий еще дает гарантию нравственного развития детей.
Эффективность нравственного просвещения детей старшего дошкольного возраста зависит во многом от согласованной работы семьи, педагогов и детского сада. Работу необходимо вести параллельно, дополняя друг друга.
Литература
- Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей. [Текст]/ О.С. Богданова, Л.И. Катаева - М.: Просвещение, 2013. - 213 с.
- Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. [Текст]/ Н.А. Ветгулина - М.: Айрис-Пресс, 2011. - 204 с.
- Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст]/ С.Ю. Головин. Минск.: Харвест, 1998. - 800 с.
- Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) [Электронный ресурс]/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Вестник образования. 2009. - № 17 // Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/prоect.html
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 10.07.1992 № 3266–1 (ред. от 29.12.2013 № 273) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rg.ru/1992/07/31/оbrаzоvаnie-dоk.html
- Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст]/ С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - С. 25-27.
- Литвак, Р.А. Состояние проблемы развития культуры детей [Текст]/ Р.А. Литвак // Вестник института культуры детства. – Челябинск, ЧГАКИ, 2012. – 217с.
- Мясищев, В.Н. Личность и отношения человека [Текст]/ В.Н. Мясищев // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. – СПб.: Питер, 2012. – 320 c.
- Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание в детском саду [Текст]/ В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова. М.: «Просвещение», 2010. – 256 с.
- Свадковский, И. Ф. Нравственное воспитание. [Текст]/ И.Ф. Сквадовский - М.: Академия, 2011. - 144 с.
- Склярова, Т.В. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, преподавателей школ. [Текст]/ Т.В. Склярова. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2006. – 144 с.
- Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. [Текст]/ В.А. Сухомлинский - М.: Академия, 2014. - 362 с.
- Ушинский, К. Д. Избранное. [Текст]/ К.Д. Ушинский - М.: Владос, 2009. - 465 с.
- Смирнова, Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников [Текст]/ Е.О. Смирнова//Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С.12-18.
- Флиер, А.А. Культурология для культурологов [Текст]/ А.Я. Флиер. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 492 с.
- 14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
- http://www.rg.ru/2013/11/25/dоshk-stаndаrt-dоk.html
- Шафикова, Г.Р. Развитие нравственных отношений подростков в образовательной среде школы [Текст]: дис….доктора псих. наук: 19.00.07 / Г.Р. Шафикова. – Уфа, 2014 – 533 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)
СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...
"Педагогические условия развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста"
Результаты психолого-педагогических исследований и практический опыт показывают, что имеющая место подготовка дошкольников к поступлению в школу является недостаточной. Возникла необходимость развития...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выступление на педагогическом совете...
Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
для воспитателей...
Психолого-педагогические условия развития интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. ...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАТема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок...
Статья на тему « ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТЕ»
В данной статье рассматриваются некоторые особенности и педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста....