Открытие прекрасного. Развитие восприятия музыки.
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Осколкова Ирина Александровна

В консультации говорится о приобщении детей к музыке, способах развития восприятия музыки. В консультации представлены примеры использования классических музыкальных произведений для игр с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prekrasnogo.docx15.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТИЕ  ПРЕКРАСНОГО.

Развитие восприятия музыки.

    Одним из ведущих направлений в воспитании маленького ребенка средствами музыки является развитие ее восприятия. Малыши воспринимают музыку в целом как сложный акустический стимул, еще не выделяя отдельные средства музыкальной выразительности. Они реагируют в основном на ее характер. Но отношение к музыке в будущем, эмоции, связанные с нею, во многом зависят от опыта музыкальных впечатлений, полученных ребенком на самых ранних этапах его жизни.

    Выбор произведений для развития восприятия музыки очень ответственный момент для взрослого и во многом зависит от его личных предпочтений. Но есть правила, которые должна соблюдать каждая мама, независимо от своих музыкальных пристрастий. Самое главное из них – помнить, что приобщение маленького ребенка к музыке, особенно классической происходит постепенно, в процессе эмоционального общения со  взрослым.  Чтобы  музыкально – слуховое  восприятие  развивалось, музыка должна быть интересна малышу,  достаточно разнообразной по характеру, ладу, тембру, темпу, яркой, художественной, запоминающейся. Необходимо избегать громких звуков, резких динамических темповых контрастов, жалобных интонаций, незаконченных музыкальных фраз, навязчивых ритмов. Для маленького ребенка подходит музыка, которая доставляет ему положительные эмоциональные переживания. Кроме того, взрослым надо знать, что музыка не должна быть фоном для самостоятельной игры малыша.

   В лучшем случае ребенок просто ее не услышит, а в худшем она вызовет переутомление у ребенка, что отразится на его поведении. Для развития восприятия музыки лучше использовать небольшие законченные музыкальные фрагменты из произведений русских и зарубежных классиков, народную музыку, песни в исполнении детского хора, короткие пьесы. Музыкальный фрагмент на начальном этапе может состоять буквально из нескольких фраз, звучащих 20 - 30 секунд.

   Чтобы малыш мог сосредоточить свое внимание на музыке, подготовьте для этого место: уберите на время из поля зрения все, что может отвлечь его. Скажите ребенку: «Сейчас будет музыка! Красивая!» Музыка должна звучать негромко. Во время звучания музыкального фрагмента не стоит разговаривать с малышом, лучше общаться с ним только мимикой, взглядом, ритмичными движениями, выражая свое отношение к музыке.

    Вашему вниманию предлагаются отдельные примеры использования классических музыкальных произведений для игры с маленьким ребенком.

Вы можете взять эти игры за основу, подобрав свой собственный музыкальный репертуар.

К. СЕН-САНС. «КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ»,             «ЛЕБЕДЬ»

       Возьмите ребенка на колени. Включите музыку, ее звучание принесет ему покой и умиротворение. Во время слушания смотрите ребенку в глаза, улыбайтесь, поглаживайте его. Дослушав до конца выбранный  музыкальный фрагмент, поговорите с малышом. Вновь включите музыку, чтобы вызвать на ней слуховое сосредоточение ребенка.

 

П.И.ЧАЙКОВСКИЙ. ЦИКЛ «ВРЕМЕНА ГОДА», «АПРЕЛЬ», «ПОДСНЕЖНИК»

       Лягте на пол или на широкую кровать. Положите ребенка так, чтобы ваши лица были напротив. Включите музыку. Придерживая ребенка руками, плавно раскачивайтесь в ритме музыки. Делитесь с малышом вашими эмоциями от восприятия нежной, романтической музыки, покачивая головой, кивая, улыбаясь. Если есть необходимость, сделайте перерыв; дослушав до конца музыкальный фрагмент, поговорите с малышом, а затем продолжите слушание. Это благоприятно скажется на музыкально – слуховом развитии ребенка.

                        Р.ШУМАН. «СМЕЛЫЙ НАЕЗДНИК»

       Сядьте на пружинящий диван, а ребенка посадите на колени лицом к себе, придерживая его под мышки. Звучит музыка в аудиозаписи. Легко, ритмично подбрасывайте ребенка, подталкивая своими коленями. Попробуйте заразить его своим эмоциональным состоянием, вызвать смех. После окончания музыки остановитесь, произнесите: «Пр-р-р!»  (лошадка прискакала). В дальнейшем ребенок, услышав знакомую мелодию, будет ритмично пружинить ножками без вашей подсказки.

Г. СВИРИДОВ. «МЕТЕЛЬ», ВАЛЬС.

   Приготовьте разноцветный елочный дождь, разрежьте его на несколько пучков, длиной 25-30 см. Каждый пучок на конце связать узлом - получатся салютики. Возьмите  в каждую руку по салютику, один дайте малышу.

   Включите музыку. В ритме вальса разводите руки в стороны и сводите их вместе, поднимайте вверх и опускайте вниз, стряхивайте салютики, чтобы они сверкали, одновременно выполняйте пружинки    ногами. Ваш малыш обязательно захочет вам подражать. Необычное зрелище и новые ощущения сделают восприятие музыки для него особенно запоминающимся. Играйте, пока у малыша сохраняется интерес.

П.ЧАЙКОВСКИЙ. БАЛЕТ « ЩЕЛКУНЧИК »УВЕРТЮРА.

 Если вы слушаете музыку в канун Нового года, и у вас в доме стоит нарядная елка, зажгите на ней огни, погасите в комнате свет. Звучание музыки наполнит ваш дом радостным предновогодним волнением, создаст ощущение наступающего праздника, погрузит в сказочную атмосферу. Мимикой передавайте ребенку свое отношение к музыке.

П.ЧАЙКОВСКИЙ. « ЩЕЛКУНЧИК ». « ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ ».

     Приготовьте два колокольчика с нежным звучанием. Предложите малышу послушать необычную музыку с переливающимся звуком челесты.

Понравившиеся фрагменты послушайте еще раз, сопровождая звучанием колокольчика.

Г.СВИРИДОВ. « МЕТЕЛЬ »,

« ВОЕННЫЙ МАРШ ».

    Посадите малыша на большой гимнастический мяч со специальными рожками так, чтобы он обхватил рожки руками. Присядьте перед ним на корточки, ребенок должен видеть ваше лицо. Включите музыку.Придерживая ребенка, помогайте ему ритмично подпрыгивать на мяче.Улыбайтесь, передавайте малышу положительные эмоции.

 

И.С.БАХ. «ШУТКА».

Вам нужны две атласные ленты 1,5м для себя и 0,5см для малыша с кольцом для захвата на конце. Предложите поиграть. Под музыку рисуйте лентой круги, змейки, радуги и т.д. Делайте это ритмично красиво. Малыш захочет вам подражать, он будет размахивать лентой вверх- вниз, вправо-влево и игра в сопровождении легкой веселой музыки принесет ему много радости и приобщит к одному из шедевров мировой классической музыки.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие восприятия музыки во взаимодействии с музыкально-инструментальной деятельностью у детей дошкольного возраста"

Статья из сборника  " Музыкальная среда коллежда как фактор становления профессиональнонго роста студента"методические рекомендации  выпуск 2, Нижний Новгород,  2014 г....

Развитие восприятия музыки у дошкольников посредством использования технологии «Синтез искусств»

Рассказать о восприятии музыки дошкольниками средствами разнообразных видов мискусств. Как проходит реализация программы "Синтез искусств", в какой форме. Темы Музыкальной гостинной....

Консультация для воспитателей "Развитие восприятия музыки средствами музыкально-ритмических движений с учетом требований ФГОС"

Консультация для воспитателей  "Развитие восприятия музыки средствами музыкально-ритмических движений  с учетом требований ФГОС"...