Чтение художественной литературы детям -Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку. -Продолжительность чтения составляет примерно 15 – 20 минут. -Чтение должно проходить в непринужденной обстановке. -Читая книгу, взрослый создает благоприятные условия для восприятия текста: проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание. -Взрослый сам подбирает подходящие для ребенка художественные тексты, сам определяет последовательность их прочтения. -Повторяйте наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. -Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Грамматика Усвоение морфологических средств языка Дети в этом возрасте часто путают окончания (ежей – ежов, обезьян - обезьянов) Можно отработать окончания с помощью договаривания, дидактического упражнения «что одно, а чего много?» Особое внимание к существительным, обозначающим детёнышей животных (котят, цыплят), посуды, «назови ласково», задания на сочетание существительного с прилагательным (мой домик, мою книжку, моё ведёрко, дай белого щенка) Совершенствование синтаксиса(построения предложений)Легче усваиваются предложения, построенные с помощью союзов «чтобы», «как». Также поможет развивать более сложные построения предложений у детей: рассказ ребёнка об увиденном (в парке, на прогулке и т.п.) договаривание предложений за педагогом (Очень мамочку люблю, потому что она…) рассматривание сюжетных картин (Таня взяла совок, чтобы насыпать песок) всегда в этом возрасте избегайте многословия!
|
Рекомендации по развитию речи ребенка: 1. Больше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему несложные стихи, потешки, акцентируйте его внимание на названиях предметов. 2. Не «сюсюкайте», разговаривайте с ребенком правильно. 3. Больше читайте ему и обсуждайте с ним прочитанное. 4. Озвучивайте свои действия. 5. Постарайтесь обеспечить ему, как можно большее количество впечатлений: лучше всего запоминается то, что ребенок увидел собственными глазами. 6. Рассказывая что-либо ребенку, употребляйте больше прилагательных, чтобы разнообразить собственную речь. 7. Когда ребенок делится с вами впечатлениями, рассказывает что-то, внимательно слушайте его, проявляя искренний интерес и не перебивая. 8. Разучивайте стихи и скороговорки. 9. Фантазируйте вместе с ребенком, поощряйте его рассказы. 10. Если к 5 годам ребенок не выговаривает все звуки, проконсультируйтесь у логопеда.
|
| Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад»№ 12 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики
|
Речевое развитие детей3-4 лет
Лексика Грамматика Связная речь Звуковая культура речи Чтение художественной литературы
Памятка для родителей Разработала Федорова Ольга Ивановна
|
Звуковая культура речи 1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм. 2. Развивать артикуляционный аппарат. 3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами. 4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения. 5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка. 6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию. 7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка. 8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее. 9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
| Лексика Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни, общении. В 3-4 года у ребенка происходит обогащение словарного запаса до 1000 слов и больше, речевые цепи удлиняются и усложняются. Чем богаче словарный запас, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. - Рассматривание предмета и установление его назначения
- Исследование качеств предмета и его характеристик
- Сочетание показа предмета с активными действиями ребенка
- Многократное повторение ребенком нового слова
Использование дидактические игры Игра «На группировку знакомых детям предметов: посуды, одежды, игрушек, мебели, овощей.» Игра «Не ошибись!» Игра «Что изменилось?» что находится справа, слева, спереди, сзади, перед, позади предмета. Занятие «У матрешки-новоселье» игра на определение цветов и оттенков. Проблема названия предметов в Им. п., Род. п., ед.ч., и мн.ч.
| Связная речь Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Монологическая речь формируется в недрах диалога, что считается основной формой общения. Поэтому начинать нужно с развития диалога: Обучение детей понимать вопросы и отвечать на них Обучение детей задавать вопросы с возможностью развёрнутых высказываний Воспроизведение ребёнком отрывка из сказки (как сможет) Активное участие в фиксированном диалоге («Кисонька – мурысонька») Рассматривание сюжетных картин (специально подготовленных для детских садов) В этом возрасте проводится только подготовительная работа к овладению навыком рассказа. Развитие диалогической речи. Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой ; после просмотра мультфильмов и спектаклей. Развитие инициативной речи во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Практика.Телефон. разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей. Ситуация общения «Научи меня». Персонаж (игрушка) беседует с ребенком, спрашивает, что интересного произошло сегодня, чему он научился. Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться своими впечатлениями, опытом.(… А меня научишь) Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребенка за интересный рассказ или за то, чему он вас научил. У ребенка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать- это интересно и здорово! |