Консультация для воспитателей "Развитие восприятия музыки средствами музыкально-ритмических движений с учетом требований ФГОС"
методическая разработка
Консультация для воспитателей
"Развитие восприятия музыки средствами музыкально-ритмических движений с учетом требований ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 21.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
"Развитие восприятия музыки средствами музыкально-ритмических движений с учетом требований ФГОС"
Подготовила: музыкальный руководитель высшей категории
Глинская Наталия Николаевна
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, формирования элементарных представлений о видах искусства, восприятия музыки, художественной литературы, фольклора, реализации самостоятельной творческой деятельности детей, развития музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувство ритма, музыкальной памяти.
Физическому развитию и оздоровлению ребенка уделяется в нашей стране большое внимание. В системе физического воспитания детей дошкольного возраста одно из главных мест занимает развитие движений. Имеются различные формы развития движений детей – это подвижные игры с правилами, занятия физическими упражнениями, утренняя гимнастика и спортивные развлечения.
Утренняя гимнастика является не только средством физического развития ребенка. Значение ее гораздо шире и разностороннее, а утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением помогает осуществить еще целый ряд воспитательных задач.
В раздел музыкально-образовательной деятельности входит множество подразделов, направленных на общеукрепляющее физическое развитие ребенка. Например, слушание музыки, где применяются методы пластического интонирования и ритмопластика, где музыкальные образы можно воплотить в ритмические композиции движения: Григ «Шествие гномов», Чайковский «Подснежник», Чайковский «Марш из балета «Щелкунчик»»; пение, где дети учатся различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня) – так же задействованы двигательные элементы активности детей. Так же при пении на детский организм оказывается определенная физическая нагрузка, чему способствуют двигательная гимнастика, артикуляционные упражнения, валеологические песни распевки, пальчиковая гимнастика, речевые игры, связанные с движением.
Еще одним подразделом основной физической нагрузки являются музыкально-ритмические движения, где у детей развивается чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки и эмоционально-образное содержание, что позволяет свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Музыкально-ритмические движения также способствуют формированию навыков исполнения танцевальных движении (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, приставной шаг с присоединением, с продвижением вперед, кружение, приседание с выставлением ноги вперед). Дети знакомятся с русским хороводом, плясками и танцами других народов.
У детей развиваются навыки инсценирования песни: изображение сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворона) в разных игровых ситуациях.
Также музыкальная деятельность связана с развитием музыкально-игрового и танцевального творчества придумать движения к пляскам, в танце самостоятельно придумать движения, отражающие содержание песни, инсценирование содержания песен и хороводов, что направленно на развитие физических качеств оздоровления детей с учетом требований ФГОС.
Главными задачами музыкально-эстетического воспитания детей являются:
- Укрепление организма;
- Развитие и совершенствование движений.
Музыкально-ритмические движения, которые даются в музыкально-образовательной деятельности, усиливают все физиологические процессы – дыхание, кровообращение, процессы обмена вызывают усиленную потребность в кислороде, помогают развитию правильной осанки. При выработке правильной осанки большое значение имеют упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, сближающих лопатки, мышцы спины и живота.
Следует использовать упражнения, которые особенно содействуют укреплению вышеуказанных мышц, выпрямлению позвоночника.
Большое внимание во время музыкальных занятий обращается на правильное положение головы и корпуса.
Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.
Путем ежедневных упражнений у детей улучшаются основные движения: ходьба, бег, прыжки. Дети приобщают и закрепляют навыки размещения в пространстве – построение в колонны на определенном расстоянии друг от друга при помощи глазомера, а не вытянутых вперед рук. Для того чтобы дети быстрее строились в колонны, можно им указывать предметы, к которым ведущие должны вести свои колонны, например построиться против флажков, укрепленных на подставках, против двери, картины, электрического выключателя и т.д.
Дети учатся ориентироваться в понятиях – налево, направо, вперед, назад, в стороны.
У детей развивается чувство индивидуальной и коллективной ответственности. Тот, кто нарушает стройность колонны, подводит своих товарищей. Дети замечают, где неровное расстояние, и помогают ему выправить. У детей воспитывается выдержка, организованность, дисциплинированность.
Музыкальная деятельность способствует развитию внимания детей. Без внимания нельзя добиться хорошего качества выполнения движений. У детей развивается память, умение делать упражнение по показу, по слову.
Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений.
Вопрос о взаимосвязи музыки и движения неоднократно раскрывался в педагогической и психологической литературе. Говоря о большом значении музыки в развитии движений, педагог Н.А.Ветлугина отмечает: «…между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются и очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и то же поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движение, сопутствуя музыке, выражает именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание».
Использование музыки для сопровождения упражнений утренней гимнастики – одно из активных общений ребенка с музыкой. На утренней гимнастике, таким образом, решаются задачи и музыкального, и физического воспитания детей.
Музыка, сопровождая музыкально-ритмические движения, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. Утренняя гимнастика является не только средством физического развития ребенка. Значение ее гораздо шире и разностороннее, а утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением помогает осуществить еще целый ряд воспитательных задач. С помощью утренней гимнастики дети приучаются к определенному режиму – ежедневно делать по утрам гимнастические упражнения.
Музыкальное сопровождение на музыкальных занятиях – это необходимое обстоятельство жизни детей и взрослых, объединяющее всех участников, предоставляющее возможность действовать одновременно и слаженно. Музыкальный фон, заполняющий все пространство зала; согласование звукового ряда с собственными движениями, «вписывание» себя в нужный музыкальный темп и ритм как исходной, базовой характеристики любого движения, позволяет детям с легкостью участвовать во всех, предлагаемых взрослым делах.
Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности.
Музыкальная деятельность способствует эстетическому воспитанию детей. У детей развивается художественный вкус, дети получают удовольствие от четкого, красивого исполнения упражнений.
Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру движения.
Музыка помогает развитию у детей чувства музыкальной формы. Дети учатся заканчивать движения с окончанием музыкального произведения, например, останавливаться с окончанием марша или с окончанием музыкальной фразы. Дети учатся распределять свои движения во времени на определенную музыкальную фразу с разным счетом: на 2/4, ¾, 4/4 и 6/8.
Музыка помогает создавать бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности. Подбирая музыкальное сопровождение, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей, соответствие характеру движений, условия детского сада.
Утреннюю гимнастику с музыкальным сопровождением в детском саду желательно проводить, начиная со второй младшей группы (3-4 года), когда происходит формирование музыкально-ритмических умений и навыков. К этому периоду детское восприятие совершенствуется. Развивается воображение, ребенок уже способен создать на основе словесного описания образ предметов. Ярче проявляется эмоциональная отзывчивость на музыку. Дети могут различать регистры, тембровую окраску звучания, динамику (громко, тихо), узнавать знакомые произведения. Однако слуховое внимание у них еще неустойчиво. Поэтому музыкальное сопровождение дается только к отдельным упражнениям с использованием игровых образов (птички клюют, воробышки прыгают, мячики покатились и т.д.).
Дети 4 – 5 лет (средняя группа) чувствуют ритмический рисунок музыкального произведения, направление его мелодической линии, силу звучания. Поэтому музыка может сопровождать почти каждое упражнение.
У детей старшей и подготовительной к школе групп (6-7 лет) наблюдается значительное повышение уровня физического и музыкального развития. Они способны к творческому проявлению ритмических движений под музыку различного характера. Большинство упражнений на музыкальных занятиях для старших групп проводится с музыкой. без музыкального сопровождения выполняются упражнения, которые требуют индивидуального темпа (упражнения для мышц брюшного пресса).
Различные музыкальные произведения в записи также могут быть с успехом использованы в качестве сопровождения на музыкальных занятиях
Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей, гармоничное музыкальное и физическое развитие, совершенствование умений и навыков в основных видах музыкально-ритмических движений, способность к самоконтролю и самооценке при выполнении движений -наши главные задачи, которые реализуют все участники воспитательно-образовательного процесса: музыкальные руководителя, воспитателя, педагоги, родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающей среды дошкольной образовательной организации как средство развития математических представлений детей с учетом требований ФГОС ДО
Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО...
Дистанционное обучение: Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учетом требований ФГОС (288ч). Дисциплина 2. Модуль 3. Планирование образовательной деятельности в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО
Тема 1 - Планирование как составная часть образовательной деятельностиТема 2 - Планирование и организация образовательного процессаТема 3 - Основные виды планированияПрактическое занятие 3...
Формирование эмоционально - образного восприятия музыки посредством музыкально - ритмических движений.
Из опыта работы музыкального...
Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОСМоделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС
Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Конференция ДОУ Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС Немало...
Консультация для родителей: «Роль музыки и музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей»
Консультация для родителей: «Роль музыки и музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей»...