"Развитие восприятия музыки во взаимодействии с музыкально-инструментальной деятельностью у детей дошкольного возраста"
статья по теме
Статья из сборника " Музыкальная среда коллежда как фактор становления профессиональнонго роста студента"методические рекомендации выпуск 2, Нижний Новгород, 2014 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_iz_opyta_raboty.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья Е.В. Жариковой, музыкального руководителя МБДОУ № 34, высшая категория, из сборника «Музыкальная среда колледжа как фактор профессионального становления студента » выпуск 2,
«Развитие восприятия музыки во взаимодействии с музыкально-инструментальной деятельностью у детей дошкольного возраста», Нижний Новгород, 2014 г.
Дети – бесценный дар, кладезь эмоций, ощущений. Каждый ребенок талантлив от природы, в нем заложено творческое начало. Задача взрослых – развивать это начало, а не загонять его под определенные рамки. Одной из важнейших областей человеческой деятельности является музыка. Она окружает нас на протяжении всей нашей жизни – от младенческих лет до самой старости. Даже если человек совсем не связан с нею по роду своей деятельности, он может очень любить и хорошо знать музыку.
Восприятие является ведущим видом деятельности, а исполнительство и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке даются в опоре на «живое» ее звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. А главное, что все виды музыкальной деятельности могут служить средствами его развития.
При восприятии музыки дети различают ее настроения, их смену, элементы изобразительности, наиболее яркие средства музыкальной выразительности, жанровые особенности произведения в теснейшей связи эмоций и мышления. Восприятие музыки — это активный процесс, требующий от ребенка напряженного внимания, которое способствует развитию всех психических процессов: воображения, воли, мышления, представления и т.д.
Во всех видах музыкальной деятельности (исполнительстве, творчестве) дети должны согласовывать свои действия с характером звучащей музыки, сменой настроений. Соотношение эмоционального и осознанного в разном возрасте различно в силу возможностей общего и музыкального развития.
Слушая с детьми музыку, важно не оставлять их пассивными. Нужно задействовать разные виды исполнительства, включать творческие задания: побуждать детей к выражению переживаний в образном слове, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Объединение разных видов музыкальной деятельности в занятиях при ведущей роли восприятия музыки способствует отказу от излишней заорганизованности процесса обучения, развитию воображения, фантазии, интереса к музыке.
Для того чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера, умеют соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, ориентируются в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации), выделяют наиболее яркие из них, они могут использовать опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без слушания музыки исполнительская деятельность сводится к подражанию, воспроизведению по образцу и не выполняет развивающей функции.
Следует отметить, что проблема музыкального восприятия всегда была одной из основных в вопросе эстетического развития детей. Все, кто стоял у истоков теории дошкольной педагогики, считали, что деятельность восприятия музыки необходима в детскому саду.
Анализ теоретических трудов и результаты собственных исследований свидетельствуют о том, что восприятие:
- является ведущим видом деятельности;
- предшествует всем исполнительским видам музыкальной деятельности дошкольников;
- носитактивный , творческий характер.
Основоположники музыкального воспитания рекомендуют использовать во время слушания музыки практические методы. С помощью этих методов ребенок может почувствовать характер музыки, активно переживать свои впечатления , сочетать восприятие музыки с практическими действиями, а главное выражать свои переживания во внешних во внешних проявлениях .
Практика показала, что интегрирование (объединение) двух видов музыкальной деятельности, а именно слушание и игра на музыкальных инструментах позволяют более успешно решать задачу по развитию навыков и умений восприятия музыки.
В процессе работы был разработан алгоритм последовательного соединения восприятия музыки с исполнительской инструментальной деятельностью. Эта деятельность протекает поэтапно от младшей к подготовительной группе с усложнением задач .
Рассмотрим каждый из этапов более подробно.
Первый этап. Работа над произведением начинается с его прослушивания,. Первоначальное слушание музыкального произведения и его последующий разговор дает детям представление о музыкальном образе , заложенном в данном произведении.
На последующем занятии используется пособие под названием «Схематическая партитура», которое помогает детям представить произведение в цветовой гамме, смоделировать форму произведения с помощью геометрических фигур и т.д.
Второй этап. Развитие чувства ритма. Каждому педагогу известно, что восприятие музыки – это активный слухо-двигательный процесс, в котором моторные реакции присутствуют всегда. Для того, чтобы дети активно включились в процесс слушания музыки, необходимо у них развивать чувство ритма.
В работе над ритмом нужно придерживаться определенной последовательности, которая многократно подтверждена практикой и имеет научное обоснование:
1. Равномерное метрирование музыки.
2. Выделение сильной доли (акцент), который дети передают хлопками, шагами игрушек по столу и специальными музыкально- ритмическими упражнениями.
3. Соединение метроритма и сильной доли. Например, в младшей группе используется упражнение «Петушок», в котором папа петушок шагает на сильную долю, а маленькие цыплятки идут мелкими шагами на каждую долю. В средней группе в упражнении «Дождик» дети ладошками хлопают -«ловят» мелкие капли дождя, которые капают часто (метроритм) и крупные капли, падающие редко (сильная доля), стучат по коленям.
Третий этап. Далее дети выбирают инструменты, соответствующие характеру звучания художественного образа музыкального произведения. Помогает «Схематическая партитура» . В большие цветные карточки в виде геометрических фигур с кармашками дети могут вставлять карточки с изображением музыкальных инструментов, которые, по их мнению, могут быть использованы для озвучивания данного произведения. Первый кармашек – для инструмента, который будет играть сильную долю, остальные кармашки для инструментов, которые будут отстукивать метроритм. Далее детям предлагается выбрать инструмент, на котором они будут играть.
Т.Э.Тютюнникова пишет, , что «шумовой оркестр»— это игра в оркестр» , где есть место для фантазии, возможны разные варианты, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда выученной одной-единственной версии и где играют все дети. В наших «оркестрах » мы с детьми часто используем музыкальные « игрушки»: петушок-свистулька в пьесе «Петушок» , автомобильный гудок в произведении «Старый автомобиль» , стиральная доска в «Во саду ли, в огороде».Это приносит много радости детям при исполнении этих произведений
Четвертый этап. На этом этапе начинается игра на музыкальных инструментах. Для гармоничного звучания оркестра необходима большая предварительная работа с детьми — сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра.
Дети старшего возраста играют в детском оркестре смешанного вида. который представлен разными группами инструментов: ударными, струнными, духовыми, инструментами-игрушками. Свистульками и т.д.
Для инструментальной оркестровой деятельности характерна преемственность: дети младших групп, наблюдая за детьми старших групп, более успешно овладевают навыками игры на различных инструментах.
Пятый этап. Интенсивные занятия с детскими музыкальными инструментами на музыкальных занятиях постепенно переходят в совместную самостоятельную деятельность с инструментами в группе. Именно в группе дети отрабатывают те навыки и умения , которые получили на музыкальных занятиях.
Подводя итог проделанной работы и сравнив результаты по музыкальному развитию детей 2011/12 и 2013/14 уч. годов можно увидеть положительную динамику развития, что дает наглядное подтверждение важности и необходимости системной и последовательной работы с детьми по обучению игры в оркестре. Анализ музыкальных способностей детей выявил, что использованный метод активного слушания (восприятия музыки с использованием музыкальных инструментов) дал положительные результаты к концу 2013/2014 учебного года: по каждому блоку развития музыкальных способностей возросло количество детей с высоким средним уровнем развития, с низким же уровнем процент детей значительной уменьшился. В то время как в 2011/2012уч. году метод активного восприятия музыки не являлся главным, то и процент успешности был меньше.
Список литературы
- Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду /
под ред. Ветлугиной Н. А. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение,
1989. - Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. -М.: «Просвещение», 1990.
- Костина Э.П. «Камертон». Программа музыкального развития и воспитания ребенка до трех лет в условиях общественного воспитания и семьи», Н.Новгород :Нижегородский гуманитарный центр, 1999.
- Крашенинникова Н.Б., Красильникова Н.В. Использование музыкальных инструментов в детском саду. Нижний Новгород. НИРО. 2011г.
- Метлов Н. А. Музыка - детям. - М., 1985.
- Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. -Ярославль: Академия развития, 1997.
- Радынова О. П., Программа «Музыкальные шедевры». Москва. 2009г
- Радынова О. П., Л.Н.Комиссарова Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Дубна. Феникс+. 2011
- Тютюнникова Т. Доноткино. Педагогическое общество России. Москва. 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ И ПРОДУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ И ПРОДУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОльга Сергеевна РусскихВоспитатель ГБДОУ Детский сад № 27 Калининского района г. Санкт –ПетербургУж...
РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На сегодняшний момент развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом качестве приоритетного используется деятельностный подход к личн...
Статья «Формирование и развитие художественных способностей на занятиях по изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики в современное время. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения...
Сообщение для воспитателей "Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Пластилинография"
Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или ...
Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий....
Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Пластилинография»
Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Пластилинография»И...
Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Пластилинография
Развивать художественно-творческие способности у детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии....